Мем революции. Подробности скандальной выставки в Витебске, которая уже закрыта

Культура

и про чувства свято верящих

В истории искусства немало примеров, когда не только судьбы отдельных художников, но и все изобразительное искусство конкретного периода зависели от политического момента.

1 декабря 1962 года случилось событие, повергшее в шок многих людей, — посещение Никитой Сергеевичем Хрущевым выставки студии профессора Элия Белютина «Новая реальность» и жесточайшая выволочка, которую он устроил художникам-авангардистам в выставочном зале «Манеж».

Кстати, одни участники встречи с Хрущевым уверяют, что он матерился и грозил им урановыми рудниками, другие — что лидер партии и правительства СССР в ярости срывал картины со стен. Но все сходятся в одном — Хрущев продемонстрировал свое абсолютное бескультурье и показал себя  ограниченным человеком всему миру.

Как это ни странно, но иногда история повторяется.

1 ноября 2017 года в выставочном зале витебского Центра современного искусства (ВЦСИ) открылась выставка «Другое поколение есть другое пространство. Время женщин».

Открывая выставку в дни, когда во всем мире так или иначе освещается столетие Октябрьской революции, авторы проекта сознательно обращаются к другой революции, произошедшей за эти сто лет, — в вопросах женской самоидентификации, роли женщины в обществе и особенно в творчестве, — поясняли организаторы выставки.

Приглашение на выставку «Другое поколение есть другое пространство. Время женщин». Фото Светланы Васильевой

В арт-проекте участвовали художницы из Витебска, работающие в разных направлениях современного искусства.

Мем революции. Подробности скандальной выставки в Витебске, которая уже закрыта
«Посвящение М.Ротко» Галины Васильевой. Фото Светланы Васильевой

В экспозиции были представлены около 20 работ 9 авторов.

Мем революции. Подробности скандальной выставки в Витебске, которая уже закрыта
«Созерцание Адама и Евы» Елены Гуриной. Фото Светланы Васильевой
Мем революции. Подробности скандальной выставки в Витебске, которая уже закрыта
«Колесо истории» Валентины Ляхович. Фото Светланы Васильевой

Один из экспонатов выставки — инсталляция «12 ножей в спину революции»: на тарелке стоит голова вождя революции, сделанная из холодца, а сверху — веревки и красные тряпки.

Мем революции. Подробности скандальной выставки в Витебске, которая уже закрыта
Художник Анастасия Ганчарова (на снимке) создала этот объект в соавторстве с Павлом Юрковым. Фото Светланы Васильевой

700-граммовую «голову» Ленина автор арт-объекта Анастасия сварила из свинины, приправила морковкой, горошком и перцем.

К столетию революции к образу Ленина обращаются многие художники. А холодец – такой женский способ высказаться, так как пищевые продукты – это то, с чем работает любая женщина.

Революция также задумывалась как нечто «съедобное», светлое, а получились красный террор, голодомор, гражданская война.

Тряпки — аллюзии на порванные красные знамена и кровавые потоки: все то, что происходило после 1917 года. Уже много лет для всех нас не секрет, что за человек был Ленин и чем для многих стала революция, — пояснила художник.

Кстати, Анастасия рассказала, что во время открытия выставки поступило предложение через несколько дней продолжить перформанс и скормить арт-объект собакам.

Мем революции. Подробности скандальной выставки в Витебске, которая уже закрыта
Революционный «арт-объект». Фото Светланы Васильевой

Однако инсталляция простояла в выставочном зале всего два дня.

Мем революции. Подробности скандальной выставки в Витебске, которая уже закрыта
Самый популярный экспонат выставки. Фото Светланы Васильевой

3 ноября кураторами было принято решение демонтировать выставку. Интересно, что никто на выставку не жаловался. По крайней мере, об этом не известно ни организаторам экспозиции, ни автору революционной инсталляции.

Официальная причина демонтажа выставки – то, что у нас есть сторонники Ленина и этот арт-объект может оскорбить их чувства, – рассказала Анастасия Ганчарова.

При этом она подчеркнула, что не преследовала никаких политических целей, как и не рассчитывала на тот резонанс, который получился из этой «съедобной скульптуры»:

Это была не политическая акция, просто постмодернистская концепция. Дедушка Ленин, в данном случае, не личность, а просто — мем революции.

Плохо, когда в обществе не понимают иронии. Решение снять объект с экспозиции — не более чем чьи-то страхи, воспитанные в людях в советское время. 

Мем революции. Подробности скандальной выставки в Витебске, которая уже закрыта
«Скульптура» Ленина простояла в выставочном зале ВЦСИ всего два дня. Фото Светланы Васильевой

В отделе идеологической работы, культуры и по делам молодежи Витебского горисполкома отметили, что ВЦСИ — это традиционный зал:

Для экспериментального искусства есть отдельная площадка — на Толстого, 7. Там, пожалуйста, любые провокации.

Напомним, в «Арт-пространстве на Толстого, 7» можно посмотреть другой выставочный проект Анастасии Ганчаровой — «Там, где нас нет».

Оцените статью
Витебский Курьер
Добавить комментарий

  1. gila gilovich

    одни участники встречи с Хрущевым уверяют, что он матерился и грозил им
    урановыми рудниками, другие — что лидер партии и правительства СССР в
    ярости срывал картины со стен. Но все сходятся в одном — Хрущев
    продемонстрировал свое абсолютное бескультурье и показал себя
    ограниченным человеком всему миру.
    ——————
    Это называется «брешут как очевидцы».

    Ну и чего это «единое» мнение стоит?

    Ответить
    1. Svetlana Vasileva

      «Единое мнение», вероятно, возможно лишь в Северной Корее.

      Ответить
      1. gila gilovich

        Не будем отвлекаться на КНДР — о ней тоже много мифов выпущено.
        Обратим внимание на то, что «свидетели» грандиозного события рассказывают о нём так, как будто присутствовали на разных «торжествах». Так бывает, если обе стороны нагло брешут, не озаботившись заранее сговориться.

      2. Svetlana Vasileva

        Вы думаете «стороны» пытались сговориться? Обычно художники большие индивидуалисты.

  2. gila gilovich

    инсталляция «12 ножей в спину революции»: на тарелке стоит голова вождя
    революции, сделанная из холодца, а сверху — веревки и красные тряпки.700-граммовую «голову» Ленина автор арт-объекта Анастасия сварила из свинины, приправила морковкой, горошком и перцем.

    —————-

    Не оригинально. Российская шизА круче отчебучила и первой https://www.youtube.com/watch?v=X53R1-9r8Nk

    Ответить
  3. gila gilovich

    А где мой камент и ролик о пожирании российской демшизой торта «Ленин в гробу»? Цензура, которую стыдливо называют премодерацией? Нехорошо.

    Ответить
  4. gila gilovich

    столетию революции к образу Ленина обращаются многие художники. А
    холодец – такой женский способ высказаться, так как пищевые продукты –
    это то, с чем работает любая женщина.
    —————
    А ещё любая женщина какает. Попробуйте ваять из говна.

    Ответить
    1. Svetlana Vasileva

      а потом открыть выставку и пригласить на вернисаж Андрея Макаревича, чтобы он исполнил «Песни про говно»

      Ответить