Site icon Витебский Курьер

Гомосексуальная реклама водки «Partisan»: отношение в СМИ и комментарии

Гомофобия, еврейский вопрос, недоверие или враждебность к европейским ценностям – таковы типичные реакции средств массовой информации и вольных (или вольнонаёмных) юзеров в России и Беларуси

Реклама водки на одной из железнодорожных станций в Берлине. Фото Алексея Фадеенко. Источник: by24.org

«Геи на Красной площади» – такого рода попрание устоев само по себе стало экстраординарным, и все, для кого Советский Союз ещё остаётся желаемой реальностью, обратили внимание на сей «неприглядный» факт. Конечно же, изображение на известном рекламном плакате, созданном Беньямином Тромлером и Сашей Хагеманом в Германии, является результатом компьютерной графики, и выражающих свои чувства геев в «сердце России» допущено быть не могло. Да и реклама создана для исключительно внутринемецкого потребления, и в контексте восприятия европейца не выглядит сколь-либо агрессивной, но имеет одновременно ироничный и социальный характер. Конечно, права «меньшинств» на постсоветском пространстве, не только сексуальных, но и политических, ущемляются, и для недрёманого европейского ока здесь нет никаких иллюзий. Вот создатели рекламы и объединили стремление защитить права невинно притесняемого ЛГБТ-сообщества, с желанием выразить иронию над страной, отношение которой с Европой вновь стали соперническими, а то и неприкрыто враждебными.

Ещё не созрели для толерантности… Источник: yagg.com

И всё было бы ничего, если бы дело ограничилось исключительно выражением очередного проявления идеологического противостояния России и Европы, так нет же, здесь оказалась замешана и Беларусь. Как мы рассказывали в предыдущей статье об этом скандале, водка производится на унитарном предприятии «Славянский продукт» в Шумилино. Данное предприятие настолько меньше белорусских водочных гигантов, насколько Беларусь по своей площади уступает России. Но продукт там производят отменный, что и позволяет заключать контракты на поставку и в Европу, и в Северную Америку, и в Азию. Ряд брендов, для которых «Славянский продукт» выпускает водку, не имеют к нему никакого отношения, ими владеют зарубежные собственники. В данном случае, бренд принадлежит компании «Partisan Vertriebs» из Эрфурта. А сам «Славянский продукт» принадлежит российским инвесторам. Вот так к месту всё и переплелось…

Безупречный вкус… Источник: behance.net

О «Славянском продукте» в контексте производства «Partisan᾿а» начали писать достаточно давно. Так, ещё в 2012 году недавно погибший в Киеве от взрыва бомбы журналист Павел Шеремет на просторах «Белорусского партизана» опубликовал заметку «Это уже слишком!» Поводом послужило обнаружение им в России марки «Partisan». Заметка была едкой и критической по поводу «ушлых ребят», которые создали в «деревне» (!) водочную кампанию и «разливают» (хотя на самом деле производят) продукт. Не понравилась Павлу Шеремету и этикетка, на которой, кстати, было написано, что эта водка произведена «для прогрессивных бунтарского типа людей» (чем плохо?..) А женщину, изображённую на этикетке, он вообще несправедливо обозвал «пулемётчицей Анкой».

Этикетка водки “Partisan”. Источник: belaruspartisan.org

На самом деле женское изображение являлось вольной интерпретацией знаменитого советского плаката «Не болтай», созданного в 1941 году после начала Великой Отечественной войны художниками Ниной Ватолиной и Николаем Денисовым. Там, конечно же, была изображена женщина куда более суровая и беспощадная к врагам. Смысл советского плаката выходил за пределы реальности войны, имел идеологический характер, и касался должного уклада существования тоталитарного общества вообще.

Н. Ватолина, Н. Денисов. Не болтай! 1941 г. Источник: davno.ru

Уже в настоящее время существует его множество интерпретаций, в том числе и с изображениями Владимира Путина и Александра Лукашенко, имеющие антиавторитарную направленность. Однако есть и вполне гламурные варианты, даже апеллирующие к эстетике русского авангарда, как, например, у фотографа Оливьеро Тоскани.

