Site icon Витебский Курьер

Александр Вышка. Истина для творца

В третьей части интервью, приуроченного к 60-летию художника и дизайнера, Александр Вышка рассказывает о корнях в искусстве, духовности и мистике, потребности в творчестве, а также раскрывает историю креста «Восхождение»

Светодинамическое пространство Александра Вышки. Источник: соцсети

Творческая реализация известного в Беларуси и за её пределами художника действительно многогранна: он является создателем концепции светодинамической живописи, востребованным дизайнером, авторитетным педагогом, мастером арт-объекта и инсталляции, и, конечно, живописцем, собравшим свой целостный мир. Александру Вышке присуще демиургическое начало в его искусстве, когда поиск приводит к созданию неповторимой личной вселенной, не ограниченной диктатом уже известных и сформулированным парадигм, но свидетельствующей о бесконечности и изобильности мироздания. Несмотря на всё многообразие деятельности, которое в иных случаях негативно сказывается на единстве личности и творчества, путь художника предстаёт гармоничным и неразделимым, ибо основан на фундаменте высокого профессионализма, выражении красоты и содержательном новаторстве.

Александр Вышка любит приводить фразу из древнегреческого философа Платона, характеризующую его поиски: «Верь тому, кто ищет истину. И не верь тому, кто её нашёл». Этот принцип, между прочим, характеризует внутреннюю молодость художника, метафизический возраст которого в творческом измерении можно охарактеризовать как состояние вечного расцвета. Для Александра Вышки немыслимо словосочетание «подведение итогов». Гармоничный образ самого творца вовсе не означает отсутствия критического восприятия действительности, напротив, в его случае оно становится концептуальным в своём выражении и предметно осмысляющем пути выхода из нелицеприятного положения дел.

Заглядывая в мир “Хранителя времени”. Картины, арт-объекты Александра Вышки. “Ночь музеев” в Витебском центре современного искусства, 2013 г. Источник: соцсети

Первая часть интервью с Александром Вышкой была посвящена его преображающему дизайну. Эта деятельность менее известна в чисто художественной среде, зато с её плодами горожане сталкиваются практически ежедневно, не подозревая о самом творце. Вторая часть касалась светодинамической живописи и выражения ею многослойности и безбрежности мироздания. В третьей части речь преимущественно идёт об истине, красоте и духовности в искусстве, в принципе главного, для выражения чего оно предназначено. Конечно же, разговор начинается с культурной среды, в которой пребывает художник, а именно с его Витебска и вопроса о сущности разнообразных творческих процессов в городе.

А. Вышка. Знак Международного музыкального фестиваля имени И.И. Соллертинского. Источник: соцсети

– Состояние современной Витебской художественной школы: каково оно, и существует ли таковая школа, на Ваш взгляд, в принципе?.. Имеют место ведь различные мнения…

А. Вышка. То, что Витебской художественной школы нет – это я сказал не сегодня, а как только приехал в Витебск. Есть определённые художники, ведущие творческую деятельность. Но как таковой школы, конечно же, нет. Что такое школа? Это обязательно должно быть корневище. Когда же нет корневища – всё остальное уже не школа. А когда из одного корня растёт один цветок, из другого – другой… несколько корешков, из которых растут совершенно разные цветы, не собирающиеся в единый букет, это не является школой. Возьмите мастеров в Италии эпохи Ренессанса, у которых были последователи, развивавшие принципы, ими заложенные. Если же просто «я так вижу» – это к школе не имеет никакого отношения.

Александр Вышка. Творческая встреча в “Духовском круглике”. Источник: соцсети

Когда преемственность рождается из традиций, существующих именно в данном месте, это, конечно, школой является. А если человек пролистал альбом и говорит приблизительно следующее: «А я буду сейчас как Альфонс Муха работать», другой же говорит: «А я буду как Густав Климт», третий: «А я в стиле Марка Шагала… нет, не выходит как у Марка Шагала, значит буду как в немецком экспрессионизме…» – тогда получается разношёрстность.

Правда в витебском худграфе существует примерно одинаковое обучение акварели, то есть сложилось несколько устоявшихся техник. Но технический приём ещё не есть школа. Школа – это корни. У нас творят узнаваемые акварелисты: Феликс Гумен, Александр Карпан… Но всё равно это школой назвать нельзя. Они являются мастерами, которые научились через кровь, пот, собственную боль, и довели свои навыки до совершенства.

Школа предполагает наличие учеников, как, например, в Прибалтике, место становления которых прослеживается. Можно прочитать, откуда у них корень. Здесь это не читается. Школа не возможна без корней. Конечно, может быть физическое название школы. Определённые традиции заложены школой УНОВИСа, Марком Шагалом, некоторыми другими мастерами. Кто-то, живя здесь в городе, это пытается развивать. Но это не школа, а попытка себя позиционировать вместе с тем великим, что было в Витебске.

Витебск. Здание Музея истории ВНХУ. На торжественном открытии улицы Марка Шагала. Фото Георгия Корженевского

Если мы хотим, чтобы здесь была школа, всё следует делать совершенно по-другому. Тиражирование преподавателем самого себя – это не школа. Школа – понятие более глубинное, а форма может быть абсолютно разной. Но когда преподаватель даёт только навыки формы, мы о школе никак говорить не можем.

При всём этом положении дел есть попытки собираться в «гурткі». Когда это делается? В том случае, если человек сам по себе слаб. Один человек что-то не может, например, достать краски, найти мастерскую, в общем, присутствует состояние слабости… И когда собираются несколько слабых людей, которые что-то всё-таки могут делать, они создают объединения. Это касается в равной степени и России: одного меня не заметят, а вот мы что-то одинаковое делаем вместе, и нас сразу начинаем замечать. А потом, если эти мастера становятся сильнее, объединение разваливается, дальше все могут идти своей дорогой.

Графика Александра Вышки. Источник: соцсети

– Тем не менее, если говорить о неких общих элементах сходства, присущих ряду витебских художников, нельзя не отметить творческую направленность, которую назовём фантастическим, или мистическим реализмом. Она характерна и для Вашей живописи. Как рождаются темы, откуда берутся замыслы создания произведений в этом духе?

А. Вышка. У меня существует множество замыслов, уже оформленных в сознании. Это и прочитанное, и виденное, и слышанное, это происходит и из осмысления истории, и из своего взгляда на явления нашего мира. Оно разложено по определённым полкам в сознании, и в процессе творчества достаётся с этих полок и приобретает определённую форму. Я уже заряжен на эти темы, но нужен импульс, нужна спичка, которая заставит замысел загореться. И эта спичка может зажечься совершенно спонтанно, всё происходит очень по-разному.

Взгляд в Неизвестность. “Ночь музеев” в Витебском центре современного искусства, 2013 г. Источник: соцсети

Творчество исходит из насущной потребности. Как я говорю: «Плоды твоей жизни вытекают из твоего взгляда на неё». Если ты хочешь – обязательно достанешь желаемое, оно каким-либо образом обязательно проявится. Если же ты не хочешь и не чувствуешь, то достать этого не сможешь. Но когда я творю, непременно знаю, что содержание уже находится внутри меня, нужно его достать на свет. Специфика подлинного творчества заключается ещё и в том, что когда ты реализуешь замысел, он даёт ещё несколько других направлений. И это очень мучительное состояние, если ты не успеваешь их реализовать. Зато ничего не делая – как всё спокойно, ведь тебе ничего не надо…

При работе над картиной она очищается от лишнего, развивается вместе с тобой, а далее ты развиваешься вместе с ней. Ты ей даёшь определённые импульсы, а она тебе в ответ. И когда ты её любишь, она возвращает любовь ещё больше. Это состояние, когда она начинает тебя не отпускать – самое ценное в картине.

Так у меня получилась композиция из пяти картин в виде креста «Восхождение». За три дня я сделал картину, которая ныне является центральной частью этого креста. Чувствую, хорошо получилось, замечательно… но не хватает мощи. Надо вверх, потом вниз, а после – вправо и влево. И так возникла сама идея.

