«Первыми как были, так и будут Медвецкие»…

В Витебском художественном музее проходит выставка живописи Виктора, Сергея и Алексея Медвецких

Медвецкий, Медвецкие, живопись, Витебск

Алексей, Виктор и Сергей Медвецкие на открытии выставки. Фото Георгия Корженевского

Открытие любой значимой выставки имеет свои примечательные особенности. И здесь нельзя было не отметить, что на торжественное мероприятие открытия собралось такое множество коллег, как это случается не так уж часто. Сами имена были очень представительными, и посетители могли увидеть знаковых людей для Витебска и всего искусства Беларуси: Александр Соловьёв, Феликс Гумен, Владимир Витко, Юрий Зуев, Владимир Вольнов и многие другие. Это говорило как о высокой оценке творчества Медвецких, так и о добрых личных отношениях. Выставка занимает весь третий этаж музея. Центральной является экспозиция живописи главы семьи – Виктора Медвецкого, в которой сочетаются абстракция, символизм и аллегории. Кстати, в нынешнем году художник отметил свой 65-летний юбилей. Помимо работ его сыновей – Сергея Медвецкого и Алексея Медвецкого – состоялась презентация их монографии «Портретная живопись Беларуси», вышедшая в свет в текущем году. Сергей и Алексей Медвецкие принимали не только коллег по искусству, но и по нынешней своей работе в Витебском государственном университете на знаменитом Художественно-графическом факультете.

Витебск, Медведский, искусство, выставка, музей

Друзья, коллеги и почитатели творчества художников. Фото Георгия Корженевского

Феликс Гумен в своём выступлении говорил о том, что творчество Медвецких являет собой очередное доказательство торжества витебского худграфа. И с этим можно только согласиться, ведь все три художника являются его выпускниками. А директор Витебского художественного музея Ольга Акуневич затронула тему ценности семейных традиций и крепости родовых связей, когда цели рода соответствуют избранному его представителями творческому вектору:

Традиции Витебской художественной школы общеизвестны, и когда эти традиции сохраняются на протяжении десятилетий, и когда они становятся уже семейными, и когда отец и двое его сыновей сегодня открывают такую прекрасную выставку, это, конечно, вдвойне приятно – начинать открытие такого проекта… Когда смотришь на семью Медвецких, видишь по-настоящему красивых людей, которые крепко стоят на земле. Они не жалуются на обстоятельства, а действительно много и плодотворно работают.

Медвецкий, живопись, художник, Витебск

Виктор Медвецкий принимает поздравления. Фото Георгия Корженевского

Выступал также признанный мэтр современной Витебской художественной школы Александр Соловьёв, отметивший возвышенность творчества Виктора Медвецкого и постановку им задач космического масштаба: а иначе и нет смысла творить. На протяжении всей своей жизни художник сохранил неизменную преданность собственным идеалам, при этом непрестанно развиваясь:

Ещё в пору искусства его молодости меня поразило это романтическое восприятие природы. Слава Богу, что он не растерял своё чувство и остался верен высоким понятиям в искусстве. Это не натурализм, а полёт в вечность, и требуется осмысление: кто я и зачем пришёл в этот мир. И мы видим не только его жизнь, это и моя жизнь, и наша всеобщая жизнь, потому что без этого не будет искусства и человечество погибнет. Без творчества ничего нет. Искусство никогда не стареет. Художник не потерял романтику творчества и непосредственную восторженность окружающим миром.

Медвецкий, Коляды, живопись, Корженевский

Виктор Медвецкий. На Коляды. 2012 г.

