В личной жизни коммунистичен. Повседневная жизнь в Витебске почти сто лет назад

История

гражданский брак, «базарные цены» и продовольственные карточки трех цветов

Когда в Витебске появились продовольственные карточки, как гражданский брак заменил церковный и сколько буханок хлеба мог купить за месячную зарплату бухгалтер художественного училища? Эти и многие другие интересные факты можно было узнать на очередной лекции бесплатных курсов «Витебск: реальная и популярная история родного города» в этот четверг в областной библиотеке.

Содержательный доклад на основе архивных документов представила ведущий архивист Государственного архива Витебской области Светлана Мясоедова.

мясоедова, курсы истории
Светлана Мясоедова. Фото Саши Май

Продовольственные карточки

27 июля 1918 года Народный комиссариат продовольствия принял специальное постановление о введении повсеместного классового продовольственного пайка. Для этого все население поделили сначала на четыре, затем на три категории. Первым городом, где был введен паек, стал Петроград, с 1 сентября 1918 года паек появился в Москве, потом был распространен на провинцию, в том числе и на Витебскую губернию.

карточки, продукты, архив
Продовольственные карточки. Из фондов Государственного архива Витебской области

С апреля 1919 года товары и продукты в Витебске стали отпускаться исключительно по карточкам. На каждого едока в специальных пунктах выдавалась отдельная карточка одного из трех цветов – в зависимости от того, к какой категории населения принадлежал человек.

Согласно инструкции, к первой категории относились беднейшие жители, инвалиды, увечные, беременные и кормящие женщины. Ко второй – земледельцы и служащие по найму, к третьей – лавочники, бывшие помещики, лица, живущие на нетрудовой доход.

Отдельные карточки полагались детям до шести лет и детям от шести до четырнадцати лет. Больницы и места заключения получали продукты по ордерам.

карточки, продукты, архив
Продовольственные карточки. Из фондов Государственного архива Витебской области

Как Соллертинский цены на базаре собирал

В январе 1918 года в структуре Витебского губернского статистического бюро была организована секция статистики распределения, потребления, продуктообмена, финансов и кредита.

Среди задач новой секции были: исследование результатов обложения чрезвычайным революционным налогом, постановка на учет лавок, складов и запасов в них, сбор и обработка информации по снабжению населения продуктами и другими необходимыми для жизни предметами.

В личной жизни коммунистичен. Повседневная жизнь в Витебске почти сто лет назад
Иллюстрационный снимок. Базар в 1920-е годы. Фото russiainphoto.ru

Так в конце июля 1919 года на временные счетные работы по секции был назначен Иван Соллертинский, который, в частности, должен был собирать и обрабатывать «базарные цены». Для этого Иван Иванович посещал Могилевский базар (располагался в районе современной площади Победы) и тщательно фиксировал цены.

Буханка хлеба – 1 тысяча рублей

В архиве сохранились документы, которые позволяют узнать, какую зарплату получали некоторые жители Витебска. Например, известно, что в феврале 1921 года бухгалтер художественного училища зарабатывал 20 тысяч рублей. Для сравнения на базаре зимнее пальто в то время стоило 500 тысяч, зимние ботинки – 300 тысяч, а буханка хлеба – 1 тысяча.

Кстати, Казимир Малевич, работая в художественном училище, в это время получал персональный оклад – 80 тысяч.

А какими зарплатами могли похвастаться учителя и рабочие в начале ХХ века, можно узнать здесь.

курсы истории, библиотека
Во время курсов. Фото Саши Май

 «Без иконы, без богомоления, по советскому закону, за мое почтение»

В конце прошлого года органы ЗАГСа отметили столетие со дня своего основания. 18 декабря 1917 года был принят декрет «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния». С этого времени законным браком стал считаться лишь гражданский (светский) брак, оформленный в местных отделах ЗАГС, а также церковный, заключенный до 20 декабря 1917 года.

