Единственный город на Витебщине без своего храма

кому-то – Софийский собор, а кому-то – ничего? 

В Витебске не угасают страсти по Софийскому собору: уже второй раз у памятника Владимиру Короткевичу собирают подписи жители города, протестующие против постройки храма. А пока защитники парка Партизанской славы спорят с представителями Витебской епархии, хотелось бы напомнить, что Витебск – далеко не единственный город на карте нашей области. Статусом города у нас обладают еще 18 населенных пунктов, также на Витебскую область приходится около 250 агрогородков, не в каждом из которых есть своя церковь. И, если жителям Витебска иногда кажется, будто храмы в нашем городе растут буквально на глазах, то где-то люди проходят долгий путь сбора пожертвований, реставрации или ремонтных работ, чтобы построить церковь.

Единственный город Витебской области, в котором на сегодняшний день нет своего храма, это Новолукомль, расположенный в Чашникском районе. После того, как в результате пожара здесь пострадало здание Свято-Воскресной церкви, жители города были вынуждены пользоваться специальной палаткой, организованной для прихожан. Постройки новой церкви здесь ждут вот уже семь лет. Сейчас функцию храма в Новолукомле выполняет небольшая часовня.

Часовня в Новолукомле. Фото Анастасии Вереск

Часовня в Новолукомле. Фото Анастасии Вереск

На вопрос, нужна ли городу церковь, жители Новолукомля отвечают разное:

«Нужен, людям нужна церковь, ребенка покрестить, умершего осветить или, если беда какая-то, свечку поставить… Нужен храм»

«Религия – опиум для народа. Мое мнение: «временного» достаточно»

«А я думаю, что храм должен быть. У людей должна быть вера. А так никто и никого туда не заставляет ходить»

«И очень хорошо, что нет. Пусть хоть здесь свободно будет от этой заразы»

В часовне проводятся праздничные службы, отпевают умерших, а за святой водой на Крещение даже в мороз стоит очередь. Часто можно увидеть, как люди, проходя мимо, останавливаются, чтобы перекреститься на храм – этим людям, конечно, хотелось бы видеть в городе настоящую церковь.

К сожалению, все временное у нас быстро становится постоянным, пока что службы и литургии проводятся в часовне. Фото Анастасии Вереск

К сожалению, все временное у нас быстро становится постоянным, пока что службы и литургии проводятся в часовне. Фото Анастасии Вереск

Несмотря на то, что вот уже семь лет в Новолукомле собирают пожертвования, а добровольные взносы отчисляются на предприятиях, движения на строительной площадке возле часовни все еще мало. Как комментирует нам эту ситуацию один из местных жителей

«Только каждый год вешают новые плакаты с изображением новой церкви, а ничего не меняется.. Как говорится, воз и ныне там»

На часовне и сейчас висит плакат с изображением проекта будущей церкви. Фото Анастасии Вереск

На часовне и сейчас висит плакат с изображением проекта будущей церкви. Фото Анастасии Вереск

О том, как сложно построить церковь в небольшом населенном пункте, могли бы нам рассказать и жители Череи, агрогородка в Чашникском районе: недавно здесь отреставрировали старинный Свято-Михайловский храм.

«Восстановление памятников истории и культуры сегодня как будто признано государственно-важным делом. На реставрационные проекты выделяются бюджетные деньги, привлекаются средства международного сообщества. Но государственное рвение — часто даже чрезмерное — касается, к сожалению, лишь строений, которые возведены на пути главных туристских потоков. А если восстановление какой-нибудь церквушки не принесет скорой прибыли от приема гостей, то каким бы уникальным ни был памятник, рассчитывать ему можно лишь на благотворителей и энтузиастов», – так пишет Роальд Романов, исследователь черейской старины, в обращении к жителям агрогородка.

Свято-Михайловский храм в Черее после реконструкции. Фото Анастасии Вереск

Свято-Михайловский храм в Черее после “реконструкции”. Фото Анастасии Вереск

Действительно, если живешь не в областном и даже не в районном центре, рассчитывать можно только на себя. В этом году Черея наконец-то получила свой долгожданный храм, но, увы, восстановить его смогли только используя самые дешевый стройматериал – сайдинг. В одном из комментариев, оставленном на нашем сайте, было замечено:

«Вам не нравится сайдинг и реставрация, а жителям есть куда пойти. И единственный положительный момент в Черее в последние годы – это обновлённый храм. Вместо печальной развалины – красивый храм, где проходят службы. Спасибо Отцу Алексею. Да, реставрация – это замечательно. Но Вы предположите только, сколько на это необходимо средств»

Эти слова еще раз показывают, насколько трудно происходит строительство необходимого агрогородку или деревне храма на районе.

Своим нелегким опытом по восстановлению храма с нами поделился протоиерей Александр из церкви Александра Невского в деревне Крапивно Оршанского района.

Храм Александра Невского в деревне Крапивно. Фото Анастасии Вереск

Храм Александра Невского в деревне Крапивно. Фото Анастасии Вереск

«Когда я только сюда приехал, храм отстроили вроде бы хорошо, но потом потихоньку он начал сыпаться. А в это время Оршу делали под «Дожинки»: бригады со всей республики строят, малярят.

Приезжаю, думаю, дай-ка я посмотрю и спрошу, что за технология у них. Прихожу в бригаду и говорю: скажите, что это у вас тут, как все делается? Они говорят: батюшка, если сделаешь все по технологии – двадцать лет гарантии будет, но сделать надо так, как положено. Я говорю: а как бы этого вот всего и на сельский храм, денег у меня нет? Ответили, что, без вопросов, только звони начальнику.

Начальник в Минске, дают телефон, набираю, говорю: простите меня, можно ли чем-то помочь, такая ситуация. Я поездил, собрал шпаклевки, мешков тридцать. А что это для этого храма? Ничто. Сижу, плачу, а все сыпется.

А в это время человек приезжает сюда из Минска. Смотрел-смотрел на это все, говорит: слушай, батюшка, давай тебе храм отремонтируем. Я говорю: представляешь, сколько это будет стоить? Представляю, отвечает, у меня тут тысяча долларов есть, не моих, но я могу отдать их.

Я на эти тысячу долларов покупаю материалов, по которым снаружи почти все сделали как положено. Материалы есть, опять сижу – людей надо нанять, им надо платить, а у меня опять ничего нет.

Приезжаю в Оршу, в ПТУ 110, к директору, прошу четырех учеников, чтобы они мне вокруг храма штукатурили, на два метра в высоту, выше не пущу, не надо. Он мне их дает, я привожу-отвожу, две недели – все мне сделали. Дальше выше полез сам. Потом, когда это все потихоньку сделалось снаружи, внутри еще не делали, сел, посчитал, посмотрел и взялся за голову. Думаю, если бы мне только кто-то сказал, что такие деньги надо будут, я бы никогда не отчаивался начинать. Не знаю даже, откуда все и взялось. А ответ получил, когда в епархию уже приехал: начинайте делать, Господь поможет»

Конечно, не всем агрогородкам, а особенно деревням, выпадает такая помощь. Но дело даже не в этом, а в том, что говорить «церквей достаточно» и «лучше бы детскую площадку сделали» пока что очень рано. Гораздо лучше говорить о том, где ее нужно строить и для кого.


  • где поставить подпись?

    • Анастасия Вереск

      Смотря под чем подписываетесь)