Экономическая катастрофа в Витебской области: «Рабочее место стало лишь условностью»

Криминал

Со всего региона приходят вести о невыплате зарплат, но люди боятся рассказывать о ситуации журналистам, опасаясь мести руководства

DSCN3235-600x450
Население деревень уменьшается – люди уезжают в поисках лучшей жизни, ведь невыплата зарплат в провинции или их мизерный размер становится распространенной практикой. Фото: Евгения Москвина

Из разных мест Витебской области доходят вести, о том, что государственные предприятия сельского хозяйства задерживают выплату зарплат. На дворе конец февраля, а многие хозяйства не рассчитались с работниками еще за ноябрь. Сами зарплаты сильно упали, их частично выдают продуктами или чеками на приобретение товаров в сети Белкоопсоюза, такая информация была опубликована на портале Westki.info.

Через социальные сети журналист Константин Шиталь собрал свидетельства о невыплате зарплат в Глубокском, Докшицком, Миорском, Шарковщинском и Браславском районах. Похоже, что такая ситуация сложилась в большинстве агропредприятий Поозерья, и затронула десятки тысяч людей.

Жукрналист утверждает: люди в провинции запуганы. Они убеждены, что руководство будет мстить, если человек расскажет о ситуации журналистам или начнет добиваться своих прав. Хотя тысячи людей не получают денег по несколько месяцев, до недавнего времени широкой общественности это было почти неизвестно.

Чтобы не подводить работников под удар местной администрации и руководства предприятий, газета цитировала их показания, но не писала имена:

В ОАО “Золотая подкова “(деревня Бабичи (Глубокский район) перед Новым годом руководство получило по 500.000 рублей, рабочие – по 200.000 – 300.000. В КУГСП “Докшицкий” (Крулевщина, Докшицкий район) недавно выплатили 70% зарплаты за октябрь. Директор говорит работникам, что район не дает денег. Почти в каждом колхозе такая ситуация.

Одна из работниц ОАО “Золотая подкова ” сообщает:

У доярки зарплата 700.000, а выплачивают 500.000. Последнюю зарплату я получила за ноябрь. Электричества на работе нет. Отношения руководителей к подчиненным — ужасные.

В ОАО “Сельцы” (Глубокский район) зарплата составляет 500.000 – 800.000 рублей. На 200 тысяч выдается продукцией.

В январе в социальных сетях было опубликовано фото расчетного листка. Согласно тому, кто публиковал, это — зарплата сотрудника ОАО “Золотая подкова” за ноябрь 2015 года. За работу, часовая и сдельно, за стаж и за выходные и праздники начислено 696294 рублей. Но в следующей строке читаем: «Снято из-за отсутствия выручки» – 283955 рублей. Еще 4413 рубля отняли на другие нужды. «К выдаче на руки» осталось всего 407 926 рублей.

сииииииии
На этом фото, утверждает его автор, – расчетный листок ОАО “Золотая подкова” (Глубокский район) за ноябрь 2015 года. За месяц работы заплатили 408 тысяч рублей, или около 20 долларов. Фото из социальных сетей

Совет Министров установил размер минимальной зарплаты, если работник работает полный рабочий день, в 2015 году — 2100000 рублей, с 1 января 2016 — 2300000. Согласно законодательству, наниматель не имеет права платить работнику меньше, чем минимальная зарплата.

Все более распространенной практикой становится выплата части зарплаты продукцией предприятий:

В СПК “Стрынадки” (Глубокский район) не выплатили 70% процентов зарплаты за июль и 100% за август. Каждый месяц нужно выбирать в магазине Белкоопсоюза товары на 30% заработка. Недавно дали зарплату за ноябрь. На мясокомбинате в Глубоком предписывают выбирать в магазинах Белкоопсоюза и в магазине предприятия на 30% заработка. Если не выбрал эту сумму, то дают тушенку на остаток суммы. Пожалуйста, нигде не светить мое имя.

Новости о невыплате зарплат приходят из разных районов Витебщины:

Родственники живут в Стрынадках, Подсвильский сельсовет. Там также не полностью выдают зарплату. Дают по 20 процентов. Дали «проценты» за декабрь и продукцию. И по 100.000 на магазин. За лето совсем «скрутили» деньги… Надеюсь, мое имя нигде не всплывет.

В ОАО “Глубокский агросервис”, где я работаю, на сегодняшний день не выплачена зарплата за декабрь. Рабочее место стало всего лишь условностью, за которую многие держатся.

В ОАО “Торгуны” (Докшицкий район) люди ждут зарплату за декабрь. Я слышал, что в других колхозах задержки большие, чем у нас.

ОАО ” АграСитцы”, (Докшицкий район) — это что-то. За октябрь кому дали зарплату, кому не дали, кому на магазин перечислили. Там безнадежность.

Пишет еще один житель деревни Ситцы:

«Люди в отчаянии. Видел как плакали женщины, так как денег нет. На Новый Год дали каждому по торту — и все. Бухгалтеры написали заявления на увольнение. Не подписавшие им. Глава пригрозил: кто уволится, не позволят нигде больше устроиться.

Корреспондент «Витебского курьера» побывала в Сенно и пообщалась с работниками ОАО «Сенненский райагросервис». Доярки и животноводы на ферме, расположенной в Сукремно, откровенно признались, что зарплат они практически не видят. Поэтому 18 января они провели забастовку. Только вот тех, кто в ней участвовал (как признались корреспонденту доярки и животноводы) лишили премиальных:

Некоторые наши работники брали в банке кредиты (для бытовых нужд). Сейчас оплачивать их нечем. Банк требует с предприятия, а что может заплатить райагросервис? Проценты растут. Знаю, что и мамы, сидящие в декрете, жалуются на невыплату пособий. Как живем? Помогают родители с пенсии. Уже стыдно обращаться к родным за помощью. Конечно, мы ходим к директору, пытаемся узнать, когда же будут выплаты зарплат. Но в ответ: тишина. Что ж нам сейчас работать бесплатно? 

8eYKg_NVoAc
Люди в соцсетях шутят. Но работникам села не до смеха. Иллюстрация vk.com

21 января на прямую линию заместителя председателя Витебского облисполкома Владимира Белоуса звонил работник фермы из Докшицкого района и рассказал, что живет без зарплаты с октября. Так же жаловалась, что не получила зарплате за октябрь, работница фермы, мать троих детей из Миорского района.

«Мы все хорошо понимаем, что без денег люди жить не могут, поэтому эти проблемы необходимо решать оперативно»,− говорил Белоус.

Время идет, но ситуация с зарплатами в агропредприятиях не изменилась.

«Во всех районах задержки, все колхозы на коленях. То колбасами выдают, то на магазин часть зарплаты перебрасывают. В результате на руки мизер выходит, да еще и задерживают. Никаких концов не найдешь», — рассказывает работник одного из сельских хозяйств Витебщины.

На просьбу рассказать о ситуации на камеру одна из работниц СПК “Стрынадки”  ответила:

Мне не нужны проблемы. Я слышала о случае, когда в СПК “Стрынадки” женщина позвонила в Витебск (рассказать о невыплате зарплат), то Морхат (председатель Глубокского райисполкома) был взбешен на нее. Угрожали даже детей у нее отобрать. Мне такие проблемы не нужны. Извините.

«Морхат тот еще “красавец “. На вопрос как жить и как растить детей за такие зарплаты, и о невыплате пособия на детей, ответил коротко: «Если не можете вырастить детей, отдавайте в Станули [приют для сирот], вырастит государство», — свидетельствует еще одна женщина.

Мы не можем проверить, действительно ли Олег Морхат сказал такие слова. Но за несколько лет работы на посту председателя райисполкома он заслужил репутацию человека, который резко говорит и сурово обходится с подчиненными и жителями района. Поэтому и не удивительно, что люди просят не называть их имена.

DSCN3243-600x450
Часто работники ферм выходят на работу лишь ради животных, если всем уволиться, то кормить коров будет просто некому. Фото Евгения Москвина

Сельское хозяйство — президентские домики в агрогородках и засеянные поля — еще недавно были предметом гордости официальной пропаганды. Но отечественное сельское хозяйство держалось на государственных субсидиях и льготных кредитах. Если в бюджете из-за кризиса стало меньше денег, оказалось, что государственные агропредприятия не могут и года прожить без внешней помощи.

Особенно тяжелая ситуация сложилась в Витебской области, где земля наименее плодородная, а доля убыточных хозяйств — наибольшая в Беларуси. Тысячи людей, которые обеспечивают хлебом, молоком и мясом страну, сами оказались на грани выживания.

Оцените статью
Витебский Курьер
Добавить комментарий

  1. Вадим

    Орфографическая ошибка в самом первом предложении

    Ответить
    1. Спасибо, исправили)) бывает

      Ответить
  2. Kondrat Sahalyar

    Надо понимать, что в последнее время кардинально изменилось законодательство, касающееся порядка выплаты заработных плат.
    Лет семь-восемь назад задержка выплаты зарплат грозила директору
    предприятия немаленьким штрафом, начисление зарплат относилось
    к категории первоочередных платежей, контролёры из КГК во время
    проверок интересовались этим вопросом в первую очередь. И даже тогда немало было организаций, где зарплату платили невовремя. Сегодня же никакой ответственности руководителя за сроки и порядок оплаты труда работников фактически нет, даже норму, по которой директор не имел права получать свою зарплату до того, как её получит последняя уборщица (удивительно, но было и такое требование) – отменили. Более того, первоочередными являются платежи в Госстрах и Фонд соцзащиты, и если эти структуры не получают деньги, они тут же добиваются блокировки счетов должника, им плевать на то, что люди сидят без денег.
    И прямой связи между экономическим состоянием организации и задержками зарплат нет – не платят даже там, где могут платить.

    Ответить
    1. Алена Евдокимова автор

      Действительно, ситуация начинает складываться тяжелая

      Ответить
  3. Lola

    Читаешь статью, и становится страшно, что такая участь может и тебя настигнуть. Вот к кому идти за помощью в такой ситуации, что бы тебе реально помогли на деле, а не “словом” поддержали?

    Ответить
    1. Алена Евдокимова автор

      Идти становится, по сути, некуда

      Ответить
  4. Вячеслав

    Это действительно ужасно и становится страшно когда читаешь статью! И ещё хуже то, что ситуация лучше не станет…

    Ответить
  5. Александр

    Приплыли! Слов больше других нет!

    Ответить
  6. Mikhail

    Русский язык – Стринадки.
    Беларуская мова – Стрынадкi.
    А у вас, похоже, на “трасянке”.

    Ответить
    1. Алена Евдокимова автор

      Спасибо, исправим

      Ответить