Где в Витебске был парк «Елаги», Теревсат и мастерская под руководством Шагала

культурная жизнь в Витебске в 1920-х годах

Где почти сто лет назад  в Витебске проходили концерты, кто выступал здесь с гастролями, чем удивлял публику Театр революционной сатиры и кто руководил художественной мастерской. Эти и другие интересные факты о культурной жизни Витебска в 1920-е годы рассказала на очередной лекции бесплатных курсов по истории города ведущий архивист Государственного архива Витебской области Светлана Мясоедова.

Концерты в саду «Елаги»

Крупнейшей концертной площадкой в послереволюционном Витебске был сад имени Свердлова, более известный как «Елаги» (современный – Парк культуры и отдыха железнодорожников).

парк железнодорожников, витебск

Парк культуры железнодорожников. Фото Евгении Москвиной

Сад находился в довольно запущенном состоянии:

«Вместо мебели – обломки, рояль без ножек (на 3 табуретах) и без педали, артисты одеваются и гримируются на глазах назойливой любопытной публики. Все уборные в щелях и в таком антисанитарном состоянии, что вряд ли добрый гражданин поставил бы туда свою лошадь. И в этой атмосфере артисты проводят 4 часа нервной напряженной работы».

Несмотря на это, именно здесь проходила большая часть летней музыкальной жизни города, звучала и симфоническая музыка, и модные в 20-е годы прошлого века куплеты, и народная песня, выступали как местные артисты, так и гастролирующие труппы.

Сад Елаги, открытка кон. XIX — нач. XX веков. Фото evitebsk.com

Только в 1923 году в саду побывали с концертами юморист Андерсон, «Свободный театр» с Леонидом Утесовым и Николаем Фореггером, клоуны Бим – Бом. А артисты петроградских театров представили «вечер настроений, музыки, оперного пения, русских интимных песен, цыганских романсов, классических и характерных танцев», в котором приняли участие премьер Мариинского театра Николай Куклин, исполнительница романсов Ольга Мордвинова, премьеры Академического балета Людмила Гулюк и Николай Ивановский и другие.

Государственный симфонический оркестр в Витебске

В апреле 1919 года было решено провести ремонт в саду «Елаги» и оборудовать летнюю концертную площадку для Государственного симфонического оркестра. За год были даны 60 концертов.

В состав оркестра входили около 50 музыкантов. Среди них – первоклассные артисты из Петрограда и местные музыканты невысокой квалификации, многие из которых были слабо подготовлены, к примеру, двое пожилых флейтистов и вовсе систематически засыпали во время программы.

Просуществовал свой оркестр в Витебске недолго: из-за острой нехватки средств на его содержание в октябре 1921 года он был ликвидирован.

Главная аллея сада Елаги. Открытка начала XX века. Фото evitebsk.com

Художественно-декоративная мастерская под руководством Шагала

Осенью 1918 года в Витебске была создана организационная комиссия по устройству художественной школы и коммунальной мастерской при классе прикладных искусств.

Мастерская устраивалась для того, чтобы учащиеся и руководители художественной школы выполняли разнообразные живописные, малярные, лепные работы, писали необходимые городу вывески, плакаты, афиши, портреты, осуществляли покраску или роспись стен зданий, создавали театральные декорации. Организацией и оборудованием мастерской занимался Марк Шагал. Интересные факты об известном художнике можно узнать здесь.

Все учреждения, организации и частные лица в Витебске обязаны были делать заказы на декоративные работы исключительно в мастерской. Располагалась она по улице Канатной (сегодня — Димитрова) в бывшем доме Моделя Хаима Ицки. Подробнее об этом можно прочитать здесь.

витебск, эскиз, граффити, Малевич

Современность. Супрематизм Малевича на улице Марка Шагала. Фото Саши Май

С улиц города стали исчезать старые вывески, а их место занимали новые, исполненные в мастерской. Одним из первых заказчиков стал Витебский губернский отдел народного образования.

В марте 1919 года мастерская была переименована в 1-ю Государственною трудовую декоративную мастерскую и стала работать в структуре подотдела изобразительного искусства Витебского губернского отдела народного образования.

На 1 апреля 1920 года членами мастерской являлось 24 человека, в том числе Казимир Малевич, Вера Ермолаева, Нина Коган, Лазарь Лисицкий, Лазарь Хидекель, Юдель Пэн, Давид Якерсон. Именно члены мастерской в 1920-х годах украсили провинциальный Витебск яркими картинами, которые режиссер Сергей Эйзенштейн назвал

«супрематическими конфетти, разбросанными по улицам ошарашенного города».

Во время очередной лекции курсов. Фото Саши Май

Дом просвещения и Теревсат

В конце 1918 года на базе «Интимного театра» Тихантовского, который существовал в Витебске в 1908-1918 годах, был организован Дом просвещения. Здесь работали театр, красноармейский клуб имени Володарского со столовой, библиотека и драматическая студия.

Одним из режиссеров и актеров «Дома просвещения» был Михаил Александрович Разумный, который до приезда в наш город работал в петроградских театрах, в том числе в знаменитом «Кривом зеркале».

Иллюстрационный снимок. Театр им. Всеволода Мейерхольда. Сцена из спектакля «Лес». Фото Алексея Темерина

Уже в начале февраля 1920 года в Доме просвещения состоялся первый спектакль Теревсата (театра революционной сатиры). Традиционно начиналось представление с митинга с докладом о положении страны. Затем на метлах выезжал весь коллектив и исполнял марш «Гимн красной метле». Сама программа выступления состояла из нескольких номеров, во время которых артисты пели, танцевали, давали кукольные представления, часто импровизировали. Нередко актеры обходились без подмостков и находились среди зрителей.Главными героями постановок были Колчак, Деникин, Юденич, Петлюра и другие. Роль конферансье исполнял Михаил Разумный, который несколькими фразами определял сущность номера и соединял программу спектакля общей идеей.

Критика отмечала, что репертуар Теревсата был беден, исполнение недостаточно художественным, а некоторые номера и вовсе неудачными. Однако на улицах Витебска в то время только этот театр и обсуждали.

В апреле 1920 года Теревсат уехал на гастроли и послужил основой для создания Театра Революции (ныне Московский академический театр имени Маяковского).

Иллюстрационный снимок. В гримерке. 1920-е годы. Фото russiainphoto.ru

Некоторое время назад мы рассказывали о повседневной жизни витеблян в 1920-е годы. Как это было, можно вспомнить здесь и здесь.

В связи с переносами рабочих дней очередное занятие курсов состоится 22 марта.

РЕКЛАМА


РЕКЛАМА