ЗА ПÁРОМ НА ПАРÓМ

сходил наш корреспондент, приговаривая «парам-парам, пурум-пурум, паром-паром»…


Вот и свершилось, я решил посетить заморские земли. Однако, чтобы эти заморские земли меня не сильно напрягали, багаж свой и самого себя любимого было мной решено перемещать на автомобиле.

Так удобнее – с собой и компьютер можно брать и даже принтер-сканер-ксерокс, а так же автомобильный холодильник и прочие радости жизни.

Мосты соединяют нации, это видно даже на бумажках евро – на каждой нанесен какой-то мостик. Автомобилю, чтобы добраться до другого берега мост нужен побольше, чем пешеходу. В Европе существует несколько мостов-гигантов, соединяющих части стран или целые страны через море.

Например, датский Большой Бельт или шведско-датский Эресунброн.

Начато строительство сверхогромных мостов между Германией и Данией в районе острова Фемарн и между континентальной частью Италии и Сицилией.

Иногда нации, чтобы соединиться, строят не мосты, а туннели (эти судоходству не мешают), как, например, туннель между Францией и Великобританией, или, поменьше, туннель под Эльбской губой в Гамбурге. Первый из них чисто железнодорожный, второй – автомобильный.

Но что делать там, где мостов еще нет или расстояния таковы, что может быть, никогда и не будет?

Да вы уже знаете ответ! Там пускают паром. Воочию на чудо света можно поглядеть в Сураже или Дисне Витебской области. Там примерно однотипные паромы перевозят по 5-6 легковушек или по 2-3 колхозных грузовичка («фуру» не возьмет) за раз, пользуясь канатом, проложенным по дну реки и тракторным двигателем. К слову, раньше это было совершенно бесплатно, хотя канат меняется каждый год и стоит 350 долларов, а на сутки парому надо 15 литров дизель-топлива.

Паром в Сураже

Взято с сайта tut.by

Увидев же на причале в Риге белоснежный дом на воде, я был слегка поражен. Хотя чего собственно? Вот он – паром линии «Таллинк». Не смотрите, что название похоже на «Титаник». В балтийском море за всю историю утонул только один паром «Эстония», да и то по разгильдяйству. Паром сегодня – это действительно многоэтажный дом с гаражом внизу, на две-три нижние палубы которого въезжают легковые и грузовые автомобили.

-1687793712 - паром Вильн

Теперь о том, как променять Вильнюс на Стокгольм. Принцип прост. Если у вас есть виза, вы садитесь в автомобиль и едете из Витебска через Полоцк и Верхнедвинск прямо в Ригу. Дорога приведет Вас на полуостров, который является причальной стенкой искомого парома. Это называется «терминал». Становитесь в очередь за последней легковушкой и, когда дойдет очередь, платите за въезд. Дальше въезжаете, забираете из машины ценные вещи, поднимаетесь в лифте выше на пару палуб и живете в той каюте, которую купили.

 

Есть одно препятствие: не всегда есть места для автомобилей и билеты есть смысл забронировать заранее. Нужно воспользоваться карточкой и сайтом.

Впрочем, пассажирских мест намного больше, и если вам не удастся проехать через море с автомобилем, можно попытаться оставить его в Риге. Но внимание – парковок бесплатных рядом нет, за некоторые из них просят аж до 10 евро в час, но выручает небольшая тупиковая улочка без названия, на которую поворачивать с Citadeles iela. Там паркуются местные жители, это в прямой видимости от терминала и там пустую машину без дорогих вещей внутри можно оставить на пару дней.

IMG_1657

Но сегодня не такой случай, и я заезжаю внутрь, подбадриваемый энергичными работниками в яркой спецодежде. Досмотра никакого, только странная девушка фотографирует всех входящих. На мой суровый вопрос: «с какой целью фотографируете?», она промямлила, что для нашего же собственного блага. Потом эти фотографии мне же и пытались продать.
Внутри парома есть достаточно интересного, чтобы занять и женщину, и мужчину в отдельности, и даже парочку разнополых субьектов.

Например, магазин безпошлинной торговли. Там без пошлин и акцизов продают спиртное, сигареты и шоколад. Однако цены без акцизов там такие же как в Беларуси с акцизами. Все из-за того, что паром идет в Швецию, где государственная монополия на спиртное и цены на него – выше облаков.

Сигареты меня не заинтересовали, да и шоколад тоже. В соседнем магазине продают безпошлинный парфюм. Там можно найти целую стаю женщин, поочередно пырскающих на себя из разных цветных бутылочек. Как суровый маскулинный мачо, я не заинтресовался и этими продуктами.

Желудок слегка напомнил о себе и я направился в рестораны. Их несколько. Есть ресторан-буфет, который у нас зовут шведским столом. Платите (не)большую сумму и можете кушать все, что пожелаете. Правда, как и в случае со спиртным, сумма небольшая только по шведским меркам. Нам, белорусам, платить 30 евро, чтобы покушать как-то не с руки, если я не Сабонис и не Шварценнеггер. Тем не менее, примерное меню я изучил – много морепродуктов, рыбы, мяса, но ничего сверхъестественного.

Ресторан «а ля карте» меня тоже не устроил своими ценами, хотя там можно заказать любое блюдо из обширного меню. Оно и понятно – плыть долго, всю ночь, за это время можно многое приготовить. Пошел я в обычную столовую. Блюдо там стоит 5 евро, но после тридцати это кажется не таким уж и дорогим. Чай и кофе можно повторять много раз за сниженную плату, если имеешь с собой чек на предыдущий чай. Правда, объявление это хитрые латыши написали только по-шведски, чтобы жадные до повторов русскоязычные «халявщики» не выпили чай на всем пароме.

20141108_145620

Кроме как поесть выдали мне кроме магнитной карточки-ключа от каюты весьма похожий картонный прямоугольник, свидетельствующий о том, что я могу выпить первую чашку сидра или первый бокал с пивом со скидкой в 50%. Увлекает, если не знать, что пиво само стоит 4 евро. Со скидкой выйдет значит 2 евро, что тоже недешево. Правда, мы на пару нашли дыру в защите и предложили две скидочные карточки, намекая мол что 50 плюс 50 будет 100. На первый раз это удалось, но потом видимо математическая логика бухгалтерии и начальства взяла верх (очевидно, что со второй карточкой должно быть 50% от оставшихся 50-ти, то 25% от первоначальной стоимости) и больше такая идея бесплатного пива не прошла.

Еще на пароме присутствует дискотека, но мне было неинтересно заниматься «дрыгоножеством и рукомашеством», и я направился в сауну.

Сауна не подкачала – два варианта, влажная и сухая, плюс джакузи – и даже оплаченного 4-мя еврами часа бы хватило с лихвой, но нас не выгоняли и после того, как время кончилось. Я сухую и горячую не очень люблю, а вот влажную обожаю. Надышавшись паром на пароме выгнал из себя все болезни.

Для деловых людей заодно сообщаю – на обоих судах, что курсируют между Ригой и Стокгольмом присутствует бесплатный безпроводной интернет, правда, из-за металла корпуса до кают не достает, а на общественных палубах и в ресторанах работает. Но действует он до тех пор, пока антенна корабля видит мобильную связь с берега, в центре моря (это глубокой ночью) – не берет.

Спать было несколько тесновато, но клаустрофобией я не страдаю, выспался хорошо. Романтикам важно утром встать пораньше – если вы не видели шхер, то есть маленьких скалистых островков, который паром проходит приближаясь к Стокгольму.

20141109_171340

Для тех, кто на автомобилях, приходит время идти на загазованную нижнюю палубу и включать ближний свет (он в Швеции обязателен), а те, кто налегке, могут пройти мимо нюхающей вас собаки (взрывчатка, наркотики?) сотню метров к автобусу номер 1, который отвезет вас (кругами правда) в самый центр города или к остановке тунельбана (так шведы зовут свое метро).

И не забудьте купить обратный билетик.