«Неизвестные люди» Дианы Янушоне

В Витебском художественном музее открыта новая выставка в программе Дней искусства и культуры Латвии

Янушоне, Витебск, Терентьев, Цыбульский, Гумен

На открытии выставки Дианы Янушоне. Фото Георгия Корженевского

По хронологии нынешних и ставших уже традиционными для Витебска мероприятий это была третья выставка. Её открытие состоялось 24 октября. Искусство художественного текстиля развивается в Латвии очень качественно и системно, что схоже с положением дел в Витебске. В Беларуси и за рубежом известны такие витебские мастера, как Светлана Баранковская, Наталья Лисовская, Татьяна Маклецова. Исходя из предпосылок, определяемых природой материала и способами изготовления художественных произведений, среди которых наиболее традиционны ткачество, вязание, плетение, валяние, этот вид искусства является преимущественно женским. И, конечно же, он позволяет показать красоту и гармонию естественной среды во всём многообразии её форм, которые служат источником вдохновения для интерпретаций мастеров. На латвийских выставках текстиля, состоявшихся два года назад, о которых мы рассказывали по следам событий, раскрывались вопросы метафизики, культурантропологии и национальной среды, неотделимой от природного мира.

Янушоне, полёт, текстиль, Корженевский

Диана Янушоне. Полёт к себе. 2011 г.

Если космологическая и природная тематики привычны для любителей отечественного текстиля, то в силу свойств используемых материалов, особенно, если они имеют природное происхождение, развёртывание социальных вопросов не является магистральным для этого вида искусства. Мы показывали ранее на примере выставки преподавателей Витебского государственного технологического университета, как они могут отображаться, когда речь идёт об исторической памяти. На выставке Дианы Янушоне «Неизвестные люди» посетители сталкиваются с социально-критической тематикой, которая является совсем уж непривычной. Её оригинальное раскрытие художницей и глубина выявленных глобальных проблем придаёт экспозиции подлинную уникальность. Если предыдущая по хронологии «Последняя декада» Андриса Витолиньша повествовала о глобальном созерцании представителя цивилизационной технократической среды, и характеризовалась она футурологическим оптимизмом, то «Неизвестным людям» присуще выявление «проклятых вопросов» современности.

Янушоне, гнездо, Витебск, Корженевский

У «Осиного гнезда» Дианы Янушоне. Фото Георгия Корженевского

Состав участников и гостей открытия выставки Дианы Янушоне являлся самым представительным из всех, посвящённых Дням искусства и культуры Латвии. Среди официальных лиц присутствовали председатель Витебского областного совета депутатов Владимир Терентьев, главный специалист отдела культуры главного управления идеологической работы, культуры и по делам молодежи Витебского облисполкома Денис Юрчак, консул Латвийской Республики в Витебске господин Угис Скуя. Всё это сложилось под стать социальной направленности экспозиции, при том, что творческий проект Дианы Янушоне выходит за пределы социальной проблематики, имея метафизическое значение и обладая даже определённым психотерапевтическим воздействием. Последнее как раз и подчеркнул Владимир Терентьев, говоря о том, что выставку невозможно было не пропустить через себя:

Каждая выставка, посвящённая Дням культуры и искусства Латвии, это всегда событие… Я могу сказать только о себе: у меня действительно сегодня был очень тяжёлый день, и когда я зашёл сюда, возникло чувство, что вся тяжесть, которая была, осталась за пределами этого зала. Конечно, у каждого возникнет в восприятии что-то своё, но я испытал совершенно неповторимые чувства.

