О знаменитом скульпторе и своем учителе, которому в октябре исполнилось бы 110 лет, вспоминает Александр Гвоздиков.
Андрей Онуфриевич Бембель родился 30 октября 1905 года в городе Велиж, который тогда относился к Витебской губернии (сегодня Велиж относится к Смоленской области). Здесь же будущий советский скульптор получил начальное образование в мужской гимназии. А вот после он отправился в Витебск, где с 1925 по 1927 года учился в художественном техникуме. В 1931 году Бембель окончил Ленинградскую Академию художеств.
С 1927 года Андрей Онуфриевич принимал активное участие в художественных выставках, где демонстрировал свои работы в области станковой и монументальной скульптуры. Его первой монументальной работой стали рельефы для Дома правительства в Минске. В годы Великой Отечественной войны Андрей Онуфриевич создал портрет летчика-героя Гастелло, в послевоенное время – портрет Александра Матросова, памятник Дмитрию Менделееву перед Московским университетом, скульптурную композицию «Адам Мицкевич» и множество других прекрасных работ. Принимал участие Бембель в создании Кургана Славы и мемориального комплекса «Брестская крепость».
В небольшом старинном здании в начале улицы Суворова имя Бембеля знают хорошо. Директор детской художественной школы Витебска (а именно она располагается на месте художественного техникума) Михаил Григорьевич Клименко рассказал, что 10 лет назад, к столетнему юбилею скульптора, на здании школы появилась мемориальная доска.
– Доску эту сделал за свои средства наш земляк, скульптор Александр Гвоздиков, автор памятника Шагалу, – вспоминает Михаил Григорьевич, – из полимирбетона, прочного материала, который, в отличие от бронзы, долго сохраняет приличный вид. Мы все знаем, конечно, что в когда-то Бембель здесь учился, но, увы, никаких документальных подтверждений не сохранилось. Что вы хотите, это здание меняло владельцев не раз: тут и художественное училище было, и бухгалтерская школа…
К слову, в этих стенах учился не только Бембель, но и Заир Азгур, Павел Масленников, Соломон Юдовин. Даже писатель Василь Быков! Кстати, мемориальную доску Быкову сделал тот же Гвоздиков.
В книге Бориса Крепака «Андрей Бембель», изданной в 1988 году, великий скульптор предстает перед нами человеком, который всю свою жизнь посвятил творчеству, искусству.
Крепак отмечает, что уже в детском возрасте Бембель тянулся к лепке, в приходской школе он вылепил бюст Льва Толстого, а первой самостоятельной работой его стали портреты Калинина и Буденного. Скульптура же Николая Гастелло, созданная Бембелем в военное время, заслужила множество восторженных откликов на выставке, посвященной 25-летию БССР.
Воспитал Бембель немало талантливейших людей, которые впоследствии стали известными скульпторами и архитекторами. Один из них – наш витебский мастер Александр Гвоздиков (кстати, сейчас он работает над мемориальной доской Симановичу и памятником Александру Невскому). Александр, собственно, и сделал мемориальную доску Андрея Бембеля, на свои деньги. Ни средств на материал (а композит, хоть и гораздо дешевле бронзы, но денег стоит больших), ни гонорара после изготовления. Но это не это главное. Ведь делал Александр доску с любовью к своему учителю!
– Замечательным он был человеком, – улыбается Александр, – многому нас научил. Мы, студенты, помним его всегда улыбающимся, веселым. Бембель любил пошутить, а к нам относился по-отечески. Лентяев гонял, отличников поощрял. Но всегда за нас заступался. Был случай, когда за драку из Белорусского государственного театрально-художественного института, где мы учились (теперь это Академия художеств) выгнали Леонида Тарабуко. Так Бембель лично пошел за него хлопотать, и Леонида приняли снова! Каким он еще был? Щедрым! В те годы Бембель, как уже заслуженный скульптор и профессор, получал отличные гонорары и нас, студентов, всегда выручал. Это называлось «детишкам на молочишко». Правда, тратили мы эти деньги не на молоко… А что сделать, если стипендия была маленькой: 27 рублей, а погулять-то хотелось!
Еще вспоминаю случай: студенты вылепили для одной из школ статую горниста. А директор гонорар не выплачивает, поскольку требуется одобрение кого-то из вышестоящих. Позвали Андрея Онуфриевича. То посмотрел на статую музыканта, высоко держащего горн наподобие человека, выпивающего из горла, и заметил: «Узнаю профессиональный жест!». Работу тут же одобрили и гонорар выплатили.
Мы Бембелю помогали в мастерской. У нас это называлось почетным словом «бембелизация». Мастерскую ему, конечно, Минск выделил шикарную. А жил Бембель с семьей в особняке, где сейчас Союз художников. В быту великий мастер был неприхотлив. Для него главным была работа. А вот его потомки скульпторами не стали. Внучка Татьяна работает искусствоведом, сын Олег ушел в монастырь.
Сегодня, в годовщину дня рождения Андрея Бембеля, его ученики вспоминают о мастере с теплотой и искренней улыбкой. И пусть Андрей Онуфриевич покинул этот мир около тридцати лет назад, имя его, народного художника БССР, Лауреата Государственной премии Беларуси и просто чудесного человека и педагога, останется в поколениях. Бембель это заслужил.