Роман Трахтенберг: о вечном «пьяном Винни-Пухе» и его друге Пятачке

В очередную годовщину со дня смерти известного актёра, писателя, шоумена, мы вспомним созданный им архетипический образ, поистине обессмертивший его имя, и поговорим об ассоциациях, с ним связанных.

Сцена из клипа "Пьяный Винни-Пух"

Сцена из клипа «Пьяный Винни-Пух»

Песня Алексея Лебединского «Пьяный Винни-Пух — Дубак-Январь» со знаменитым клипом, где Роман Трахтенберг выступил в роли антропоморфного Пятачка, родилась в качестве пародийной кавер-версии популярнейшего «Тополиного пуха» группы «Иванушки International». Как известно, цикл историй о Винни-Пухе был создан английским писателем Аланом Александром Милном. В Советском Союзе благодаря известным мультфильмам с участием легендарного актёра Евгения Леонова персонаж получил «вторую родину». Но мало кто учитывал один очень важный символический аспект написанных историй. Дружба Винни-Пуха и поросёнка Пятачка является своего рода концептуальным примирением двух архетипов: Вепря и Медведя на новом цивилизационном уровне.

Образ Вепря символизирует жреческую парадигму в пространстве глобальной традиции. Среди 10-ти аватар Вишну известен вепрь Вараха, который имеет также свою женскую параллель: богиню Шри Маха Варахи Деви, одну из семи Божественных Матерей, символ чистоты, мира и благополучия. Медведь же олицетворяет воинское начало. Это, с одной стороны, добродушие, а с другой – ярость и неистовство. Битва вепря и медведя является архетипическим образом в Западной традиции и указывает на конкретный период сакральной истории, который был отмечен противостоянием «брахманов» и «кшатриев», то есть жречества и воинов. И вот на новом витке цивилизационного развития два персонажа слились в необыкновенной дружбе.

Кадр из мультфильма "Винни-Пух идёт в гости"

Кадр из мультфильма «Винни-Пух идёт в гости»

А ведь «слились» действительно в прямом смысле… Совсем неслучайно немецкое «Bär» (медведь) связано с алкоголем и сочетается с «Bier» (пиво). Не зря все воинские традиции древности были связаны с употреблением различного рода горячительных напитков, в результате чего воины входили в особое состояние, которое в иранской традиции называлось «айшма» (бешенство). А в средневековой Европе даже существовало сравнение «пить как тамплиер», что означало предельную степень погружения в изменённое состояние сознания, к которому приводит алкоголь. Но и жреческой традиции был ведом архетипический образ небесного напитка Сомы. В Индии даже существует божество с таким именем, воплощение целебной, бодрящей и опьяняющей силы этого напитка.

Сцена ритуального опьянения. Индия. Кушанская эпоха. Музей в Матхуре

Сцена ритуального опьянения. Индия. Кушанская эпоха. Музей в Матхуре

Есть образы, отмеченные стопроцентным «попаданием» актёра, возможно, даже такие, для которых он рождён. Замечательный артист с противоречивой репутацией шоумена воплотил в клипе образ весёлого и жизнеутверждающего Поросёнка в общей отнюдь не радостной атмосфере. Несомненно, это артист, без которого клип, в совершенстве передающий призрачность и неопределённость «лихих 90-х» не состоялся бы как произведение, отличающееся своей оригинальностью и неповторимостью… Обращает на себя внимание и укоренённость образа, созданного Романом Трахтенбергом, в пространстве городской среды, в отличие от его не от-мирного друга. А ведь творческие и интеллектуальные поиски Романа Трахтенберга были неразрывно связаны с миром традиции. За его зачастую вызывающим имиджем скрывался мыслитель. Мало кому известно, что он защитил в своё время научную диссертацию по культурологии «Возрождение традиционной культуры средствами фольклорного творчества». Великолепный артист… автор остроумных литературных произведений… яркая, жизнеутверждающая личность, снискавшая всенародную популярность и славу…

Роман Трахтенберг

Роман Трахтенберг