Оливьеро Тоскани. Не болтай. 2003 г. Источник: соцсети

Конечно же, внимание на постсоветском пространстве к той этикетке было совершенно мизерным в сравнении с нынешней рекламной, посвящённой противостоянию дискриминации гомосексуалистов. Несмотря на нацеленность рекламы для немецкого потребителя, белорусские СМИ восприняли её в контексте нашей страны. Так, на сайте by24.org не преминули упомянуть слова Александра Лукашенко, сказанные по другому поводу о том, что «наше общество еще не созрело для этой голубизны», и заявили, что информация о белорусской водке для немецких геев «полностью подтвердилась».

В Беларуси также не чтят ЛГБТ. Источник: vladtime.ru

Более сдержанной является тоже весьма распространённая интерпретация, говорящая о том, что данная реклама направлена просто на расширение сегментов потребительского рынка, то есть она не только для гомосексуалистов, но и всех, сочувствующих движению ЛГБТ. Однако весьма часто встречаются и недоумённые комментарии в социальных сетях, апеллирующих к воле президента Беларуси с общим посылом: «Куда Батька смотрит?» Объясняются они элементарной невнимательностью как комментирующих, так и источников информации, иногда забывающих отметить уже не раз подчёркнутое нами: ни «Славянский продукт», ни Шумилино, ни Беларусь вообще, не имеют отношения к этой рекламе, она принадлежит немецкому собственнику бренда, и в «синеокой», разумеется, не появится никогда.

Водка “Partisan”. Главное – движение. Источник: partisan-vodka.de

Одна из наиболее оригинальных параллелей была проведена в «Народных новостях Витебска» с изрядной долей иронии. Как известно, «еврейский вопрос» в Беларуси, не говоря уже о России, является достаточно болезненным, широко выражаясь в так называемом «бытовом антисемитизме». Подогревается он преимущественно имперски настроенным сообществом, представители которого живут идеей восстановления «великой державы» в границах СССР, а то и вообще Российской империи. Суть же параллели заключалась в известном факте получения водкой «Partisan» наряду с другими марками «Славянского продукта» от тогда ещё раввина иудейской религиозной общины Витебска Шимшона Даниэля Изаксона «сертификата кошерности». Правда, срок действия сертификата закончился ещё в октябре 2015 года, а сам религиозный деятель вскоре уехал в Литву, будучи утверждённым на должность главного раввина Вильнюса. Ирония проявляется в известном отношении иудаизма к гомосексуалистам, недвусмысленно выраженном, к примеру, в «Торат а-коханим», которая в христианской традиции называется «Книгой Левит»:

«Если кто ляжет с мужчиной, как с женщиной, то оба они сделали мерзость: да будут преданы смерти, кровь их на них» (Левит 20:13).

Нападение ультраортодоксального еврея на “парад гордости” в Иерусалиме. Источник: joyreactor.cc

Так что либеральная реклама водки «Partisan», утверждающая свободные и разнообразные проявления любви, стоит в оппозиции как постсоветскому патриотическому менталитету, так и доктринам религиозных традиций. А что же сами владельцы бренда? На официальном немецком сайте всё сказано концептуально ясно:

Россия является не только родиной традиции производства водки. Это также страна, где дискриминация гомосексуалистов сегодня обычное дело. Наша водка «Partisan» поддерживает в производстве следование самым высоким русским стандартам. Однако в том, чтобы обеспечить равные права для гомосексуалистов, мы «Не Русский Стандарт».

Под девизом «равенство для всех» мы производим нашу 100% подлинную водку в маленькой винокурне в Беларуси. Без массового производства, но с большим количеством страсти.

Та самая реклама… Источник: partisan-vodka.de

Показательно, что двое целующихся мужчин на рекламном билборде являют собой отнюдь не тот «слабый» тип представителей гей-сообщества, как его обычно представляют гомофобы. Это крепкие, уверенные в себе мужчины, способные постоять за себя и явно соответствующие «русскому стандарту» традиционалистской внешности. Они стоят на фоне Собора Василия Блаженного, который и сам является примером взаимопроникновения цивилизаций и культурного плюрализма. Их отношения запечатлены в ночь полнолуния – время мистики и тайны, позволяющее заглянуть за грани известной действительности в неизведанное. Смешение культур, плюрализм укладов существования, проявление самых различных форм гендерной идентификации, которые в предыдущие столетия христианской истории не были широко известны, есть приметы и выражение духа времени. И актуальной для современного мира является терпимость к различиям, без которой человеческая цивилизация рискует погрузиться в череду войн и общий социальный хаос.

В уютном и гармоничном мире… Источник: partisanvodka.tumblr.com
Exit mobile version