гражданский брак, «базарные цены» и продовольственные карточки трех цветов
Когда в Витебске появились продовольственные карточки, как гражданский брак заменил церковный и сколько буханок хлеба мог купить за месячную зарплату бухгалтер художественного училища? Эти и многие другие интересные факты можно было узнать на очередной лекции бесплатных курсов «Витебск: реальная и популярная история родного города» в этот четверг в областной библиотеке.
Содержательный доклад на основе архивных документов представила ведущий архивист Государственного архива Витебской области Светлана Мясоедова.
Продовольственные карточки
27 июля 1918 года Народный комиссариат продовольствия принял специальное постановление о введении повсеместного классового продовольственного пайка. Для этого все население поделили сначала на четыре, затем на три категории. Первым городом, где был введен паек, стал Петроград, с 1 сентября 1918 года паек появился в Москве, потом был распространен на провинцию, в том числе и на Витебскую губернию.
С апреля 1919 года товары и продукты в Витебске стали отпускаться исключительно по карточкам. На каждого едока в специальных пунктах выдавалась отдельная карточка одного из трех цветов – в зависимости от того, к какой категории населения принадлежал человек.
Согласно инструкции, к первой категории относились беднейшие жители, инвалиды, увечные, беременные и кормящие женщины. Ко второй – земледельцы и служащие по найму, к третьей – лавочники, бывшие помещики, лица, живущие на нетрудовой доход.
Отдельные карточки полагались детям до шести лет и детям от шести до четырнадцати лет. Больницы и места заключения получали продукты по ордерам.
Как Соллертинский цены на базаре собирал
В январе 1918 года в структуре Витебского губернского статистического бюро была организована секция статистики распределения, потребления, продуктообмена, финансов и кредита.
Среди задач новой секции были: исследование результатов обложения чрезвычайным революционным налогом, постановка на учет лавок, складов и запасов в них, сбор и обработка информации по снабжению населения продуктами и другими необходимыми для жизни предметами.
Так в конце июля 1919 года на временные счетные работы по секции был назначен Иван Соллертинский, который, в частности, должен был собирать и обрабатывать «базарные цены». Для этого Иван Иванович посещал Могилевский базар (располагался в районе современной площади Победы) и тщательно фиксировал цены.
Буханка хлеба – 1 тысяча рублей
В архиве сохранились документы, которые позволяют узнать, какую зарплату получали некоторые жители Витебска. Например, известно, что в феврале 1921 года бухгалтер художественного училища зарабатывал 20 тысяч рублей. Для сравнения на базаре зимнее пальто в то время стоило 500 тысяч, зимние ботинки – 300 тысяч, а буханка хлеба – 1 тысяча.
Кстати, Казимир Малевич, работая в художественном училище, в это время получал персональный оклад – 80 тысяч.
А какими зарплатами могли похвастаться учителя и рабочие в начале ХХ века, можно узнать здесь.
«Без иконы, без богомоления, по советскому закону, за мое почтение»
В конце прошлого года органы ЗАГСа отметили столетие со дня своего основания. 18 декабря 1917 года был принят декрет «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния». С этого времени законным браком стал считаться лишь гражданский (светский) брак, оформленный в местных отделах ЗАГС, а также церковный, заключенный до 20 декабря 1917 года.
Многим молодым людям в Витебске гражданский брак пришелся по душе. Будущие молодожены говорили, что не хотят венчальных колец и будут жениться
«без иконы, без богомоления, по советскому закону, за мое почтение».
Кто мог вступить в гражданский брак в то время?
Юноши старше 18 лет и девушки старше 16 лет. Причем у них не должно было быть психических заболеваний и они не должны были состоять в кровном родстве. Те, кто хотел оформить свои отношения, делали устное или подавали письменное заявление в отдел ЗАГС. Также необходимо было приложить подписку о добровольном вступлении в брак и документы, подтверждающие личность.
Кстати, в первые годы советской власти запись о регистрации брака, а также первая выписка из нее осуществлялись бесплатно.
В личной жизни коммунистичен
Браки в 20-е годы заключались публично. Нередко на официальной церемонии присутствовали не только жених, невеста и сотрудники ЗАГСа, но и представители партийного и комсомольского комитетов.
Например, можно вспомнить комедию Маяковского «Клоп», когда жених Скрипкин говорил:
«Я желаю жениться в организованном порядке и в присутствии почетных гостей и, особенно, в присутствии особы секретаря завкома…».
Во время церемонии с докладами и приветствиями могли выступать опытные партийные товарищи или сослуживцы молодых. А после того как брак был зарегистрирован, сами молодожены нередко обращались к присутствовавшим и призывали всех последовать их примеру и отречься от религиозного дурмана.
Заканчивалась такая церемония совместным исполнением «Интернационала». А в партийной характеристике вступивших в брак появлялась новая запись:
«В личной жизни коммунистичен».
Семья – буржуазный пережиток
В то же время нередко в 1920-е годы звучали призывы к отмене любых форм регистрации брака, а семья называлась буржуазным пережитком.
По советскому законодательству процедура развода была максимально упрощена, поэтому, если одну из сторон в браке что-то не устраивало, всегда можно было развестись. Недаром в то время говорили:
«вечером могу жениться, а на утро разводиться».
Интересные факты о школах, детских садиках и приютах, которые работали в Витебске в 1920-е годы, мы расскажем завтра. А пока предлагаем узнать, что в нашем городе сто лет назад существовал комитет по борьбе с безработицей.
Не в первый раз вижу статью замечательной журналистки, дающую очень
интересную фактуру, которая позволяет делать выводы глобальные, на уровне
культурологии и теории религии. Действительно, 20-е годы – это когда молодая
Советская республика была не империей, а ойкуменой. Важно понимать это
различие, подчёркиваю: империя и ойкумена. Несмотря на то, что “патриотически” и
пророссиянски настроенные враги Запада, как в Беларуси, так и в России,
называют США то “мировым жандармом”, то империей, на самом деле Соединённые
Штаты Америки остались единственным государственным образованием, которое можно
охарактеризовать именно как ойкумена, дающая некоторые универсальные принципы
нормального человеческого общежития в современном мире. Остаться той же ойкуменой
у Советской России не вышло. Модернизм по отношению к бракосочетанию описан
очень наглядно и доказательно. Проблема, однако, в том, что всякая революция, в
отличие от эволюционных процессов, вызывает реакцию, и в итоге в Советском
Союзе в конце 20-х гг. стали явственно проявляться черты сталинской империи,
которые абсолютно возобладали в 30-х. И после того вошли в силу трудовые коллективы,
женсоветы, которые весь прежний либерализм в отношении брака и “коммунистической
семьи” аннигилировали безжалостно и целеустремлённо.