Так сложилось, что на открытии выставки, состоявшемся 25 октября, выступавшие в большей степени говорили о творчестве Медвецкого-старшего, что не удивительно, ведь все они с ним знакомы не один десяток лет. Однако сказанное об отце имело отношение и к его сыновьям, личностному и творческому влиянию на них. Владимир Вольнов отметил, что для картин Виктора Медвецкого характерными являются полнокровность существования, насыщенный язык знаков и символов, а идёт всё это из глубоко идущих корней:

Мы видим красочный мир, представленный в картинах, полных знаковости и ассоциативности. По этому поводу вспоминается фраза Анри Матисса, который говорил, что чем насыщенее картины знаками, тем богаче душа художника. И это находит полное подтверждение на данной выставке. Конечно, эти работы требуют вдумчивого восприятия, потому что в знаках и символах выражены глубочайшие и потаённые мысли художника. Такая красочность и буйство цвета, я думаю, обусловлена тем, что автор вырос не в городской теснине с её скупостью цвета, а в самой белорусской глубинке с её многоцветием, с постоянной сменой цветовых и эмоциональных ощущений. Это полнокровие жизни выражается всеобъемлющим образом. Каждая работа представляет собой многообразный мир.

Медвецкий, небо, Рай, христианство, Корженевский

Виктор Медвецкий. Лестница в небо. 2014 г.

Владимир Вольнов в своём выступлении сказал и об уникальности монографии Алексея и Сергея Медвецких «Портретная живопись Беларуси». Тему своевременности данного научно-исследовательского труда, который был вдохновлён цветущим многообразием путей развития искусства в Беларуси, продолжил их отец:

Когда сыновья пришли и посоветовались со мной по поводу этой книги, я их с удовольствием поддержал. Мы живём на очень богатой земле. Когда мы жили во времена Советского Союза, белорусскому искусству просто не хватало места, чтобы о нём писать и его исследовать. Эта монография является первой попыткой систематизировать наш белорусский портрет от истоков со сегодняшнего дня… Будут, конечно, и лучшие книги, ведь эта книга первая в своём роде. Но первыми как были, так и будут Медвецкие. Я очень рад, что данный проект получился.

Медвецкий, хивопись, портрет, женщина, Корженевский

Алексей Медвецкий. Женский портрет. 2014 г.

Работы сыновей Виктора Медвецкого исполнены в куда более привычном стиле, для которого характерна преимущественно реалистическая манера. Тем не менее, есть признаки, объединяющие творчество художников, и в них видится приоритетное влияние отца, не просто профессиональное, но культурное и духовное. В картинах Медвецкого-старшего очевидно выражение единства духовного и природного начал. Природные стихиали являются непосредственными участниками космической эволюции, как это и выражено в картине «Вырай», где птицы наделены многозначным символизмом: это и реальные птицы, и духи стихий, и души людей, ориентированные в необъятную божественную Беспредельность.

Медвецкий, живопись, вырай, христианство, мистицизм, Корженевский

Виктор Медвецкий. Вырай. 2017 г.

Единство духовной и природной реальности мы видим также в картине Сергея Медвецкого «Воскрешение», где образ Храма сочетается с образом Древа, раскрывая религиозность не как нечто мертвенное в нормативно-догматическом выражении, но как живой процесс прорастания «духовного семени». Речь может идти к тому же и о душах храмов, неразрывно связанных с творениями сакральной архитектуры на нашем плане бытия.

Медвецкий, воскрешение, живопись, храм, христианство, Корженевский

Сергей Медвецкий. Воскрешение. 2015 г.

Если же говорить о картине Алексея Медвецкого «Светлый день Пасхи», изображение дерева сочетается с образом Иисуса Христа, не выводя духовное из природной среды, как это присуще религиозному фундаментализму, но раскрывая облик Космического Спасителя.

Медвецкий, Паска, Христос, христианство, Корженевский

Алексей Медвецкий. Светлый день Пасхи. 2017 г.

И ещё одно важное качество творчества художников Медвецких. В своём выступлении Виктор Медвецкий говорил, что на всех этапах жизненного пути его всегда окружали добрые люди. Конечно же, нельзя не видеть ясную взаимосвязь: человека не будут окружать добрые люди, если он сам не несёт добра. Это и является очевидным в картинах художника и его сыновей, а именно причастность к абсолютному добру, которое было передано по родовой линии. С какой бы картиной не столкнулись посетители, будь это сложная композиция, аллегория, портрет или пейзаж – всё наполнено неизменным Благом, со всей щедростью распространяющимся на созерцающих.

Медвецкий, этюд, живопись, природа, Корженевский

Алексей Медвецкий. Этюд. 2016 г.

РЕКЛАМА


РЕКЛАМА