5 выставок художников в Витебске, о которых следует сказать больше… Часть 1

Уникальные прошлогодние выставки, и картины, оставляющие энергетический отпечаток на духовной ауре города

Евсеев, Лалыко, Дундин, Корженевский

Фото Георгия Корженевского

Художники, о которых мы будем говорить, различных возрастов и даже эпох, однако их искусство отличается тем, что соответствует их предназначению, которое они реализуют безупречно, находясь на «прямом пути». Пользуясь евангельской терминологией, его можно называть также «узким путём», ведущим в «жизнь вечную».

Счастный, неизбежность, Корженевский

Валерий Счастный. Неизбежность. 2009 г.

Однако «узкость» такого пути нельзя понимать превратно: это как раз и есть наиболее оптимальный и самый глубокий путь для данного творца. Оставляя «отпечатки», или «следы» своего творчества, художник выполняет собственную жизненную миссию, что обогащает как самого созидателя, придавая его бытию качества изобильности и совершенства, так и культуру, в пространстве которой он создаёт. Даже если его произведения и кажутся «обычным людям» вымышленными, они всё равно являются свидетельствами пребывания в реальности, в отличие от различных секторов иллюзий и степеней помрачения, в которых находятся обыватели.

Лалыко, архиерей, Корженевский, живопись

Витебск. Архиерейский дом. 2011 г.

Нельзя сказать, что такие художники принадлежат только своей, национальной культуре. Реализуя себя в социальном пространстве, данном им от рождения, они открыты и культуре мировой, которой их творчество также принадлежит. Бытию не присущи границы, характерные для несовершенного социума, где доминируют отдельность, обособленность и разобщённость, или для индивидуального сознания обывателя с неотъемлемыми фантазмами.

Лалыко, графика, Корженевский

Борис Лалыко. Композиция III, 2006 г.

Все предлагаемые вниманию читателя выставки тем или иным образом имеют отношение к Витебщине: происхождением ли художников, принадлежностью их данному пространству, или темами произведений. Исходя из того, что очень редкие журналисты или издания (и это характерно не только для Витебщины) интересуются явлениями, выходящими за пределы сиюминутности и конъюнктуры, будучи поглощёнными борьбой за популярность или просто выживание, выставки, о которых мы будет говорить, получили, на наш взгляд, недостаточное освещение в прессе. Эти пробелы мы попытаемся в определённой, пусть и недостаточной мере, но всё же восполнить. О выставках мы рассказываем в соответствии с хронологическим порядком их прохождения.

Евсеев, Витебск, Корженевский

Алексей Евсеев. Ратушная площадь. 2016 г.

1. Выставка скульптуры и графики Алексея Евсеева приходила зимой прошлого года в витебской Музыкальной гостиной. Для его искусства характерно соединение архаических образов и символов с подчёркнуто современными средствами их прочтения. Достигается поразительный эффект: то, что казалось мудрой, но седой древностью, входит в наше время и в жизнь посетителей выставки.

Евсеев, сон, Корженевский

Алексей Евсеев. Сон. 2012 г.

Отметим, что говоря об архаике, мы имеем непременно в виду наличие глубоко идущих национальных корней. Приверженность данным корням подчёркивает и то, что основным материалом скульптуры Алексея Евсеева является дерево. В итоге достигается единство национального начала, универсального символизма, и современного, актуального прочтения духовной традиции.

Евсеев, Ольгерд, копьё, Корженевский

Алексей Евсеев. Копьё Ольгерда. 2016 г.

По словам самого Алексея Евсеева, его искусство является «медленным». Это означает ни что иное, нежели культивирование фундаментальности: как собственной, внутренней, так глубины погружения в символику мироздания, раскрывающую первоосновы бытия.

Евсеев, Индия, графика, Корженевский

Алексей Евсеев. Индийская серия. Галереи дворца. 2013 г.

2. «30 лет “Квадрату”». Выставка, состоявшаяся весной в Витебском художественном музее, собрала участников легендарного творческого объединения «Квадрат», существовавшего в 1987 – 1994 годах. В настоящее время эти художники по-разному воспринимают прошлое «Квадрата» и тот смысл, который он привносил в современный ему социум. В любом случае следует отметить дух свободы и ниспровержения идеологических и художественных штампов, что делало «Квадрат» значимым для искусства всего позднесоветского времени.

Слепов, голосование, выборы, Корженевский

Александр Слепов. Голосующий «за», а может быть «против». 1993 г.

«Квадрат» – явление универсальное, и эта универсальность очевидна, если провести проекцию в современность и посмотреть на нынешнее творчество входивших в объединение живописцев. На выставке были представлены произведения Николая Дундина, Александра Малея, Валерия Счастного, Виктора Шилко, Александра Слепова, Юрия Руденко, и уже ушедших от нас Александра Досужева и Валерия Чукина. Можно увидеть, что несмотря на некоторые общие культурные и духовные идеи, стиль художников развивался и дальше, отличаясь у каждого своей неповторимостью и уникальностью видения мира.

Дундин, живопись, Корженевский

Александр Дундин. Красный цветок. 2013 г.

Однако тот импульс, который некогда их всех объединял, несомненно остался, что со всей очевидностью отразилось в афише, которая сама по себе явилась произведением искусства.

Квадрат, Витебск, афиша, Корженевский

Афиша выставки в Витебском художественном музее. Фото Георгия Корженевского

О трёх других выставках мы расскажем в следующей статье. Речь пойдёт о выставке, посвящённой творчеству Соломона Юдовина, экспозиции Бориса Лалыко, раскрывающей значение прочности родовых связей, и «окне в Европу», который открыл в «Арт-пространстве “Толстого, 7”» Игорь Адамович.

Юдовин, плакат, Витебск, Корженевский

Плакат, посвящённый выставке Соломона Юдовина в Витебском художественном музее. Фото Георгия Корженевского

Также по теме… О выставке «Арт-алфавит: от Руны к Букве», в которой можно увидеть другие произведения Алексея Евсеева, можно прочитать в материале «Витебского курьера». Также читатели могут ознакомиться с тремя текстами, посвящёнными личности и творчеству яркого представителя «Квадрата», Александра Малея, развивающего духовные и творческие интенции этого объединения: «Александр Малей: портрет души и портал в будущее», «Редкий подарок Витебской областной библиотеке сделал художник Александр Малей», «Эпохальная книга Александра Малея вышла в Беларуси».

Малей, супрематизм, Корженевский

Александр Малей. Железный овал. 2013 г.

РЕКЛАМА


РЕКЛАМА