Нож в голову Ильича

Ганчарова, революция, Ленин, холодец, инсталляция, Корженевский Культура

От скандальной выставки в Витебском центре современного искусства с «головой» из холодца – к социальной магии и концептуальной власти в Беларуси

Ганчарова, революция, Ленин, холодец, инсталляция, Корженевский
Инсталляция Анастасии Ганчаровой «12 ножей в спину революции». Вид сверху. Фото: соцсети

В своих предшествующих статьях, опубликованных в начале нынешнего года, мы рассказывали о некоторых прошлогодних витебских выставках, заслуживающих серьёзного внимания. И, конечно, совершенно осознанно пропустили при этом выставку наиболее скандальную, о которой следует сказать особо. В целом, она не продержалась и трое суток, что стало своего рода рекордом по нынешним временам, и хотя бы по данной причине на неё стоило обратить отдельное внимание. Для многих оказалось странным, что при достаточном плюрализме культурной жизни Витебска, произошёл непонятный конфуз.

Ганчарова, инсталляция, Ленин, Корженевский
Инсталляция Анастасии Ганчаровой. Фото: соцсети

Закрытие выставки стало фактором знаковым, и породило вопросы, недоумения и замешательство. «Голова Ильича», сваренная в виде холодца из свинины с приправами, была размещена в качестве экспоната выставки «Время женщин», открытой 1 ноября, а уже 3 ноября демонтировали всю экспозицию. Прямые и косвенные причины демонтажа выставки могут быть понятны, так как ВЦСИ напрямую подчиняется Отделу идеологической работы, культуры и по делам молодёжи Витебского горисполкома, и такой экспонат явно был воспринят как вызов и «подстава».

Ленин, Ильич, иссталляция, Корженевский, нож
«Нож в голову Ильича». Фото: соцсети

В итоге автор изделия, явившегося основой её инсталляции «12 ножей в спину революции», Анастасия Ганчарова завершила репрезентацию «головы Ильича» акциями на площадях и улицах города, и все остались в недопонимании друг относительно друга. Художница могла обвинить представителей местной исполнительной власти в приверженности устаревшей советской политической модели и идеологическим штампам прошлого, а власть проявила недовольство руководством ВЦСИ в «попрании устоев», выражающихся в неуважении к символике и личностям, связанным с государственными праздниками. Разумеется, учитывая тематику выставки, и то, что 7 ноября является республиканским праздником, стоило проконсультироваться с соответствующими структурами в исполкоме об уместности «головы Ильича» в тарелке с ножом. В конце концов, можно было провести художественную акцию, пригласив журналистов, у стен ВЦСИ на Белобородова 5, или в «Арт-пространстве “Толстого, 7”», или во дворе данного Арт-пространства. Но художница меньше всего была обязана ориентироваться в политических неоднозначностях и идеологических хитросплетениях, и вот по какой причине…

Ганчарова, Икар, графика, Корженевский
Анастасия Ганчарова. Икар

Принадлежность к творческой элите города, региона, страны, человечества определяется эволюционностью личного осознания, которая может противостоять так называемому «общественному подсознанию» или коллективному бессознательному народа, включающему в себя помимо прочего совокупность форм социальных соглашений, принятых «по умолчанию». Общественное подсознание является фактором охранительным, а не эволюционным. Представители творческой элиты выглядят непременно ниспровергателями устоявшейся картины мира: в социальном, научном, духовном отношении, вообще в плане восприятия и отражения действительности. Единственное, что можно требовать от человека, несомненно талантливого, при этом реального или потенциального члена творческой элиты, это не выходить за рамки административного и уголовного кодекса. Из всех других рамок он будет неизбежно выходить и вступать или в открытый конфликт с общественным подсознанием, или проявляя самоконтроль, установит с ним определённого рода соглашения на равноправных и взаимовыгодных условиях. Но следует учитывать, что внутренний или внешний конфликт с общественным подсознанием у любого человека, обладающего ярким талантом, будет так или иначе проявляться, и очевидным примером этого как раз стала инсталляция Анастасии Ганчаровой.

