«маленький островок демократической общественности» на углу улиц Димитрова и Евстигнеева
Практически каждое здание на улице Димитрова в Витебске уникально. Как мы уже писали, первые постройки в районе современной улицы появились еще в конце ХVIII века. Несколько старых, дореволюционных домов сохранились до нашего времени и сегодня включены в Государственный список историко-культурных ценностей Витебска.
Но, к сожалению, некоторые объекты навсегда исчезли с карты города. Среди них – Белые казармы, которые размещались на углу улиц Канатной и Госпитальной (современные – Димитрова и Евстигнеева). В 1918 году их переделали под Комитет по борьбе с безработицей, который Григорий Аронсон метко назвал «маленьким островком демократической общественности».
С помощью ведущего архивиста Государственного архива Витебской области Светланы Мясоедовой мы собрали несколько интересных фактов об этом учреждении, со дня основания которого исполнилось 100 лет.
1. Витебский комитет по борьбе с безработицей был создан в декабре 1917 года, а в роли его организаторов выступили «все рабочие города Витебска через профессиональные союзы». Первоначально комитет существовал при Центральном совете профсоюзов.
Учреждение должно было способствовать снижению уровня безработицы и улучшению положения безработных. При этом комитет мог организовывать свои предприятия, мастерские, кооперативы, бани, ночлежки, столовые, клубы, проводить выставки и экскурсии. Также он имел право обращаться в государственные и общественные учреждения с предложениями о сотрудничестве. А существовал комитет за счет ежегодной прибыли от деятельности находящихся в его ведении предприятий.
2. Комитету по борьбе с безработицей удалось оборудовать целый ряд мастерских и большой завод сельскохозяйственных машин и орудий.
В апреле 1918 года при комитете заработала артель модисток. Сделать это постановило правление профсоюза работников игольного цеха, оценив, насколько много безработных модисток в Витебске. В результате были открыты магазин и мастерская, где мастерицы изготавливали, например, соломенные шляпы и украшали их цветами, тюлем, перьями и пряжками.
3. К 1 августа 1918 года в ведении Комитета находились завод сельскохозяйственных машин и оборудования, кожевенный завод, мастерские дамских шляп, шорная (мастерская по изготовлению ременной упряжи), шапочная, портняжная, сапожно-заготовочная мастерские, а также прачечная и красильня. Размещались заводы и мастерские Витебского комитета по борьбе с безработицей в бывших Белых казармах.
4. Правление Комитета состояло из председателя, товарища (заместителя) председателя, казначея и секретаря.
Председателем правления в комитете работал Александр Тарле (с декабря 1917 года). Заведующим мастерскими Комитета по борьбе с безработицей с 10 декабря 1917 года был Родион Гребенчи, затем Самуил Фиш (должность – директор заводов и мастерских Витебского комитета по борьбе с безработицей).
5. Переплетную мастерскую возглавил А.М. Пок. Вначале он обрадовался: наконец появилась возможность применить свой опыт, полученный во время работы в Петрограде на фабриках Гаевского и Винклера, а также в собственной мастерской, которой он заведовал 23 года, и где выполнялись заказы для высокопоставленных лиц и школьников.
Но в Витебске не было материала, из которого можно было бы изготавливать качественные переплеты, остро не хватало квалифицированных специалистов, да и простых работников тоже. Что раньше он делал один, теперь не могли выполнить и четверо-пятеро людей. Деньги на открытие мастерской субсидировал отдел народного образования, но прибыли она не приносила и работа шла вяло.
6. Профсоюз регулярно сообщал о том, что положение служащих ухудшается, они голодают, так как цены растут с неимоверной скоростью.
С января 1918 года заводы и мастерские комитета были признаны собственностью РСФСР, но оставлены в ведении учреждения. А 11 января 1919 года президиум Витебского губисполкома решил ликвидировать комитет, потому как тот был экономически слаб, а помощь безработным оказывали соответствующие государственные органы. Вначале, 28 января 1919 года, президиум Высшего совета народного хозяйства это решение отменил, но уже 2 февраля 1920 объявил о ликвидации комитета.
7. Между тем в декабре 1919 года отмечался двухлетний юбилей учреждения. Руководил оформлением праздника Казимир Малевич.
Как отмечал искусствовед Александр Лисов, этот проект можно считать первой совместной акцией группы витебских художников и первым шагом к созданию объединения УНОВИС («утвердители нового искусства»).
Во время праздника должно был состояться торжественное заседание, концерт, спектакль, детский вечер и выставка изделий предприятий Комитета. Для этого планировалось оформить фасады зданий правления Комитета и его предприятий, а также городского театра, позаботиться об украшении улиц, трамвая и праздничных колонн.
Александр Геннадьевич отыскал в архиве документы, подтверждающие, что подготовка к празднику велась в сжатые сроки. К примеру, 9 декабря оргкомиссия, созданная для организации праздника, обратилась в отдел народного образования и попросила предоставить помещение городского театра для проведения юбилейных мероприятий. А 13 декабря было отправлено письмо на адрес горпродкома с просьбой отпустить сначала 30 аршин, затем 50 аршин шелковой материи красного цвета «для изготовления знамен к празднованию».
Благодаря сохранившемуся официальному приглашению, по мнению Александра Лисова, можно говорить о том, что празднование двухлетнего юбилея пришлось на 19-20 декабря. А уже 21 декабря Казимир Малевич писал из Витебска в Москву Вере Степановой:
«Жизнь кипит, вчера Витебский пролетариат шел со знаменами Супрематическими…».
Лазарь Лисицкий же в своем докладе «Новое русское искусство» (1922 год) отмечал:
«…мы /Малевич и Лисицкий/ расписали 1500 кв. метров холста к заводскому празднику, оформили три здания и сцену в городском театре для торжественного заседания фабричного комитета».
Малоизвестные факты о Казимире Малевиче можно узнать здесь, а где в Витебске и сегодня можно «увидеть» художника, – здесь.
Витебский комитет по борьбе с безработицей и профсоюзы,- создавали реальные рабочие места и помогали нуждающимся, а не облагали их налогом, не писали лже статистику, не организовывали фейковые “биржы труда”, где нет реальных предложений о работе…. Наша эпоха,- полный абсурд с элементами крепостного права…. Наверное, наша эпоха и вовсе не имеет аналогий….
Согласна с Вами полностью.