Сегодня день рождения Михаила Ефремова: 5 «нетленок» о смерти

Культура

В этот знаменательный для всего постсоветского искусства день мы поговорим об обратной стороне существования, которой актёр часто касался в своём творчестве.

Михаил Ефремов. Фото: http://fakty.ua/
Михаил Ефремов. Фото: fakty.ua

Знаменитый артист театра и кино Михаил Ефремов в настоящее время не менее известен своим участием в проектах «Гражданин поэт» и «Господин хороший». Эти проекты отличаются своим нестандартным для постсоветского социума резко критическим отношением к укоренившейся веками патриархально-подданической политической культуре, основанной на авторитарном и тоталитарном правлении. Выпуски, едко и саркастически издевающиеся над неизжитыми формами и предрассудками «восточного деспотизма» и коллективизма, демонстрируют ничтожество представлений о государственном «величии», основанном на многовековом рабстве. И там, где затрагиваются темы смерти и «смертности», в особенности подчёркивается важность освобождения от укоренённых великодержавных химер прошлого. Только освободившись от этих имперских «паразитов сознания», можно найти путь к подлинной жизни.

В нашей статье мы приведём несколько выпусков среди тех, которые напрямую касаются темы смерти, и этим исчерпывающе разоблачают социальные иллюзии, присущие всем, кто воспитывался в традициях коллективизма. Напомним, что тексты двух широко известных проектов принадлежат таким замечательным современным российским поэтам, как Дмитрий Быков, Василий Гончаров и Андрей Орлов.

Михаил Ефремов с Дмитрием Быковым. Источник: http://ru-bykov.livejournal.com/
Михаил Ефремов с Дмитрием Быковым. Источник:ru-bykov.livejournal.com

«Болезнь к смерти»

Два «русских марша», прошедших в День народного единства 4 ноября 2011 года, один националистический, а другой – официальный, организованный движением «Наши», вдохновил создателей «Гражданина поэта» на осмысление социального пугалища под названием «русский мир». Основой для версификации было известное стихотворение Андрея Вознесенского «Ты меня на рассвете разбудишь…», ставшее ещё более известной песней. Выпуск назывался «Ходячий больной». Он описывал то ложное «национальное пробуждение», в основе которого лежат страхи перед всем, что не укладывается в ограниченную «картину мира», сформированную патриархально-подданической политической культурой. Такому «пробуждению» суждено стать путём к духовной смерти народа:

Эти страхи сначала раздуют,

А когда они нас обессилят –

Всё, что надо, спокойно разрулят,

А потом осторожно распилят.

 

Я-то помню, поскольку постарше,

Что Россия без визгов и плачей

Не ходила на русские марши,

Но и русской была, и ходячей.

 

И не верила всякому блуду,

И не падала в чёрную жижу…

Я, конечно, её не забуду,

Но боюсь, что уже не увижу.

Стихи из преисподней

В новый, 2012 год, Михаил Ефремов предстал перед зрителями в образе Генерального секретаря ЦК КПСС Юрия Андропова, лежащего на смертном одре. Смысл такого выпуска был ясен: актуальная российская государственность тяготеет к отжившим и, как казалось ранее, уже отошедшим в небытие приоритетам во внутренней и внешней политике. Последующие события доказали всю правоту этой мысли. Михаил Ефремов цитирует строки из одного стихотворения Юрия Андропова, который, как известно, был не чужд поэзии:

Мы бренны в этом мире под луной.

Жизнь – только миг, небытие – навеки.

Кружится во Вселенной шар земной,

Живут и исчезают человеки.

 

Но сущее, рождённое во мгле,

Неистребимо на пути к рассвету.

Иные поколенья на земле

Несут всё дальше жизни эстафету.

В такой лирике, выражающей воззрения «магического материализма» самого Генерального секретаря, долгое время стоявшего у руля Комитета государственной безопасности, нет на самом деле подлинного человека. Жизнь человека стирается перед «эстафетой» глобального социума, и как верно замечено персонажем артиста, подобные вирши «не без отблеска геенны».

«Хрен вам перемен!»

Выпуск «Все умрут, а я останусь» версифицировал вечно актуальное «Перемен!» Виктора Цоя и пародировал состояние ожидания общественных преобразований, овладевшие советским обществом во второй половине 80-х годов. В настоящее время общественные настроения, напротив, поразила реакция, выражением которой стала речь Владимира Путина в Лужниках, произнесённая 23 февраля в День защитника Отечества:

Лужники!

Такие вот, блин, пироги!

Мужики!

Все, кто не с нами, враги.

Мы поднялись с колен, опершись на кремлёвский двучлен.

Перемен?

Хрен вам перемен!

А Сталин всё-таки «с нами»…

Выпуск «На смерть проекта» был последним в проекте «Поэт и гражданин». И появился он в символическую дату, 5 марта 2012 года. Как известно, 5 марта – день смерти Иосифа Сталина. Воскресший «вождь народов», устами Михаила Ефремова, с чувством огромного удовольствия повествует зрителям, что его система правления в нынешние времена возрождается в соответствии с абсолютизацией «вертикали власти»:

Как символично, видит Бог,

Что всё у нас наоборот,

Что ваш проект сегодня сдох,

А мой, напротив, восстаёт!

 

Сегодня, в пятый день весны,

Хотим мы или не хотим,

Не только контуры ясны,

Но даже запах ощутим.

 

Прошла волна лихих годин,

Десятилетий череда,

А я, поэт и гражданин,

Опять не делся никуда.

«Адские кущи» Уго Чавеса

Новый проект «Господин хороший», продолжавший «Гражданина поэта», также не был чужд проблематики смерти и посмертного существования. Незабываемый выпуск с красноречивым названием «Адские кущи» состоялся 11 марта 2013 года на смерть Уго Чавеса. В яркой саркастической форме передаётся мысль, которую высказал ещё Даниил Андреев, когда дописывал «Розу Мира» уже после смерти Иосифа Сталина, но ещё в глухие советские времена:

Тот, под чьим игом изнемогала страна, давно уже пожинает в иных мирах плоды того, что посеял в этом.

Но сколько бы тиранов, выражающих тенденции глобального Катехона, препятствующего пути эволюции человеческого осознания, не уходило в Миры Возмездия, всегда неизменной их характеристикой будет пафос «железной руки», загоняющей к «счастью»:

Мы все равны – что грек, что иудей,

Что все вожди обоих полушарий.

И главное – тут нет простых людей.

Как осчастливить их они мешали!

Оцените статью
Витебский Курьер
Добавить комментарий