Анатолий Изоитко: возвращение картин и начало вечной памяти

Культура

О детективной истории борьбы за картины художника, рассказанной в Витебском художественном музее…

Возвращение Анатолия Изоитко... Демонстрация фотографий на экране во время открытия выставки
Возвращение Анатолия Изоитко… Демонстрация фотографий на экране во время открытия выставки

В Витебском художественном музее ныне проходит выставка картин Анатолия Изоитко «Судьбы таинственные знаки» (с 4 по 22 декабря). Она состоялась в соответствии с завещанием выдающегося живописца, которому в декабре прошлого года исполнилось бы 60 лет. На открытии выставки директор Витебского художественного музея Ольга Акуневич, раскрывшая собравшимся многочисленным посетителям ряд подробностей борьбы за творческое наследие мастера, бывших ранее для многих неизвестными, начала повествование с трагической предыстории:

Мы планировали в этом зале провести юбилейную выставку, посвящённую 60-летию Анатолия Изоитко, ещё когда он был жив. За несколько дней до его смерти в июле 2014 года мы встретились с ним на ступеньках лестницы Витебского художественного музея, и он говорил о том, что не хочет делать выставку в декабре того года. Он желал перенести её на следующий, 2015 год… И сегодня, по завещанию художника, мы открываем выставку его работ. Юбилейную, прощальную выставку…

Ольга Акуневич
Ольга Акуневич

Всем, кому небезразлична культурная жизнь города, посетить её следует по нескольким причинам. Анатолий Изоитко навсегда останется выдающимся представителем Витебской художественной школы. Огромнейший интерес представляют его работы в жанре, который можно назвать фантастическим реализмом, с ярко выраженным символическим содержанием, восходящим своими истоками к эпохе модерна. И, конечно же, сама история положительного итога борьбы за творческое наследие живописца не может не привлечь дополнительное внимание. Ольга Акуневич поведала посетителям о ходе этой борьбы, в которой правда и справедливость восторжествовали:

Так получилось, что смерть Анатолия Сергеевича Изоитко и судьба его творческого наследия стали «лакмусовой бумагой», показавшей, кто в этом городе чего стоит, как относятся у нас к людям, художникам…

После смерти Анатолия Сергеевича осталась его мать, Анна Михайловна, которая не могла ходить. У художника не было своей семьи и детей, правда, он всегда говорил, что у него где-то есть дочь, однако найти её нам так и не удалось. Мы навещали Анну Михайловну в Витебской областной клинической больнице №2. Здесь присутствуют те, кто ходил к ней, чтобы вот в эти тяжёлые минуты она не чувствовала себя одинокой. Затем получилось так, что она оказалась в одной из городских больниц, и мне не хочется называть имена этих людей, которые просто не по-человечески отнеслись к Анне Михайловне и отдали её в чужие руки. Когда я пошла туда и стала спрашивать главного врача о том, кому они её отдали, он сказал: «А какое ваше дело?». Он говорил, что она напечатала на компьютере заявление, будто хочет, чтобы её забрали совершенно неизвестные ей, посторонние люди в соответствие со статьёй закона. И тут мы стали искать, где же она, у кого она находится…

Мы пошли к начальнику областной милиции, нам дали опергруппу, они ездили с нами и пытались выяснить, каково же Анне Михайловне находиться у тех людей. Анна Михайловна – доверчивый и добрейший человек, она доверяла всем, кто хотя бы немного её пожалел и чуть-чуть её согрел. И она доверилась этим людям, которых я могу назвать аферистами, и какое-то время находилась у них.

Когда нашлась двоюродная сестра Анатолия Сергеевича, мы обратились в прокуратуру. И через суд нам удалось пресечь деятельность этих аферистов, пытавшихся захватить творческое наследие художника и квартиру Анны Михайловны. Аферисты пытались взять опеку над Анной Михайловной, и неизвестно, чтобы тогда было. Они скрывали её от нас, не впускали в квартиру. Уже впоследствии Анна Михайловна говорила, что не хочет к ним возвращаться, потому что они её не кормят, они её бьют. На её руках были действительно большие синяки. Многим пришлось приложить усилия, чтобы всё это прекратить.

А. Изоитко. Вечерняя нота. 1999 г.
А. Изоитко. Вечерняя нота. 1999 г.

На протяжении своей речи Ольга Акуневич произносила слова благодарности ряду работников исполкома, органов внутренних дел, прокуратуры, а также здравоохранения, принявших активное участие в судьбе матери художника и его творческого наследия:

Я хочу сказать слова благодарности заместителю главного врача Витебского областного клинического центра психиатрии и наркологии Игорю Пономарёву. После того, как прокуратура изъяла у этих людей Анну Михайловну, он взял её в больницу, положил в закрытое отделение, чтобы они не прорвались туда, ибо в этот момент она уже стала наследницей всего творчества своего сына. Медсёстры старались всячески ухаживать за ней… Когда Анне Михайловне становилось плохо, её переводили в Витебскую городскую клиническую больницу №1.

А потом эти аферисты приходили ко мне в кабинет, пытались мне угрожать, потому что мы забрали все работы, которые находились в творческой мастерской Анатолия Сергеевича Изоитко. Сотрудники Витебского художественного музея сделали подробнейшую опись всех произведений художника. Всего 1012 работ включает этот список. Они проведены по всем учётным документам, которые требуются в соответствии с законодательством Республики Беларусь, и находятся на временном хранении до востребования наследниками.

Анны Михайловны уже нет с нами, она умерла, с ней достойно попрощались. И в последние дни своей жизни она, я думаю, была счастлива. Как-то мы пришли к ней, и вместе с нами в палату зашла её племянница Елена, дочь её родного брата.

На открытии выставки
На открытии выставки

Это была Елена Ковалёва, двоюродная сестра художника, приехавшая на открытие выставки из России, которая и является единственной законной наследницей работ Анатолия Изоитко. Она рассказывала о художнике как об очень добром и заботливом брате:

Я хочу вас всех поблагодарить, за то, что вы сохраняете память в своём сердце о моём брате, Анатолии Изоитко. В моей памяти он останется прежде всего как брат. Я была одна у своих родителей, и он был один у своих родителей. Я хорошо помню, как он заботился обо мне и буду помнить всегда…

Елена Ковалёва
Елена Ковалёва

На открытии выставки выступали также друзья и коллеги художника, раскрывавшие различные грани его выдающихся личностных и творческих качеств. А Елена Ковалёва объявила присутствующим, что после окончания выставки принесёт в дар около 60-ти наиболее значительных картин своего брата. Культурная общественность города благодарна сестре художника за это благородное решение. Анатолий Изоитко останется навечно в своём городе, который всегда будет чтить память о нём, о чём и сказала Ольга Акуневич:

Наш город любит художников, хранит художников, и наследие Анатолия Изоитко будет бережно храниться в Витебском художественном музее.

А. Изоитко. Благодатный огонь. 1999 г.
А. Изоитко. Благодатный огонь. 1999 г.
Оцените статью
Витебский Курьер
Добавить комментарий

  1. Игорь

    Достаточно печальная история и как всегда отрешенность мастера и нежелание бороться и идти до конца доказывает нам что в искусстве легких дорог нет и никогда не было. Анатолий Изоитко большой мастер! Нужны годы и монографии чтобы осмыслить его творчество…

    Ответить
    1. Георгий Корженевский автор

      Да, искусство Анатолия Изоитко, несомненно, ждёт своего глубокого и пристального изучения.

      Ответить