9 «легенд» из школьной программы, в которые мы до сих пор верим

двойное дно некоторых фактов

Не всё, о чём говорили в школе - правда. Фото: bereznyaki.org

Не всё, о чём говорили в школе – правда. Фото: bereznyaki.org

Грызть гранит науки нелегко, и с этим согласятся многие школьники и студенты. Возможно, именно поэтому в научных дисциплинах в своё время появились легенды, преподносящие факты занимательно, но искажённо. С одной стороны – обман, с другой – возможность удивиться: у некоторых общеизвестных историй, оказывается, есть двойное дно!

Итак, давайте познакомимся с подборкой от портала  Аdme.ru, в которой собрано девять таких «несостоятельных» фактов (конечно, на самом деле их гораздо больше).

1. Ван Гог отрезал себе ухо

Во-первых, известный художник, несмотря на некоторые свои причуды, отрезал себе не всё ухо, а лишь мочку.

Винсент Ван Гог «Автопортрет с отрезанным ухом», 1888 год. Фото: ptiza.org

Винсент Ван Гог «Автопортрет с отрезанным ухом», 1888 год. Фото: ptiza.org

Во-вторых, многие учёные не поддерживают данную версию и склоняются к тому, что к членовредительству приложил руку Поль Гоген, художник и близкий друг Ван Гога. Согласно альтернативной истории,  друзья очень сильно поссорились, и Гоген, который был прекрасным фехтовальщиком, достал меч и то ли в ярости, то ли случайно отрезал Ван Гогу мочку уха.

На допросе в полиции Гоген утверждал, что он ни при чем, Ван Гог же просто молчал. Возможно, он не хотел навредить своему другу, которому грозила тюрьма, или же просто был просто не в себе.

2. Хамелеоны меняют цвет для маскировки

Вопреки легендам хамелеоны не маскируются под окружающую среду сменой окраски. Они меняют цвет в зависимости от температуры, света и настроения.

Фото: jarens.ru

Фото: jarens.ru

Кожа у животного прозрачная, а под ней располагаются чёрные, красные и жёлтые клетки (хроматофоры). Если животное испытывает сильные эмоции, его нервная система посылает сигналы этим клеткам, они, в свою очередь, сжимаются или расширяются – в результате создаётся впечатление, что хамелеон меняет свой цвет. Ярость вызывает тёмный цвет, возбуждение или боязнь – бледные оттенки и жёлтые пятна.

3. Христофор Колумб открыл Америку

Христофор Колумб. Фото: vladhistory.com

Христофор Колумб. Фото: vladhistory.com

Официальным первооткрывателем Америки считается испанец Христофор Колумб, посетивший Америку в 1492 году по приказу испанского короля. Однако многие учёные ставят под сомнения этот факт и называют другого вероятного первооткрывателя – викинга Лейфа Эрикссона.

Примерно в 1000 году Лейф с командой из 35 человек начал своё путешествие на запад и обнаружил огромную землю. Изучая новую территорию, викинг выделил три региона: Хеллуланд, Маркланд и Винланд, которые соответствуют современным острову Баффинова Земля, полуострову Лабрадор и острову Ньюфаундленд.

4. Разные части языка отвечают за разные вкусы

На самом деле разные вкусы (солёный, сладкий, горький, кислый) человек способен воспринимать любым участком языка.

«Легенда» о языковой карте родилась из-за неточности перевода исследований немецких учёных, которые на самом деле утверждали, что разные участки языка имеют разные пороги восприятия того или иного вкуса. То есть при попадании в полость рта горькой пищи задняя часть языка почувствует горечь лишь несколько раньше других частей.

Ошибку «исправила» биолог Вирджиния Коллинз в 1974 году: она провела свои исследования и подтвердила теорию немецких учёных.

5. Ньютон придумал закон всемирного тяготения, когда ему на голову упало яблоко

Этот миф правдив лишь отчасти: Ньютон в своей биографии упомянул, что впервые заинтересовался силой тяжести, увидев, как яблоко упало на землю.

Фото: fb.ru

Фото: fb.ru

Случилось прозрение в 1666 году в Кембридже. Учёный сидел на земле в саду своей матери, увидел «полёт» знаменитого плода и вдруг подумал: та сила, которая повлияла на яблоко, может быть применима к Луне и другим небесным телам. Тогда-то Ньютон и решил выяснить, что это может быть за сила.

6. В космосе нет гравитации

Иногда кажется, что раз на МКС космонавты находятся в состоянии невесомости, то и земная гравитация на них не действует. Это не так.

Гравитация есть везде, сила притяжения одинаково воздействует на всех людей. А космонавты на орбите «парят» лишь потому, что постоянно падают вместе со своим кораблем на Землю. Только падают они в горизонтальной плоскости.

Так что можно говорить о том, что гравитация уменьшается с расстоянием, но полностью не исчезает никогда, даже в космосе.

7. Томас Эдисон изобрёл электрическую лампочку

Именно Томаса Эдисона принято считать изобретателем этого прибора, хотя на самом деле учёный лишь запатентовал уже имевшиеся разработки и усовершенствовал их (в частности, Эдисон вместе со своей командой придумали метод, который позволял лампочке долго гореть).

Фото: pentagon.in.ua

Фото: pentagon.in.ua

А непосредственно к изобретению знаменитого электрического прибора приложили руку учёные из разных стран мира: Генрих Гебель (Германия), Александр Лодыгин (Россия), Джозеф Суон (Великобритания) и другие.

8. В школе у Эйнштейна были проблемы с точными науками

Это неправда, Альберт Эйнштейн был математическим гением с детства. Существует несколько версий происхождения мифа о проблемах учёного с царицей наук.

Фото: hi-news.ru

Фото: hi-news.ru

Одна из них – ошибка биографа, спутавшего швейцарскую систему оценки знаний с немецкой (в Швейцарии оценочная шкала представлена в обратном направлении).

Также такой легенде способствовали свободомыслие и недисциплинированность юного Эйнштейна: его резкое поведение крайне тяжело воспринималось в Луитпольдовской гимназии.

9. Алмазы – самые прочные материалы на планете Земля

На самом деле полимеризованный фуллерит считается в наше время самым твердым материалом, известным науке. Это структурированный молекулярный кристалл, узлы которого состоят из целых молекул, а не из отдельных атомов. Он способен поцарапать алмазную поверхность, как обычный пластик.

Есть и другие материалы, превосходящие алмазы в твёрдости: среди них – лонсдейлит, наноструктурированный кубонит и другие.

Таким образом, учебная программа школ изобилует достаточным количеством неточностей и искажений. Но кто ищет правды, тот её всегда найдёт.

К слову, школьная программа Беларуси к новому учебному году будет переработана – об этом сообщил БелТА заместитель премьер-министра Василий Жарко. Он отметил, что нынешняя программа слишком перегружена и нуждается в обновлении – внедрении современных технологий и зарубежного опыта. Разработкой обновлений займётся специальная группа из опытных учителей и руководителей институтов, а финальный вариант программы представит Национальный институт образования.

Возможно, в белорусских школах вскоре появятся и новые учебники. В последние годы издание учебных пособий ведётся на конкурсной основе, и государственная  «Народная асвета» уже давно потеряла монополию в данном секторе. По мнению министра информации Лилии Ананич, необходимо всё-таки учитывать государственные приоритеты и детально пересмотреть вопрос образовательного книгоиздания с участием Министерства образования.