культурная жизнь в Витебске в 1920-х годах
Где почти сто лет назад в Витебске проходили концерты, кто выступал здесь с гастролями, чем удивлял публику Театр революционной сатиры и кто руководил художественной мастерской. Эти и другие интересные факты о культурной жизни Витебска в 1920-е годы рассказала на очередной лекции бесплатных курсов по истории города ведущий архивист Государственного архива Витебской области Светлана Мясоедова.
Концерты в саду «Елаги»
Крупнейшей концертной площадкой в послереволюционном Витебске был сад имени Свердлова, более известный как «Елаги» (современный – Парк культуры и отдыха железнодорожников).
Сад находился в довольно запущенном состоянии:
«Вместо мебели – обломки, рояль без ножек (на 3 табуретах) и без педали, артисты одеваются и гримируются на глазах назойливой любопытной публики. Все уборные в щелях и в таком антисанитарном состоянии, что вряд ли добрый гражданин поставил бы туда свою лошадь. И в этой атмосфере артисты проводят 4 часа нервной напряженной работы».
Несмотря на это, именно здесь проходила большая часть летней музыкальной жизни города, звучала и симфоническая музыка, и модные в 20-е годы прошлого века куплеты, и народная песня, выступали как местные артисты, так и гастролирующие труппы.
Только в 1923 году в саду побывали с концертами юморист Андерсон, «Свободный театр» с Леонидом Утесовым и Николаем Фореггером, клоуны Бим – Бом. А артисты петроградских театров представили «вечер настроений, музыки, оперного пения, русских интимных песен, цыганских романсов, классических и характерных танцев», в котором приняли участие премьер Мариинского театра Николай Куклин, исполнительница романсов Ольга Мордвинова, премьеры Академического балета Людмила Гулюк и Николай Ивановский и другие.
Государственный симфонический оркестр в Витебске
В апреле 1919 года было решено провести ремонт в саду «Елаги» и оборудовать летнюю концертную площадку для Государственного симфонического оркестра. За год были даны 60 концертов.
В состав оркестра входили около 50 музыкантов. Среди них – первоклассные артисты из Петрограда и местные музыканты невысокой квалификации, многие из которых были слабо подготовлены, к примеру, двое пожилых флейтистов и вовсе систематически засыпали во время программы.
Просуществовал свой оркестр в Витебске недолго: из-за острой нехватки средств на его содержание в октябре 1921 года он был ликвидирован.
Художественно-декоративная мастерская под руководством Шагала
Осенью 1918 года в Витебске была создана организационная комиссия по устройству художественной школы и коммунальной мастерской при классе прикладных искусств.
Мастерская устраивалась для того, чтобы учащиеся и руководители художественной школы выполняли разнообразные живописные, малярные, лепные работы, писали необходимые городу вывески, плакаты, афиши, портреты, осуществляли покраску или роспись стен зданий, создавали театральные декорации. Организацией и оборудованием мастерской занимался Марк Шагал. Интересные факты об известном художнике можно узнать здесь.
Все учреждения, организации и частные лица в Витебске обязаны были делать заказы на декоративные работы исключительно в мастерской. Располагалась она по улице Канатной (сегодня – Димитрова) в бывшем доме Моделя Хаима Ицки. Подробнее об этом можно прочитать здесь.
С улиц города стали исчезать старые вывески, а их место занимали новые, исполненные в мастерской. Одним из первых заказчиков стал Витебский губернский отдел народного образования.
В марте 1919 года мастерская была переименована в 1-ю Государственною трудовую декоративную мастерскую и стала работать в структуре подотдела изобразительного искусства Витебского губернского отдела народного образования.
На 1 апреля 1920 года членами мастерской являлось 24 человека, в том числе Казимир Малевич, Вера Ермолаева, Нина Коган, Лазарь Лисицкий, Лазарь Хидекель, Юдель Пэн, Давид Якерсон. Именно члены мастерской в 1920-х годах украсили провинциальный Витебск яркими картинами, которые режиссер Сергей Эйзенштейн назвал
«супрематическими конфетти, разбросанными по улицам ошарашенного города».
Дом просвещения и Теревсат
В конце 1918 года на базе «Интимного театра» Тихантовского, который существовал в Витебске в 1908-1918 годах, был организован Дом просвещения. Здесь работали театр, красноармейский клуб имени Володарского со столовой, библиотека и драматическая студия.
Одним из режиссеров и актеров «Дома просвещения» был Михаил Александрович Разумный, который до приезда в наш город работал в петроградских театрах, в том числе в знаменитом «Кривом зеркале».
Уже в начале февраля 1920 года в Доме просвещения состоялся первый спектакль Теревсата (театра революционной сатиры). Традиционно начиналось представление с митинга с докладом о положении страны. Затем на метлах выезжал весь коллектив и исполнял марш «Гимн красной метле». Сама программа выступления состояла из нескольких номеров, во время которых артисты пели, танцевали, давали кукольные представления, часто импровизировали. Нередко актеры обходились без подмостков и находились среди зрителей.Главными героями постановок были Колчак, Деникин, Юденич, Петлюра и другие. Роль конферансье исполнял Михаил Разумный, который несколькими фразами определял сущность номера и соединял программу спектакля общей идеей.
Критика отмечала, что репертуар Теревсата был беден, исполнение недостаточно художественным, а некоторые номера и вовсе неудачными. Однако на улицах Витебска в то время только этот театр и обсуждали.
В апреле 1920 года Теревсат уехал на гастроли и послужил основой для создания Театра Революции (ныне Московский академический театр имени Маяковского).
Некоторое время назад мы рассказывали о повседневной жизни витеблян в 1920-е годы. Как это было, можно вспомнить здесь и здесь.
В связи с переносами рабочих дней очередное занятие курсов состоится 22 марта.