А. Вышка. Крест “Восхождение”. Источник: соцсети

Слева картина «В ожидании Солнца». Люди ждут, когда кто-то придёт и принесёт им свет, и они будут счастливы «завтра».

А. Вышка. В ожидании Солнца. Источник: соцсети

Центральная часть – «Восхождение». Там человек, который счастлив сегодня, и он поднимается вместе с другими. Всего их 33, число символическое… Вообще, все цифры возникли здесь не случайно, они оказались кодовыми в этом кресте.

А. Вышка. Восхождение. Источник: соцсети

Потом появилась правая часть «Идущий своей дорогой». Здесь человек, который несчастлив и счастлив одновременно здесь и сейчас. У него свой путь, он ищет смысл.

А. Вышка. Идущий своей дорогой. Источник: соцсети

Но не было связующего звена. И тогда я беру работу, которую сделал в самом начале, переворачиваю её на 180 градусов, и у меня возникли три образа, три монаха. И я по этим линиям сделал трёх монахов, которые благословляют того, кто идёт своей дорогой. Как и ожидающих, впрочем, тоже…

А. Вышка. Три монаха. Источник: соцсети

– Насколько у людей, на Ваш взгляд, существует эта потребность столкновения с духовным содержанием в искусстве?

А. Вышка. Мои посетители отличаются от обычных ходоков по выставкам (без иронии). Когда я начал принимать собственных посетителей, которые стали приходить в мой салон, у меня стало больше позитива в восприятии «завтрашнего дня». Потому что я вижу живые глаза, вижу, как люди стремятся удивляться, желают этого, хотят открывать для себя что-то новое. Чтобы понять, что это такое, достаточно прочитать Книгу отзывов о выставке: «Это самое культурное место Витебска», «Это самый лучший день моей жизни», «Вы настоящий волшебник, даже не знаете насколько», и так далее… Подобных фраз очень много. А есть ещё глаза, эмоции, и это даёт силы творить в нашем, как всегда непростом мире. Самое удивительное, что практически каждый третий пишет левой рукой (улыбается).

Маленькие посетители в салоне Александра Вышки. Источник: соцсети

У меня на стене есть надпись: «Ты родился оригиналом, не умри копией». Это очень похоже на слова Пабло Пикассо о том, что в мире людей, как и в мире картин, очень много копий и подделок, и очень мало оригиналов. То есть социум производит копии и подделки. Это и ответ на вопрос относительно как современного искусства, так и современного зрителя: настоящие, оригинальные работы в мире живописи столь же редки, как и настоящие, оригинальные люди в социуме. И вот для того, чтобы этих оригинальных людей было больше, существует моя постоянная выставка. Именно такие люди сюда и притягиваются. И очень много подписей в Книге отзывов заканчиваются словами: «Мы обязательно к вам ещё придём». Есть люди, которые по пять раз приходили на выставку. Это говорит о том, что им нужна подпитка, и они идут сюда в это маленькое пространство, чтобы выйти отсюда другими.

У картины Александра Вышки “Сказка сказок”. Источник: соцсети

Мы все разные и поэтому я часто произношу фразу: «Я отвечаю за каждое своё слово, но я не отвечаю за те слова, которые вы слышите». То же самое и в искусстве: художник отвечает за каждое своё слово, но если вы их не слышите, или слышите по-другому – это уже вы. Вы можете в данном случае быть творцом, а можете быть разрушителем.

Что есть истина для творца? Это поиск. Это постоянное движение, стремление находить что-то новое, увеличивать угол обзора восприятия реальности. Сначала он у человека нулевой, потом глаза открываются, и он становится всё шире. И чем шире человек смотрит на мир, тем шире он видит себя. И наоборот: чем шире воспринимаешь себя, тем больше видишь в мире нюансов. Нет ничего в мире безусловно «плохого» или «хорошего», оно разное. И искусство оно тоже разное…

Бесконечность творческих поисков… Источник: соцсети
Exit mobile version