двойное дно некоторых фактов
Грызть гранит науки нелегко, и с этим согласятся многие школьники и студенты. Возможно, именно поэтому в научных дисциплинах в своё время появились легенды, преподносящие факты занимательно, но искажённо. С одной стороны – обман, с другой – возможность удивиться: у некоторых общеизвестных историй, оказывается, есть двойное дно!
Итак, давайте познакомимся с подборкой от портала Аdme.ru, в которой собрано девять таких «несостоятельных» фактов (конечно, на самом деле их гораздо больше).
1. Ван Гог отрезал себе ухо
Во-первых, известный художник, несмотря на некоторые свои причуды, отрезал себе не всё ухо, а лишь мочку.
Во-вторых, многие учёные не поддерживают данную версию и склоняются к тому, что к членовредительству приложил руку Поль Гоген, художник и близкий друг Ван Гога. Согласно альтернативной истории, друзья очень сильно поссорились, и Гоген, который был прекрасным фехтовальщиком, достал меч и то ли в ярости, то ли случайно отрезал Ван Гогу мочку уха.
На допросе в полиции Гоген утверждал, что он ни при чем, Ван Гог же просто молчал. Возможно, он не хотел навредить своему другу, которому грозила тюрьма, или же просто был просто не в себе.
2. Хамелеоны меняют цвет для маскировки
Вопреки легендам хамелеоны не маскируются под окружающую среду сменой окраски. Они меняют цвет в зависимости от температуры, света и настроения.
Кожа у животного прозрачная, а под ней располагаются чёрные, красные и жёлтые клетки (хроматофоры). Если животное испытывает сильные эмоции, его нервная система посылает сигналы этим клеткам, они, в свою очередь, сжимаются или расширяются – в результате создаётся впечатление, что хамелеон меняет свой цвет. Ярость вызывает тёмный цвет, возбуждение или боязнь – бледные оттенки и жёлтые пятна.
3. Христофор Колумб открыл Америку
Официальным первооткрывателем Америки считается испанец Христофор Колумб, посетивший Америку в 1492 году по приказу испанского короля. Однако многие учёные ставят под сомнения этот факт и называют другого вероятного первооткрывателя – викинга Лейфа Эрикссона.
Примерно в 1000 году Лейф с командой из 35 человек начал своё путешествие на запад и обнаружил огромную землю. Изучая новую территорию, викинг выделил три региона: Хеллуланд, Маркланд и Винланд, которые соответствуют современным острову Баффинова Земля, полуострову Лабрадор и острову Ньюфаундленд.
4. Разные части языка отвечают за разные вкусы
На самом деле разные вкусы (солёный, сладкий, горький, кислый) человек способен воспринимать любым участком языка.
«Легенда» о языковой карте родилась из-за неточности перевода исследований немецких учёных, которые на самом деле утверждали, что разные участки языка имеют разные пороги восприятия того или иного вкуса. То есть при попадании в полость рта горькой пищи задняя часть языка почувствует горечь лишь несколько раньше других частей.
Ошибку «исправила» биолог Вирджиния Коллинз в 1974 году: она провела свои исследования и подтвердила теорию немецких учёных.
5. Ньютон придумал закон всемирного тяготения, когда ему на голову упало яблоко
Этот миф правдив лишь отчасти: Ньютон в своей биографии упомянул, что впервые заинтересовался силой тяжести, увидев, как яблоко упало на землю.
Случилось прозрение в 1666 году в Кембридже. Учёный сидел на земле в саду своей матери, увидел «полёт» знаменитого плода и вдруг подумал: та сила, которая повлияла на яблоко, может быть применима к Луне и другим небесным телам. Тогда-то Ньютон и решил выяснить, что это может быть за сила.
6. В космосе нет гравитации
Иногда кажется, что раз на МКС космонавты находятся в состоянии невесомости, то и земная гравитация на них не действует. Это не так.
Гравитация есть везде, сила притяжения одинаково воздействует на всех людей. А космонавты на орбите «парят» лишь потому, что постоянно падают вместе со своим кораблем на Землю. Только падают они в горизонтальной плоскости.
Так что можно говорить о том, что гравитация уменьшается с расстоянием, но полностью не исчезает никогда, даже в космосе.
7. Томас Эдисон изобрёл электрическую лампочку
Именно Томаса Эдисона принято считать изобретателем этого прибора, хотя на самом деле учёный лишь запатентовал уже имевшиеся разработки и усовершенствовал их (в частности, Эдисон вместе со своей командой придумали метод, который позволял лампочке долго гореть).
А непосредственно к изобретению знаменитого электрического прибора приложили руку учёные из разных стран мира: Генрих Гебель (Германия), Александр Лодыгин (Россия), Джозеф Суон (Великобритания) и другие.
8. В школе у Эйнштейна были проблемы с точными науками
Это неправда, Альберт Эйнштейн был математическим гением с детства. Существует несколько версий происхождения мифа о проблемах учёного с царицей наук.
Одна из них – ошибка биографа, спутавшего швейцарскую систему оценки знаний с немецкой (в Швейцарии оценочная шкала представлена в обратном направлении).
Также такой легенде способствовали свободомыслие и недисциплинированность юного Эйнштейна: его резкое поведение крайне тяжело воспринималось в Луитпольдовской гимназии.
9. Алмазы – самые прочные материалы на планете Земля
На самом деле полимеризованный фуллерит считается в наше время самым твердым материалом, известным науке. Это структурированный молекулярный кристалл, узлы которого состоят из целых молекул, а не из отдельных атомов. Он способен поцарапать алмазную поверхность, как обычный пластик.
Есть и другие материалы, превосходящие алмазы в твёрдости: среди них – лонсдейлит, наноструктурированный кубонит и другие.
Таким образом, учебная программа школ изобилует достаточным количеством неточностей и искажений. Но кто ищет правды, тот её всегда найдёт.
К слову, школьная программа Беларуси к новому учебному году будет переработана – об этом сообщил БелТА заместитель премьер-министра Василий Жарко. Он отметил, что нынешняя программа слишком перегружена и нуждается в обновлении – внедрении современных технологий и зарубежного опыта. Разработкой обновлений займётся специальная группа из опытных учителей и руководителей институтов, а финальный вариант программы представит Национальный институт образования.
Возможно, в белорусских школах вскоре появятся и новые учебники. В последние годы издание учебных пособий ведётся на конкурсной основе, и государственная «Народная асвета» уже давно потеряла монополию в данном секторе. По мнению министра информации Лилии Ананич, необходимо всё-таки учитывать государственные приоритеты и детально пересмотреть вопрос образовательного книгоиздания с участием Министерства образования.