Валерий Чукин: альтернативное отражение

В Витебском художественном музее проходит посмертная выставка Валерия Чукина «Лучи сердца»

Чукин, чукина, живопись, авангард, Витебск, искусство

Художница Светлана Баранковская и Людмила Чукина, вдова художника Валерия Чукина. Фото Георгия Корженевского

Выставка, открытая 10 января, собрала близких друзей и многих коллег художника. Присутствовали творческие личности, имена которых хорошо известны в культурных кругах Витебска и далеко за его пределами. Валерий Чукин ушёл из жизни после тяжёлой и продолжительной болезни в 2016 году, в день Рождества Христова по православному календарю, и этот уход воспринимался как явно символический. Он представал свидетельством совершенно очевидной принадлежности творчества художника провиденциальным инспирациям, исполнения им особой духовной миссии.

Чукин, живопись, эсхатология, мистицизм, искусство, Корженевский

В. Чукин. Видение. 1989 г.

Такое видение следует признать абсолютно соответствующим действительности, ввиду не просто духовной тематики, присущей произведениям мастера, но и её глубоко личностного выражения. Многие картины художника исполнены эсхатологических мотивов и ассоциаций, передают его огненную неуспокоенность. Заместитель начальника Главного управления идеологической работы, культуры и по делам молодежи Витебского облисполкома Лариса Оленская вспомнила фразу «светя другим – сгораю сам», имеющую прямое отношение к творчеству Валерия Чукина. Она отозвалась о нём как о художнике, который всегда переживал духовный свет.

Чукин, Малей, Баранковская, Витко, Витебск, живопись, искусство

На открытие выставки Валерия Чукина пришли многочисленные коллеги и почитатели его творчества. Фото Георгия Корженевского

Воплощая в своей личности архетип Мудреца, Валерий Чукин создавал произведения искусства, исполненные подчёркнуто сверхличностным содержанием. Это можно сказать и о его живописных произведениях, и о графике, и об акварели – работы в этих видах изобразительного искусства представлены на выставке. Они совершенно разнообразны стилистически: здесь присутствует и абстракция, и символизм, и реалистические произведения. И всё это в самых различных жанрах. Действительно, художник Валерий Чукин никогда не повторялся. Теперь, как отметил Александр Малей, картины Валерия Чукина начинают жить своей собственной жизнью. Они вступают в прямой диалог со зрителем, что неудивительно, ибо обладают свойствами иконографии, предлагая заглянуть за грань обыденного описания действительности.

Чукин, искусство, ангелы, мистика, мистицизм, Корженевский

В. Чукин. Братство ангелов. 2012 г.

Александр Малей произнёс на открытии выставки важные слова о природе искусства своего коллеги, которые могут направить к пониманию творческой гносеологии ушедшего мастера:

Его не всегда все понимали, потому что его манера письма, его видение мира очень скромны в передаче визуального плана. Ни каких-то броских визуальных открытий, ни каких-то эффектных решений… И это не случайно. Его форма – это чувственное ощущение метафизического мира.

Чукин, живопись, мистика, мистицизм, искусство, Корженевский

В. Чукин. Перед вечностью. 1991 г.

Наряду с использованием широчайших возможностей абстрактного искусства, что было присуще всем представителям легендарного витебского «Квадрата», к коему принадлежал и Валерий Чукин, ему, и на это также обратил внимание Александр Малей, был свойственен рисунок высокого традиционного качества. Как «рисующий художник», Валерий Чукин смог легко избежать того ментального бултыхания в зачастую совершенно бессмысленных субтильных планах существования, которое характерно для многих современных абстракционистов. Обладая огромным разнообразием потенциала художественного выражения вкупе с эсхатологическими интенциями собственного творчества, Валерий Чукин смог предложить альтернативное отражение по отношению к внушаемым социальной обусловленностью весьма ограниченным вариантам восприятия действительности.

Чукин, графика, мистика, мистицизм, Корженевский

В. Чукин. Пугало 1984 г.

Председатель Витебской областной организации Белорусского союза художников Светлана Баранковская говорила, что её коллега «чувствовал жизнь обнажённым сердцем». Вместе с «чувственным ощущением метафизического мира», о котором сказал Александр Малей, мы можем сделать вывод о спонтанности как определяющем эмоциональном факторе творчества Валерия Чукина. Эта спонтанность являлась способом выхода из-под тотальности влияния современного глобального социума, стремящимся превратить все изначальные движения воли в посредственность, мелочность и одномерность. Спонтанность, присущая художнику, определила характер его принадлежности к андеграунду и современному авангарду. По сути, в андеграунде Валерия Чукина нет никакого декаданса, напротив, выражено волевое стремление к преодолению навязчивого и развоплощающего «повторения одного и того же», этого замкнутого круга нынешней социальной повседневности.

Чукин, марионетки, живопись, социум, Корженевский

В. Чукин. Марионетки. 1991 г.

Художник Александр Слепов рассказывал на открытии выставки, насколько Валерий Чукин хорошо понимал время и чувствовал его именно как художник. Он не «высиживал» работы, но писал их легко, когда ощущал, что пришёл их час, не подходя рационально ни к одной из своих картин. Он говорил, что «рука сама знает, что делать». Действительно, в этом проявляется основание «мужественной простоты» его творчества, ведь подлинной спонтанности по своей природе не присущи нарочитая витиеватость и навязчивое стремление к эффектности.

Чукин, пророк, живопись, искусство, мистика, мистицизм, Корженевский

В. Чукин. Пророк

В нашем интервью с художником, состоявшемся ещё в 2013 году, Валерий Чукин рассказывал об одном из своих сновидений, которые также представляли собой важный источник для его творчества: «Лечу я по определённой грани. С левой стороны чернота, с правой стороны яркий свет и яблоневый сад, а в конце стоят архангелы. Вид их недовольный, говорящий, что могу и не долететь до них. И вот всё-таки я сворачиваю в яблоневый сад». Мы верим вместе с коллегами мастера, что его сложный путь подлинного Странника по мирам духовным в юдоли земной открыл ему в посмертии новые, невиданные возможности для сотворчества Провиденциальным силам в мирах куда более благоприятных для этого. И память о нём будет одним из побудительных мотивов для реализации духовной проекции во всём многообразии путей каждого из нас.

На открытии выставки «Лучи сердца». Фото Георгия Корженевского

На открытии выставки «Лучи сердца». Фото Георгия Корженевского

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *