Стоит ли строить храм наперекор мнению общества?

как выбирают место для постройки и чье мнение при этом учитывается

После того, как было принято решение построить Софийский собор в Витебске, наш город пережил несколько выступлений в защиту парка Партизанской славы. Жители города оспорили выбор места для строительства храма и добились того, чтобы работа над ним была приостановлена. Во время последней встречи по поводу постройки Софийского собора, начальник ЖКХ Витебского горисполкома Сергей Соглаев заметил:

«Начнем возводить в другом месте – и там найдутся недовольные». 

Так что, пока вопрос о том, где все-таки будет построен храм, остается открытым, мы решили узнать побольше о том, как выбирается место для постройки церкви. Чье мнение при этом учитывается и стоит ли строить храм наперекор мнению общества, мы спросили у диакона Русской Православной Церкви Антония Богоявленского. 

Мало кто задумывается, по каким принципам выбирают место для постройки церкви, есть ли для этого какие-то писаные или неписаные правила или традиции. Храм связан для нас с миром духовных ценностей, а поэтому, кажется, что и место, на котором он будет стоять, должно быть выбрано не случайно.

Успенский собор в Витебске стоит на возвышенности. Фото Анастасии Вереск

Успенский собор в Витебске стоит на возвышенности. Фото Анастасии Вереск

«Никаких церковных правил в отношении выбора места нет, ровным счетом никаких. Ни церковные каноны (а их немало) не говорят о выборе места для храма, ни церковные документы, древние или современные, об этом тоже не говорят. Поэтому место выбирают исключительно творчески, как правило, в истории, местами для постройки храмов являлись какие-то возвышенности или просто красивые места» 

Свято-Троицкая церковь на берегу Черейского озера. Фото Анастасии Вереск

Свято-Троицкая церковь на берегу Черейского озера. Фото Анастасии Вереск

«Или, наоборот, это был центр города, людное место, например, в городе Данкове (Россия) сама Богородица явилась в центре и сказала там построить храм: он получился на возвышенности, близ жилых домов. В Лебедяни (Россия) купцу явилась Божья Матерь, когда он не знал, куда потратить деньги, и повелела ему построить храм прямо на рынке. И этот момент очень гибкий, исходя из разных потребностей, принципов и взглядов строили храмы в том или ином месте. Каких-то особых правил, которые соблюдаются при постройке храма, нет. Единственное: алтарем церковь всегда строится на восток. Это, наверное, единственное правило в отношении положения храма: вход на западе, алтарь на востоке. По храмам даже стороны света определяют»

Храм Преображения Господня в городе Чашниках расположен в центре. Фото Анастасии Вереск

Храм Преображения Господня в Чашниках расположен в центре. Фото Анастасии Вереск

Второй сложный момент: чье мнение учитывается при постройке храма и принято ли спрашивать местных жителей, хотят ли они, чтобы церковь появилась именно в назначенном месте?

«Я не могу сказать, что ничье не учитывается, но о каких-то особых общественных выборах, строить или нет, я не слышал. Решали построить храм там, где это было удобно и уместно. И, наверное, особо население никто никогда и не спрашивал. Но я никогда не слышал, чтобы были какие-то протесты по поводу постройки храмов. Всегда только благодарные отзывы, по крайней мере, в современности. А в истории, наверное, всякое могло быть. Но никто никогда не шел с вилами на на строителей и не протестовал. Люди, наоборот, радовались, потому что храм –  это было большое событие в жизни населенного пункта, это был очень большой праздник»

Спасо-Преображенская церковь в Смолянах. Фото Анастасии Вереск

Спасо-Преображенская церковь в Смолянах. Фото Анастасии Вереск

Здесь можно отметить, что протест в отношении Софийского собора был продиктован не только желанием жителей города спасти парк от уничтожения, но и вопросом, правомерны ли такие крупные расходы в то время, когда Витебская область переживает экономические затруднения. Так, в том же Витебске есть площадка, где строительство церкви началось и не было завершено, а также мы имеем множество примеров в области, показывающих, как трудно найти денежные средства на реставрацию уже существующих и возведение новых храмов.

Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы рядом с руинами старой церкви в деревне Холопеничи. Фото Анастасии Вереск

Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы рядом с руинами старой церкви в деревне Холопеничи. Фото Анастасии Вереск

На наш вопрос, стоит ли строить храм наперекор мнению общества, диакон Антоний ответил:

«У вас хотят построить церковь в парке, но люди против. Я такой ситуации никогда не встречал. Стоит ли строить храм наперекор мнению общества? Конечно же, нет. Но это очевидно не из объективного положения дел, а из здравого смысла. Если люди против, так в это храм большинство и ходить не будет. А для чего его тогда строить? Для батюшки? Храм-то строится для людей, это должна быть радость, событие. Если народ протестует, то это  храм останется полупустым, а то и пустым вообще. И сколько тогда нужно ждать десятилетий или веков, чтобы люди забыли эти скандалы, проблемы и благополучно ходили в эту церковь молиться. Такой деспотией можно оттолкнуть людей от церкви, пострадает приход, да и в обществе будут разногласия»

Действительно, опасения не безосновательны: во время обсуждения постройки Софийского собора в социальных сетях можно было видеть множество комментариев, в которых пользователи самым нелицеприятным образом отзывались о священниках и религии. Кроме того, некоторые СМИ перевели проблему на новый уровень, обвинив жителей Витебска в национализме и русофобии. К сожалению, получается, что даже такое светлое событие, как возведение храма, без правильного подхода может стать причиной неприятных последствий.

5 комментариев

  1. Очень интересно было бы знать, кто это – диакон Русской Православной Церкви Антоний Богоявленский. Человек излагает здравые мысли, но кто он? Какое отношение имеет к Витебску, к Беларуси, имеет ли вообще? “Диакон” в данном контексте звучит как “прохожий Антоний Богоявленский” или “солдат Антоний Богоявленский”. То есть, его мнение не выглядит авторитетным без конкретики.
    Гм-гм… ну, и ошибочки мешают восприятию статьи… Что значит “некоторые СМИ перевили проблему”? Вьют только гнёзда либо верёвки)))

    • Спасибо за внимательное прочтение. Действительно, ошибка закралась в текст. А насчет сравнения с “прохожим” и “солдатом” – не согласна. Когда мы хотим видеть, как выглядит проблема изнутри, и говорим, например, про армию, то спрашиваем мнение солдата, когда говорим про церковь – мнение духовного лица. Диакон – это духовный сан. Белорусская православная церковь относится к Московскому патриархату, поэтому не вижу никаких проблем с тем, что в данном случае приведено мнение священника Русской Православной Церкви. В статье мы говорим в основном про общие вопросы, связанные с православием, так что информацию нам может предоставить любое компетентное лицо, в нашем случае диакон.

    • Благодарю за доброе слово в мой адрес, брат-тоже Филолог)
      В связи с моим непосредственным отношением к Белоруси я бы при встрече выпил с тобой ананасового сока, обсудил бы вопросы орфографии да прикинули бы, где лучше Софийский собор построить))

  2. Стоит ли строить храм наперекор мнению общества? А стоит ли строить вообще что-либо наперекор мнению людей? И если – нет, то что удалось бы построить кроме детских садов и поликлиник? Строился ли в 11 веке Софийский собор в Полоцке, как и другие храмы и монастыри, после изучения “общественного мнения”? Пословица “Чем беднее избы, тем выше церкви” – из тех времен. Знакомый по советскому прошлому лозунг “Всё на благо человека” породил лишь бесконечные кварталы “хрущевок”, для жителей которых вопрос – храм или магазин? звучал бы как издевательство. Но если слушать мнение людей, в том числе обитателей элитных квартир на улице Чехова, то в Витебске сегодня не было ни одного восстановленного храма. Только “хрущевки” вперемежку с больницами и школами.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *