Постсимволизм Анатолия Изоитко: красота и гармония мироздания

Культура

Выставка картин Анатолия Изоитко «Судьбы таинственные знаки», которая проходит ныне в Витебском художественном музее по завещанию художника, раскрывает взгляд на мироздание с позиции утверждения Блага, Гармонии и вечной Красоты.

А. Ізаітка. Калядны карагод. 1992 г.
А. Ізаітка. Калядны карагод. 1992 г.

Великолепное творчество живописца, ушедшего из нашего мира летом 2014 года, ждёт своего глубокого и подробного изучения. Символический ряд его картин раскрывает как богатство национального космоса, так и относится ко всей общечеловеческой культуре. Как не раз утверждалось, творчество, обладающее подлинно всемирным значением, является в той же степени глубинно национальным – и это одна из сторон всецелой гармонии искусства Анатолия Изоитко.

Открытие выставки, посвящённой памяти художника, вызвало огромный интерес
Открытие выставки, посвящённой памяти художника, вызвало огромный интерес

Космическое содержание его работ выражается не в прямом отображении пространства далёкой и холодной вселенной Солнечной системы или бесконечных далей неизведанных галактик. Это человеческая Вселенная, которая принадлежит не только человеку, но и иным мистическим сущностям, с взаимодействующим с нашим миром. В искусстве Анатолия Изоитко проявлен универсальный, трансантропологический взгляд на мироздание, и в этом оно также предстаёт во всей своей одухотворённости.

А. Изоитко. Вакханалия. Из серии "Игра в куклы - 3"
А. Изоитко. Вакханалия. Из серии “Игра в куклы – 3”

Символы являются выражением идей высшего порядка, и символизм руководствуется герметическим принципом «что вверху, то и внизу». Здесь художник выступает как последователь европейского модерна – эпохи, которая ставила задачу постижения глубинных оснований и тайн глобальной сакральной традиции. Анатолий Изоитко предстаёт в качестве совершенного художника-медиатора, выражающего реальности высших мистических сфер бытия.

А. Ізаітка. Набліжэнне Вялікадня. 1994 г.
А. Ізаітка. Набліжэнне Вялікадня. 1994 г.

Универсализм искусства живописца проявляется также в единстве христианской и всей совокупности внемонотеистических традиционных форм. Как всякий медиатор, он передавал сущность гомогенности мироздания, в котором нет не поддающихся разрешению трагических разрывов. Это сверхчеловеческая Тоска художника по сакральной традиции в её непротиворечивости и единстве, которую он проницательно ощущал и понимал, характерна для его творчества.

А. Изоитко. Ощущение Египта. 2004 г.
А. Изоитко. Ощущение Египта. 2004 г.

Анатолий Изоитко не объяснял в своих картинах принципы мироустройства, у него выражается бесконечное восхищение перед символической природой мироздания. К универсальным началам Блага, Красоты и Гармонии он добавлял ещё один важный принцип Тайны. Его путь является Высоким Приключением в вечности, приносящим бесконечную радость.

А. Ізаітка. Папараць-кветка. 2010 г.
А. Ізаітка. Папараць-кветка. 2010 г.

Творчество Анатолия Изоитко передаёт вечную игру жизни и нескончаемую мелодию радости. Карнавальная природа его искусства говорит нам о непредставимой бесконечности возможностей воплощённых форм существования. Священные игры божеств, духов-хранителей и духов-возлюбленных предстают перед нами во всём своём сияющем великолепии.

А. Изоитко. Цирк. 2012 г.
А. Изоитко. Цирк. 2012 г.

Для искусства художника очень важно выражение женского начала, и речь идёт не просто о конкретных женских образах в его работах. В творчестве Анатолия Изоитко выявляются непреходящие метанарративы Вечной Женственности, о которых мы говорили – Благо, Красота, Гармония, Тайна, Созерцательность, любовь к мирозданию, наслаждение, блаженство, непреходящее счастье. Он утверждает духовное приятие и благостную природу бытия, единство существования, миролюбие, слыша вековечную и гармоничную «музыку сфер».

А. Изоитко. Гармония. 2014 г.
А. Изоитко. Гармония. 2014 г.

Ныне, когда художника нет в нашем физическом мире, он остаётся среди нас в живой и насыщенной энергетике своих картин. Выставка в Витебском художественном музее раскрывает перед каждым, кто её посетит, изумляющий мир блистательной роскоши бытия. Это приобщение к непреходящим мелодиям Красоты и Вечности является огромной ценностью в нашей беспокойной и противоречивой действительности.

На пути к Анатолию Изоитко...
На пути к Анатолию Изоитко…
Оцените статью
Витебский Курьер
Добавить комментарий