Терентьев, Витебск, Янушоне, Цыбульский, Скуя

Выступает Владимир Терентьев. Фото Георгия Корженевского

В своём выступлении он также выделил роль двух людей, активности которых город обязан осуществлению глубоких творческих связей с Латвией: консулу Латвийской Республики в Витебске г-ну Угису Скуя и неизменному координатору и куратору выставок искусствоведу Михаилу Цыбульскому:

В первую очередь я хотел бы высказать слова благодарности господину консулу. Действительно, стало прекрасной традицией то, что когда в нашем городе осыпаются листья и близится ноябрь, мы встречаем эти замечательные дни в преддверии и канун независимости Латвийской Республики. Эти выставки, приезды творческих коллективов, встречи – огромный праздник для нашего города… Я сегодня также не могу не выразить благодарность человеку, который уже не первый год как куратор работает над этим проектом. Потому огромное спасибо господину Цыбульскому, который несёт на себе, я бы не сказал бремя, но то, что это отнимает огромный кусок времени и сил – действительно так.

Янушоне, Корженевский

Диана Янушоне. Из серии «Никому не известные люди». 2017 г.

Выставка Дианы Янушоне располагается на первом этаже Витебского художественного музея в одном из залов и в парадном фойе. Все произведения составляют единый художественный проект, создавая своего рода «мёртвое пространство» для осуществления медитации (здесь напомним, что данное слово происходит от латинского размышление) над обезличивающим и развоплощающим воздействием глобального социума с господствующими в нём фантазмами. Неслучайно центральными композициями в зале и фойе являются своего рода «катафалки», указывающие на неизбежную смертность «социального Я». Глубинное осознание того, чем человек является, возможно только при условии отделения всего, что не есть он сам. В инициатических мистериях это достигается посредством «символической смерти», предполагающей отбрасывание всех социально обусловленных субличностей. И эти субличности, выраженные художницей в виде теней, экспрессивных фигурок, масок, становятся достоянием тёмных областей развоплощённых «скорлуп».

Янушоне, инкогнито, текстиль, Корженевский

Диана Янушоне. Инкогнито. 2014 г.

Стадия прохождения того, что именуют «тёмной ночью Апопа» необходима в проекции всех духовных традиций. Путь к свету осознания пролегает через постижение тёмных глубин метафизики, а также социума как «тени Иалдабаофа», с их наполненностью влияниями, для человеческой души антиэволюционными и деструктивными. Художественное пространство Дианы Янушоне создаёт среду, в которой данные влияния становятся узнаваемыми. Они «стягиваются» до степени их более или менее ясной зримости. В этом пространстве, изменяющем восприятие посетителя через подключение к одной из первооснов бытия – Смерти, должно трансформироваться и сознание человека. Подобное действие также осуществляли погребальные помещения древнеегипетских пирамид. Конечно, можно сказать, что выставка построена на художественных аллегориях, и это в известном смысле будет верным. Однако необходимо отметить, что она основана прежде всего на личном визионе художницы, на её пути постижения природы социума и бытия.

Янушоне, автопортрет, текстиль, Витебск, Корженевский

Диана Янушоне. Автопортрет. 2017 г.

Одним из аллегорических произведений является «Способ самообороны». Мы уже не единожды говорили о проблематике отчуждения от первоистоков бытия, которую современные художники раскрывают. Её можно назвать причиной подверженности человека различным формам социальной обусловленности. Итак, мы видим защитный фартук с ощетинившимися шипами, демонстрирующими неприятие творческого взаимодействия с внешним миром, диалога и разумного сотрудничества. Этими «шипами» являются пули, что подчёркивает агрессивность такого неприятия. Только самое поверхностное сознание может воспринять данную «самооборону» как соответствующую утверждению индивидуальности. В действительности, подобное недвусмысленное проявление отчуждения свидетельствует о внутренней деградации и распаде, когда «защита» скрывает внутренний тлен и процессы разложения. Конечно же, человеческое Эго предпримет все попытки, чтобы скрыть такое положение дел. Через образ отталкивающий и негативный Диана Янушоне даёт понять, что подлинным утверждением собственной индивидуальности будет нечто совершенно иное: осознание единства с вселенским бытием. Так постижение тёмных социальных фантазмов приводит в итоге к осознанности.

Янушоне, самооборона, социум, Корженевский

Диана Янушоне. Способ самообороны. 2017 г.