и почему Витебск оказался сухопутным?
Владимир Садовский на портале tut.by выяснял, какие названия городов Беларуси встречались в названиях судов военно-морского и торгового флота СССР.
Среди «плавучих городов» есть и объекты Витебщины.
Так в 1962 году со стапелей Гданьской судоверфи сошли два однотипных лесовоза «Бобруйсклес» и «Браславлес», славно поработавшие на морских путях до конца восьмидесятых годов.
Сухогруз «Полоцк» спущен на воду в Николаеве в 1963 году и с тех пор сменил прописку трех морских пароходств СССР — Черноморского, Северного и Азовского. С 1990 по 1992 год работал в частной украино-арабской компании под новым именем Dubai Pioneer. В 1993 году списан и отбуксирован на металлолом в Индию.
В том же 1963 году в японской Осаке по проекту, разработанному корпорацией Hitachi Zosenух, был построен сухогруз «Орша». Судов такого типа было 8, все они работали в Дальневосточном пароходстве. Сухогруз «Орша» был списан в 1993 году и отправлен на утилизацию в Бангладеш.
На судоверфи финского города Турку в 1969-1970 годах были построены два однотипных сухогруза «Новополоцк» и «Новогрудок». Оба верой и правдой служили в Балтийском морском пароходстве. «Новополоцк» в 1996 году был продан в новое владение в Объединенные Арабские Эмираты, где сменил название на Wald Al Agouz. В 2001 году его сдали на металлолом.
Интересно, что все областные центры Беларуси были представлены в названиях морских кораблей, кроме Витебска. Чем наш город ‹провинился» перед Министерством морского флота СССР?
Хочу обрадовать автора, было не менее 12 суден, как морских, так и речных, носящих имя «Витебск»
Из газет:
22 июня 1964 года в Мурманский порт из четырехмесячного плавания вернулся БМРТ-247 «Витебск». Моряков ждали оркестр, улыбки, поздравления. За полгода экипаж добыл 34 тысячи центнеров рыбы. Чествовали моряков БМРТ-247 не только за этот успешный рейс, а и за отличную работу в течение многих лет.
«Витебск» вступил в строй осенью 1956 года, и с тех пор не было случая, чтобы его экипаж не справился с заданием. Команда траулера сэкономила более 4 миллионов рублей.
Иван Тимофеевич Шаньков начал плавать на «Витебске» вторым штурманом, затем стал старпомом, а в начале семилетки возглавил экипаж. В числе первых он освоил разноглубинный лов, был награжден медалью ВДНХ. Требовательность, отличное знание дела, высокая культура, умелое обращение с людьми снискали Шанькову большой авторитет и уважение. Под стать капитану были и его помощники – старпом Василий Федорович Акишин, второй штурман Юрий Мокряк, третий помощник капитана комсомолец Виктор Хлыбов и другие.
Машинную команду БМРТ-247 длительное время возглавлял Алексей Максимович Топеха. В его паспорте, в графе «Место рождения», записано: «Тихий океан, п/х Магнолия». Вся жизнь А. М. Топехи была связана с морем. Он в совершенстве знает корабельную технику, его ученики плавают на десятках судов, а рационализаторские предложения А. М. Топехи принесли флоту немало выгоды.