В личной жизни коммунистичен. Повседневная жизнь в Витебске почти сто лет назад
Иллюстрационный снимок. Молодожены. !920-е годы. Фото russiainphoto.ru

Многим молодым людям в Витебске гражданский брак пришелся по душе. Будущие молодожены говорили, что не хотят венчальных колец и будут жениться

«без иконы, без богомоления, по советскому закону, за мое почтение».

Кто мог вступить в гражданский брак в то время?

Юноши старше 18 лет и девушки старше 16 лет. Причем у них не должно было быть психических заболеваний и они не должны были состоять в кровном родстве. Те, кто хотел оформить свои отношения, делали устное или подавали письменное заявление в отдел ЗАГС. Также необходимо было приложить подписку о добровольном вступлении в брак и документы, подтверждающие личность.

Кстати, в первые годы советской власти запись о регистрации брака, а также первая выписка из нее осуществлялись бесплатно.

В личной жизни коммунистичен

Браки в 20-е годы заключались публично. Нередко на официальной церемонии присутствовали не только жених, невеста и сотрудники ЗАГСа, но и представители партийного и комсомольского комитетов.

Например, можно вспомнить комедию Маяковского «Клоп», когда жених Скрипкин говорил:

«Я желаю жениться в организованном порядке и в присутствии почетных гостей и, особенно, в присутствии особы секретаря завкома…».

В личной жизни коммунистичен. Повседневная жизнь в Витебске почти сто лет назад
Иллюстрационный снимок. Молодожены. !920-е годы. Фото russiainphoto.ru

Во время церемонии с докладами и приветствиями могли выступать опытные партийные товарищи или сослуживцы молодых. А после того как брак был зарегистрирован, сами молодожены нередко обращались к присутствовавшим и призывали всех последовать их примеру и отречься от религиозного дурмана.

Заканчивалась такая церемония совместным исполнением «Интернационала». А в партийной характеристике вступивших в брак появлялась новая запись:

«В личной жизни коммунистичен».

Семья – буржуазный пережиток

В то же время нередко в 1920-е годы звучали призывы к отмене любых форм регистрации брака, а семья называлась буржуазным пережитком.

По советскому законодательству процедура развода была максимально упрощена, поэтому, если одну из сторон в браке что-то не устраивало, всегда можно было развестись. Недаром в то время говорили:

«вечером могу жениться, а на утро разводиться».

Интересные факты о школах, детских садиках и приютах, которые работали в Витебске в 1920-е годы, мы расскажем завтра. А пока предлагаем узнать, что в нашем городе сто лет назад существовал комитет по борьбе с безработицей.

Оцените статью
Витебский Курьер
Добавить комментарий

  1. Георгий Корженевский

    Не в первый раз вижу статью замечательной журналистки, дающую очень
    интересную фактуру, которая позволяет делать выводы глобальные, на уровне
    культурологии и теории религии. Действительно, 20-е годы – это когда молодая
    Советская республика была не империей, а ойкуменой. Важно понимать это
    различие, подчёркиваю: империя и ойкумена. Несмотря на то, что “патриотически” и
    пророссиянски настроенные враги Запада, как в Беларуси, так и в России,
    называют США то “мировым жандармом”, то империей, на самом деле Соединённые
    Штаты Америки остались единственным государственным образованием, которое можно
    охарактеризовать именно как ойкумена, дающая некоторые универсальные принципы
    нормального человеческого общежития в современном мире. Остаться той же ойкуменой
    у Советской России не вышло. Модернизм по отношению к бракосочетанию описан
    очень наглядно и доказательно. Проблема, однако, в том, что всякая революция, в
    отличие от эволюционных процессов, вызывает реакцию, и в итоге в Советском
    Союзе в конце 20-х гг. стали явственно проявляться черты сталинской империи,
    которые абсолютно возобладали в 30-х. И после того вошли в силу трудовые коллективы,
    женсоветы, которые весь прежний либерализм в отношении брака и “коммунистической
    семьи” аннигилировали безжалостно и целеустремлённо.

    Ответить