Ганчарова, Витебск, Корженевский
Анастасия Ганчарова. Фото Георгия Корженевского

Акция с «головой Ильича» – это попытка выйти за рамки «ветхих» соглашений и отказаться от прежних «социальных богов». Что же делают в подобных случаях общественное подсознание и государство, являющееся его выразителем в пределах исторически сложившихся границ? Разумеется, противостоят такого рода попыткам, и обусловлено это не потому, что они являются злом. Общественное подсознание, как и государство, выполняют функции сохранения и защиты большинства, которое их прежде всего интересует. Конечно, общественное подсознание готово развиваться, но лишь в той степени, в какой развитие является условием выживания, и не более того. Чего-то большего от него требовать невозможно и бессмысленно. В нашем же случае следует учитывать, что большинство белорусов являются сознательными или стихийными коллективистами и социалистами, со всеми вытекающими последствиями.

Ганчарова, хранитель, графика, Корженевский
Анастасия Ганчарова. Танец Хранителя

Всё вышесказанное стоит учитывать исключительно для объективной и отстранённой оценки происходившего с «головой Ильича», без предварительных симпатий или антипатий. Любая власть опирается прежде всего не на наличие природных богатств, аппарат насилия или бюрократические структуры управления, но на право осуществлять политическую власть. Наибольшее соответствие общественному подсознанию как раз и даёт наибольшее право осуществления власти. Секрет незыблемости управления в Беларуси, да и в той же России, заключается именно в этом соответствии, а не только лишь в репрессивном аппарате, как хотели бы видеть некоторые.

Ганчарова, искусство, графика, Корженевский
Мистическое искусство Анастасии Ганчаровой

Следующим важнейшим условием осуществления и удержания власти является верность своим идеям. При этом возможно проводить весьма широкие социальные трансформации, постмаоистский Китай тому пример. Однако верность основополагающим принципам и отсутствие предательства по отношению к идеям, которые являются фундаментальными, уже само по себе представляет условие сохранения власти. Для нынешней правящей элиты в Беларуси «советское прошлое» отнюдь не является прошлым. На фундаменте прежних коммунистических идей и функционирования аппарата партии осуществляется политическое и хозяйственное управление сегодня. В этом смысле политическая преемственность сохранилась в полной мере. Отсутствие предательства по отношению к собственным идеям, коим человек был предан изначально, является залогом прочного сохранения «права на власть». С этой стороны также понятно, почему на «голову Ильича» Анастасии Ганчаровой вкупе с выставкой, где объект из холодца экспонировался, было отреагировало со столь недвусмысленным неприятием.

ВЦСИ, Витебск, Белобородов, карма, Корженевский
После скандала в «головой Ильича» помещение ВЦСИ на Белобородова, 5 словно постигла карма… Фото Георгия Корженевского

Что же в этом случае представители оппозиции? Имеют ли они «право на власть» или возможность данное право обрести? Для тех из них, чьё сознание формировалось в советское время вплоть до трансформаций «перестройки», не предвидится ничего, ибо они подпадают под алгоритм, отторгающий предателей идеи. Другое дело современные политики, принадлежащие поколению 90-х – начала 2000-х, воспитывавшиеся в так называемом «безвременье», которые свободны брать на вооружение любую идею. Но и тут действует тот же алгоритм: любое её предательство расценивается общественным подсознанием как проявление слабости, а значит такого рода горе-политик отбрасывается в «мёртвое пространство» коллективного целого народа. Предательство обычно обусловливается провалом соответствующих испытаний, во время которых человек должен подтвердить право на силу и право на власть. В основном, согласно мифологическим и легендарным источникам, отражающим реальность коллективного бессознательного, их количество равно 3-м или 7-ми. Потому пожелаем как современным политикам, так и художникам, не оказаться предателями, не предавать свои идеи, становится духовно и энергетически сильнее.

Ганчарова, графика, Корженевский
Графика Анастасии Ганчаровой

Предлагаем вниманию читателей статью о выставке Анастасии Ганчаровой «Wаtеrлиния», раскрывающей многообразие форм человеческого рабства.

Её совместная выставка с Кириллом Дёмчевым «Что это такое?» указывала на глубины антимиров и ставила нелицеприятные вопросы социальному бытию.

Выставка Анастасии Ганчаровой в «Арт-пространстве “Толстого, 7”» разоблачает иллюзии коллективного сна.

А здесь можно прочитать о дзен-абстракте Анастасии Ганчаровой и некоторых других витебских художников.

Оцените статью
Витебский Курьер
Добавить комментарий