Мем революции. Подробности скандальной выставки в Витебске, которая уже закрыта

и про чувства свято верящих

В истории искусства немало примеров, когда не только судьбы отдельных художников, но и все изобразительное искусство конкретного периода зависели от политического момента.

1 декабря 1962 года случилось событие, повергшее в шок многих людей, — посещение Никитой Сергеевичем Хрущевым выставки студии профессора Элия Белютина «Новая реальность» и жесточайшая выволочка, которую он устроил художникам-авангардистам в выставочном зале «Манеж».

Кстати, одни участники встречи с Хрущевым уверяют, что он матерился и грозил им урановыми рудниками, другие — что лидер партии и правительства СССР в ярости срывал картины со стен. Но все сходятся в одном — Хрущев продемонстрировал свое абсолютное бескультурье и показал себя  ограниченным человеком всему миру.

Как это ни странно, но иногда история повторяется.

1 ноября 2017 года в выставочном зале витебского Центра современного искусства (ВЦСИ) открылась выставка «Другое поколение есть другое пространство. Время женщин».

Открывая выставку в дни, когда во всем мире так или иначе освещается столетие Октябрьской революции, авторы проекта сознательно обращаются к другой революции, произошедшей за эти сто лет, — в вопросах женской самоидентификации, роли женщины в обществе и особенно в творчестве, — поясняли организаторы выставки.

Приглашение на выставку «Другое поколение есть другое пространство. Время женщин». Фото Светланы Васильевой

В арт-проекте участвовали художницы из Витебска, работающие в разных направлениях современного искусства.

«Посвящение М.Ротко» Галины Васильевой. Фото Светланы Васильевой

В экспозиции были представлены около 20 работ 9 авторов.

«Созерцание Адама и Евы» Елены Гуриной. Фото Светланы Васильевой

«Колесо истории» Валентины Ляхович. Фото Светланы Васильевой

Один из экспонатов выставки — инсталляция «12 ножей в спину революции»: на тарелке стоит голова вождя революции, сделанная из холодца, а сверху — веревки и красные тряпки.

Художник Анастасия Ганчарова (на снимке) создала этот объект в соавторстве с Павлом Юрковым. Фото Светланы Васильевой

700-граммовую «голову» Ленина автор арт-объекта Анастасия сварила из свинины, приправила морковкой, горошком и перцем.

К столетию революции к образу Ленина обращаются многие художники. А холодец – такой женский способ высказаться, так как пищевые продукты – это то, с чем работает любая женщина.

Революция также задумывалась как нечто «съедобное», светлое, а получились красный террор, голодомор, гражданская война.

Тряпки — аллюзии на порванные красные знамена и кровавые потоки: все то, что происходило после 1917 года. Уже много лет для всех нас не секрет, что за человек был Ленин и чем для многих стала революция, — пояснила художник.

Кстати, Анастасия рассказала, что во время открытия выставки поступило предложение через несколько дней продолжить перформанс и скормить арт-объект собакам.

Революционный «арт-объект». Фото Светланы Васильевой

Однако инсталляция простояла в выставочном зале всего два дня.

Самый популярный экспонат выставки. Фото Светланы Васильевой

3 ноября кураторами было принято решение демонтировать выставку. Интересно, что никто на выставку не жаловался. По крайней мере, об этом не известно ни организаторам экспозиции, ни автору революционной инсталляции.

Официальная причина демонтажа выставки – то, что у нас есть сторонники Ленина и этот арт-объект может оскорбить их чувства, – рассказала Анастасия Ганчарова.

При этом она подчеркнула, что не преследовала никаких политических целей, как и не рассчитывала на тот резонанс, который получился из этой «съедобной скульптуры»:

Это была не политическая акция, просто постмодернистская концепция. Дедушка Ленин, в данном случае, не личность, а просто — мем революции.

Плохо, когда в обществе не понимают иронии. Решение снять объект с экспозиции — не более чем чьи-то страхи, воспитанные в людях в советское время. 

«Скульптура» Ленина простояла в выставочном зале ВЦСИ всего два дня. Фото Светланы Васильевой

В отделе идеологической работы, культуры и по делам молодежи Витебского горисполкома отметили, что ВЦСИ — это традиционный зал:

Для экспериментального искусства есть отдельная площадка — на Толстого, 7. Там, пожалуйста, любые провокации.

Напомним, в «Арт-пространстве на Толстого, 7» можно посмотреть другой выставочный проект Анастасии Ганчаровой — «Там, где нас нет».

РЕКЛАМА


РЕКЛАМА