Драмы витебской ГАИ

Как витебчане пытаются «отмазаться» от дорожных штрафов и к каким уловкам прибегают

Фото: abw.by

Фото: abw.by

Административная комиссия ГАИ Витебска ежедневно рассматривает по 60-70 административных дел, касающихся нарушения правил дорожного движения. Провинившиеся водители и пешеходы, пойманные с поличным, не всегда готовы признать свою вину и часто прибегают к различным уловкам, чтобы избежать наказания. О том, с чем приходится сталкиваться сотрудникам кабинета № 13 (а именно в нем работают три сотрудника административной комиссии), рассказал «Витебским вестям» начальник межрайонного отдела ГАИ облисполкома Александр Степанов.

Посетителей комиссия принимает ежедневно, кроме воскресенья. И практически каждый день случаются драмы и разборки – попадаются как «серьезные» нарушители (например, севшие за руль в нетрезвом виде), так и те, кто провинился «переходом» на красный свет. Однако, по словам Александра Степанова, последние закатывают скандалы почище остальных. Еще бы! Никто не хочет платить за мелкое нарушение, совершаемое практически каждым.

Например, пенсионерка, которая перешла дорогу на красный сигнал светофора, пришла в комиссию «добиваться правды». Главная ее просьба – не штрафовать (ей назначили 1 базовую величину), а только предупредить.

Ну и что, если я перешла дорогу на красный свет, машин же не было! Разве что-то случилось? А как мне теперь платить этот штраф с мизерной пенсии, да еще помогая внучке, которая учится платно? – возмущается женщина.

Однако закон есть закон. Впрочем, многих такой ответ не устраивает, и они идут разбираться в вышестоящие инстанции (начинают с начальника ГАИ и порой заканчивают Верховным судом).

У нас есть «принципиальные» нарушители, которые, оспаривая минимальный штраф, например, за непристегнутый ремень, доходят до Верховного Суда, – рассказывает заместитель начальника межрайонного отдела ГАИ Алексей Шкуратов.

Как поясняют сотрудники комиссии, таких незначительных правонарушений большинство: кто-то разговаривал по телефону во время управления автомобилем, кто-то не пристегнул ремень безопасности, кто-то перебежал дорогу в неположенном месте. В таких случаях процедура рассмотрения дела достаточно проста: после пояснений нарушителя должностное лицо ГАИ составляет административный протокол, который  подписывается, затем необходимо оплатить штраф и забрать водительские документы. Однако все эти процедуры требуют времени и бумажной волокиты: иногда за день сотрудники ГАИ исписывают по целой ручке.

Особо строгое наказание ожидает водителей, севших за руль в нетрезвом виде: с ними никто не церемонится. Штрафы назначают внушительные (доходит до 180 базовых величин, а это примерно 37,8 млн. рублей), лишают водительских прав, а также конфискуют транспорт в рамках уголовного производства. Конечно, это не повсеместная практика, но грубых нарушителей «понять и простить» ГАИ не сможет.

Вот один из примеров, когда было назначено достаточно строгое наказание. Учащийся одного из витебских колледжей попался на глаза наряду милиции, когда в пьяном виде пытался в центре города справить нужду, а затем хотел скрыться от правоохранительных органов на старом мотоцикле. Дело происходило, когда в городе только-только сошел снег.

В чем дело? Права ведь только получил… – интересуются в административной комиссии.

Вас это не касается! Ничего объяснять не буду. Что было, то было! – вот и весь ответ нарушителя.

В результате молодой человек получил наказание в виде штрафа в 95 базовых величин (около 20 млн. рублей), лишения прав на три года и ареста мотоцикла до оплаты взыскания. Повлияет ли данная мера на провинившегося, покажет время.

Чтобы избежать наказания, некоторые водители идут на фальсификацию и подтасовывают улики. Вот такую дивную историю рассказали в административной комиссии:

Как-то пришел водитель, наказанный за проезд на запрещающий сигнал светофора. Принес запись с видеорегистратора: на нем он едет на «зеленый», но вот момент остановки милиционером аппаратура почему-то не зафиксировала. Оказалось, нарушитель смонтировал запись: снова проехал в том же месте и примерно в такое же время, но уже на зеленый сигнал, изменил настройки даты в регистраторе и представил это как доказательство своей невиновности. Не помогло.

Чтобы сократить количество спорных ситуаций на дороге, витебских сотрудников ГАИ не так давно снабдили переносными видеорегистраторами «Дозор», которые крепятся на одежде, а в служебных машинах установили стационарные видеоприборы. Такое техоснащение решило проблему, но только частично. В частности, видеорегистраторы позволяют зафиксировать неадекватное поведение «нервных» водителей, которые принципиально отказываются выходить из машины для объяснений, не желают садиться в служебный автомобиль для ведения административного процесса и пр., а позже обвиняют инспекторов в превышении служебных полномочий.

К слову, предупреждения в административной комиссии выносят, действительно, нечасто и, как правило, в том случае, когда имеется полное согласие с фактом нарушения. Но данный вид наказания не столь эффективен, поэтому со штрафами уходят многие. Как говорится, закон есть закон.

  • Victor

    Почему бы в таком материале не написать о том, как наказывают за крупное превышение скорости любителей вечерних гонок на мотоциклах на Московском и джиперов, летающих через весь город? Или с ними бороться опасно, потому ограничиваются пальбой из пушки по воробьям — наказанием старушек?

    • Аля Покровская

      Конкретно в этом материале приводится пример наказания мотоциклиста, который собирался сесть за руль пьяным: штраф в 20 миллионов, лишение прав на 3 года и арест мотоцикла до момента оплаты штрафа.

      Наказывают мотоциклистов так же, как и всех водителей. Вот пример (https://vkurier.by/24769) — 5 административных протоколов по разным статьям (можете не сомневаться, штрафы там по-любому немаленькие).

      А вот статистика за 2015 год (https://vkurier.by/25431). 22 000 мотоциклистов были привлечены к ответственности за нарушение ПДД.

  • Андрей

    Будьте добры поясните какой пункт ПДД обязывает водителя выходить из автомобиля для пояснений, и присаживаться в пратрульный автомобиль для ведения админ процесса?

    • Андрей

      Ладно если автор не хочет пояснить то я сам поясню для тех кто невзначай прочтет. ПДД обязывает выйти из автомобиля при досмотре ТС, при прохождении мед осведетельствования, зачем пишете бред в статье непонятно.

    • Аля Покровская

      Думается, что сотрудник ГАИ, который рассказывал о пользе видеорегистраторов, имел в виду те ситуации, когда водителю действительно нужно выходить из автомобиля. Если инспектор нарушает ваши права и необоснованно заставляет выйти (ну например, просто чтобы предоставить документы на проверку), то в любом случае вы же и будете защищены. Видео снимается, и на нем — ваша адекватная реакция на действия сотрудника ГАИ.

  • Руслан

    Статья полный бред! Юридически это чушь!
    Если закон-есть закон, то нужно выполнять все НПА, а не выборочно и запугивать людей и вводить в заблуждение.

    • Аля Покровская

      Не совсем понятен комментарий. Где говорится о выборочном исполнении НПА?