Через четыре границы и 8 пограничных пунктов выставка вместе с художниками добралась к белорусскому зрителю и всем иностранным гостям «Славянского базара»
В наполненных духом истории залах Витебского областного краеведческого музея посетители могут увидеть 72 живописные, графические и скульптурные работы десяти художников. Произведения представлены участниками арт-группы «Интернациональная лаборатория искусств», которая была создана совсем недавно, в 2016 году.
Сопредседатели группы Алексей Корнилов и Валерий Лаур рассказали собравшимся на открытии экспозиции о её задачах. Выставка проходит в рамках XXVI Международного фестиваля искусств «Славянский базар в Витебске», и мы бы отметили, что именно такие художественные явления предстают главной ценностью данного фестиваля в отличие от расхожей «попсы». Поистине, то, что наиболее одухотворено и обладает смыслом вне временной и вульгарной конъюнктуры, практически всегда менее заметно и не демонстрируется в амфитеатрах. Здесь свидетельство переворачивания принципов, осуществляемого господствующим ныне, но и столь же преходящим «духом» массовой культуры. Однако именно такое высокое искусство, представленное эстонскими художниками, соприкасается с вечностью.
Среди тех, кто 12 июля открывал экспозицию в Витебске, были Чрезвычайный и полномочный посол Эстонской Республики в Республике Беларусь госпожа Мерике Кокаев и советник Эстонской Республики в Республике Беларусь господин Свен Суурсаар: посольство Эстонии принимало деятельное участие в поддержке выставки. От представителей местной исполнительной власти выступал главный специалист Главного управления идеологической работы, культуры и по делам молодежи Витебского облисполкома Денис Юрчак. «Выдатны і выбітны мастацкі праект», – так он охарактеризовал данную выставку, и эти слова были справедливы без преувеличения. Ведь «Интернациональная лаборатория искусств» («Rahvusvaheline Kunsti Laboratoorium») не ограничивается утверждением какого-либо одного художественного направления. В экспозиции представлены произведения различных течений, стилей и жанров, и главным критерием участия в арт-группе является соответствие творений художника принципам высокого искусства.
В чём заключается мерило данного соответствия? Ни много ни мало, но вектор задаётся из тех, которые возникает желание безусловно поддержать: а именно «иметь дело с тайной и преображением мира». Таким образом, задача ставится теургическая, сопряжённая с тем, что называют «богодействием» или «богосотворчеством». В данной проекции представителями «Rahvusvaheline Kunsti Laboratoorium» осмысляется и феномен человека, постижение которого происходит в плане телеологическом (то есть божественного целеполагания о нём) и метаисторическом (рассмотрения в контексте взаимосвязи с иными мирами и внечеловеческими сущностями). В принципе, ряд произведений, представленных на выставке, указывает на выход за пределы привычной антропологической среды и говорит о сущностях трансантропологических, что побуждает вспомнить проницательное высказывание писателя Юрия Мамлеева о высшей тайне человека, которая заключается в том, что он не есть человек. Стремление преобразовать «визуальный продукт в продукт высокой степени концентрации на уровне символа» и преодоление «линейных идеологических штампов» в совокупности с трансцендентальной проекцией участников арт-группы, предопределяет религиозное в высшем и изначальном смысле данного понятия содержание творчества художников.
Одним из участников проекта, присутствовавших на открытии выставки, являлся Владимир Аншон, который представил работы из серии «Слово в пустоте», посвящённой Казимиру Малевичу и 100-летию демонстрации знаменитого «Чёрного квадрата». Тема во многом очень даже витебская, если вспомнить о развитии супрематических идей в этом городе одного из ярчайших представителей художественного авангарда. Центральным произведением серии является икона, вписанная в размер «Чёрного квадрата», и Владимир Аншон поведал о длительной истории её создания:
Она писалась достаточно быстро, но готовилась в течении двадцати лет. 20 лет – этот тот срок, который потребовался для осознания того, что должно быть сделано на «Квадрате» Малевича.
«Чёрный квадрат» стал художественным манифестом отказа от обусловленных «ветхих» форм описания мира и утверждением необходимости альтернативного отражения реальности. Название серии Владимира Аншона также абсолютно соответствует задачам Казимира Малевича: слово, особенно в его пророческом контексте, как наилучший инструмент рассогласования с духовно порабощающей «матрицей восприятия», и пустота как источник проявления абсолютно иного по отношению к социальной действительности, являющейся «тенью Иалдабаофа». Искусство представителей «Rahvusvaheline Kunsti Laboratoorium» предлагает зрителям соприкоснуться с совершенно необычными формами описания религиозной, стихиальной, геополитической, трансантропологической среды, дабы подойти к собственному уникальному видению реальности и через это – к постижению источника самосознания.