Из Эстонии в Витебск: трансформация человека и мира

Через четыре границы и 8 пограничных пунктов выставка вместе с художниками добралась к белорусскому зрителю и всем иностранным гостям «Славянского базара»  

Витебск, искусство, Корнилов, Шишанов

Открытие выставки проходило в очень живой и дружественной обстановке. Фото Георгия Корженевского

В наполненных духом истории залах Витебского областного краеведческого музея посетители могут увидеть 72 живописные, графические и скульптурные работы десяти художников. Произведения представлены участниками арт-группы «Интернациональная лаборатория искусств», которая была создана совсем недавно, в 2016 году.

Сопредседатели группы Алексей Корнилов и Валерий Лаур рассказали собравшимся на открытии экспозиции о её задачах. Выставка проходит в рамках XXVI Международного фестиваля искусств «Славянский базар в Витебске», и мы бы отметили, что именно такие художественные явления предстают главной ценностью данного фестиваля в отличие от расхожей «попсы». Поистине, то, что наиболее одухотворено и обладает смыслом вне временной и вульгарной конъюнктуры, практически всегда менее заметно и не демонстрируется в амфитеатрах. Здесь свидетельство переворачивания принципов, осуществляемого господствующим ныне, но и столь же преходящим «духом» массовой культуры. Однако именно такое высокое искусство, представленное эстонскими художниками, соприкасается с вечностью.

Семериков, северянин, Корженевский

Из реминисценций Вячеслава Семерикова на творчество поэта Игоря Северянина

Среди тех, кто 12 июля открывал экспозицию в Витебске, были Чрезвычайный и полномочный посол Эстонской Республики в Республике Беларусь госпожа Мерике Кокаев и советник Эстонской Республики в Республике Беларусь господин Свен Суурсаар: посольство Эстонии принимало деятельное участие в поддержке выставки. От представителей местной исполнительной власти выступал главный специалист Главного управления идеологической работы, культуры и по делам молодежи Витебского облисполкома Денис Юрчак. «Выдатны і выбітны мастацкі праект», – так он охарактеризовал данную выставку, и эти слова были справедливы без преувеличения. Ведь «Интернациональная лаборатория искусств» («Rahvusvaheline Kunsti Laboratoorium») не ограничивается утверждением какого-либо одного художественного направления. В экспозиции представлены произведения различных течений, стилей и жанров, и главным критерием участия в арт-группе является соответствие творений художника принципам высокого искусства.

Суурсаар, Корнилов, Кокаев, Шишанов, Витебск

Советник Эстонской Республики в РБ г-н Свен Суурсаар, заместитель директора по науке Витебского областного краеведческого музея Валерий Шишанов, сопредседатель группы «Интернациональная лаборатория искусств» Алексей Корнилов, Чрезвычайный и полномочный посол Эстонской Республики в РБ г-жа Мерике Кокаев. Фото Георгия Корженевского

В чём заключается мерило данного соответствия? Ни много ни мало, но вектор задаётся из тех, которые возникает желание безусловно поддержать: а именно «иметь дело с тайной и преображением мира». Таким образом, задача ставится теургическая, сопряжённая с тем, что называют «богодействием» или «богосотворчеством». В данной проекции представителями «Rahvusvaheline Kunsti Laboratoorium» осмысляется и феномен человека, постижение которого происходит в плане телеологическом (то есть божественного целеполагания о нём) и метаисторическом (рассмотрения в контексте взаимосвязи с иными мирами и внечеловеческими сущностями). В принципе, ряд произведений, представленных на выставке, указывает на выход за пределы привычной антропологической среды и говорит о сущностях трансантропологических, что побуждает вспомнить проницательное высказывание писателя Юрия Мамлеева о высшей тайне человека, которая заключается в том, что он не есть человек. Стремление преобразовать «визуальный продукт в продукт высокой степени концентрации на уровне символа» и преодоление «линейных идеологических штампов» в совокупности с трансцендентальной проекцией участников арт-группы, предопределяет религиозное в высшем и изначальном смысле данного понятия содержание творчества художников.

Корнилов, Корженевский

Алексей Корнилов. Kanon Pokajanen. Player afte the Canon. 2001 г.

Одним из участников проекта, присутствовавших на открытии выставки, являлся Владимир Аншон, который представил работы из серии «Слово в пустоте», посвящённой Казимиру Малевичу и 100-летию демонстрации знаменитого «Чёрного квадрата». Тема во многом очень даже витебская, если вспомнить о развитии супрематических идей в этом городе одного из ярчайших представителей художественного авангарда. Центральным произведением серии является икона, вписанная в размер «Чёрного квадрата», и Владимир Аншон поведал о длительной истории её создания:

Она писалась достаточно быстро, но готовилась в течении двадцати лет. 20 лет – этот тот срок, который потребовался для осознания того, что должно быть сделано на «Квадрате» Малевича.

Аншон, Спаситель, Христос, Корженевский

Владимир Аншон. Спаситель в терновом венце

«Чёрный квадрат» стал художественным манифестом отказа от обусловленных «ветхих» форм описания мира и утверждением необходимости альтернативного отражения реальности. Название серии Владимира Аншона также абсолютно соответствует задачам Казимира Малевича: слово, особенно в его пророческом контексте, как наилучший инструмент рассогласования с духовно порабощающей «матрицей восприятия», и пустота как источник проявления абсолютно иного по отношению к социальной действительности, являющейся «тенью Иалдабаофа». Искусство представителей «Rahvusvaheline Kunsti Laboratoorium» предлагает зрителям соприкоснуться с совершенно необычными формами описания религиозной, стихиальной, геополитической, трансантропологической среды, дабы подойти к собственному уникальному видению реальности и через это – к постижению источника самосознания.

Духоменок, проповедь, скульптура, Корженевский

Михаил Духоменок. Проповедь