Что такое свобода слова

История

Чем поможет Белорусская ассоциация журналистов и как поросята поднимают тиражи, рассказала известная витебская журналистка Вера Андреевна Степанищева.

В этом году Белорусской ассоциации журналистов исполнилось 20 лет. Возраст пусть и не солидный, но за эти годы журналисты нашей страны пережили немало. Есть что вспомнить: и свободу слова в 90-х, и идеологический контроль в начале 21 века.

О создании БАЖа и подводных камнях в профессии журналиста поделилась с корреспондентом «Витебского курьера» Вера Степанищева, которая более 40 лет отдала этой изумительной (слова самой Веры Андреевны) профессии. Пришлось ей поработать и в «Витебском рабочем», и в «Народном слове». Вера Андреевна стояла у самых истоков БАЖа наряду с Андреем Олефиренко, Верой Кадушко, Сергеем Наумчиком, Татьяной Пастернак, Сергеем Лысковцом, Сергеем Буткевичем, Аллой Чуйко. В том, далеком 1995-м году на учредительном съезде присутствовало  28 человек, сегодня же «бажевцев» – более 1400 человек.

Вера Андреевна за работой. Фото Антона Степанищева
Вера Андреевна за работой. Фото Антона Степанищева

– Я в те годы была заместителем редактора «Народного слова», – вспоминает Вера Андреевна, – и главной идеей нашей новой организации стало объединение по профессиональному признаку. БАЖ должен был всячески поддерживать журналистов, особенно юридически. Мы же в те годы к чему стремились? Конечно, к свободе слова. Я уже проработала 20 лет в «Витебском рабочем» и состояла в официальном Союзе журналистов. Союз дал мне путевку на популярный курорт и помог купить машину. А вот БАЖ дал образование!

Мы ездили на семинары, которые открывали нам глаза! Таких полезных знаний мы не могли получить в БГУ, где нас мучили марксизмом-ленинизмом, историей партии и советской печати. А пригодилось ли это в жизни? Да никак. А нас обучали известнейшие журналисты, кстати, был среди них и Гуляев, автор «Витебского курьера». Помню, приезжал как-то журналист из английского СМИ. Он пообещал нам, призывая оставаться оптимистами: «Вы можете однажды проснуться в другой стране, как граждане Восточной Германии. Поэтому не теряйте надежды: все когда-то изменится!».

Семинары учили искусству создавать газету. Мы прошли стажировку в Швеции. После делали «Народное слово», применяя полученные знания. Кстати, само название «Народное слово» придумал Григорьев, первый секретарь обкома партии, поддержавший перестройку. А лозунгом нашим было «Даешь критику и самокритику!». 

Вера Андреевна с гордостью рассказывает о том, как тираж «Народного слова» достиг высокой для местных СМИ цифры – 50 000 экземпляров. Причем без нажима со стороны властей и агитации!

Газета, что называется, пошла в массы, поскольку отражала жизнь обычных людей. А для увеличения тиража по рецепту шведских коллег витебских журналисты применяли розыгрыши и лотереи, публиковали фото детей подписчиков, полезные рецепты, консультации юристов и врачей.

Например, разыгрывали  обувь из «Белвеста». За информационную поддержку предприятие дало 10 пар обуви, все они честно разошлись по подписчикам. А как не вспомнить трех поросят от предприятия «Липовцы», которые тоже стали предметом лотереи? Одного из них пришлось даже в Верхнедвинск к подписчику везти. Вместе с водителем поехали журналист и фотограф. В итоге – новый захватывающий репортаж! А Саша Варламов, который в выходной день в редакции устроил смотр красавиц для конкурса «Супермодель Беларуси»? А завзятые дачники, которые продавали в редакции элитные семена для подписчиков и постоянных читателей? И люди шли в редакцию. К журналистам они относились как к родственным душам, членам своей семьи!

В летний период в редакции разыгрывались среди подписчиков путевки из турагентств Витебска. И совершенно случайные люди выигрывали отпуск в дальние страны! Этот опыт Вера Степанищева переняла у шведских СМИ, которые каждого подписчика считали своим родственником, которым необходимо дорожить! Вот чему стоит поучиться современным СМИ, электронным и печатным.

– Мне жаль своих талантливых коллег, которым приходится работать в государственных СМИ, – вздыхает Вера Андреевна, – их понять можно: есть семья, дети, значит, нужно терпеть и трудиться. Наша профессия – изумительнейшая, лучшая из тех, что могут быть! И до начала 2000-х была свобода слова. Мы тогда шли на работу счастливые! Подумаешь, очереди, подумаешь, талоны! В профессии-то работали на полную катушку! Смотрю материалы тех лет и удивляюсь: неужели это мы писали? А после пришла цензура и идеологическая вертикаль. От журналистов стали требовать рентабельности А как ее добиться, если газету никто не хочет читать? Размещают рекламные материалы о деятельности предприятий. Ну, повесят их на проходной, чтоб читали работники. А обычному читателю это неинтересно.

Одной из главных неудач областного отделения БАЖа Вера Степанищева считает потерю юридического адреса. И как следствие – разобщенность журналистов. В первые годы все собирались на улице Правды, потом по квартирам, потом перестали собираться вообще. Были проблемы, когда власть попытались захватить представители ГКЧП. Тогда-то и появились в газетах белые пятна. В типографию отправляли номера с материалами, а вместо материалов газету «украшали» пустые места с заголовками.

Сегодня принцип работы БАЖа, как считает Вера Степанищева, это юридическая защита журналистов. Тяжело приходится представителям независимых СМИ и фрилансерам. Их постоянно штрафуют. А где пишущая братия может взять 9 миллионов для выплаты штрафа? Образование не проблема. В Интернете – огромное количество курсов и семинаров для журналистов. А в первые годы БАЖа не было даже элементарных учебников, по которым могли бы заниматься белорусские журналисты. Поэтому так и приходили в БАЖ люди, желающие получить качественное образование в профессии.

– Нам нужны независимые журналисты, свободные от диктата официальной и неофициальной власти, – уверенно говорит Вера Андреевна. – Нужна журналистика, понятная обычному гражданину, который всегда находится в зависимом положении. Нужна журналистика, пытающаяся объяснить мир, и уделяющая все внимание проблемам простого человека.

Сегодня же БАЖу стоит больше уделять внимания правовой поддержке журналистов. И юристы БАЖа действительно приходят на помощь. А значит, людям, желающим не просто заработать деньги на публикации статей, но и помочь обычным людям, есть на кого надеяться. И опять же, БАЖ объединяет. Не зря ведь журнал организации носит название «АБАЖУР». Именно под абажуром собираются близкие люди, чтобы поделиться и горем, и радостями…

Оцените статью
Витебский Курьер
Добавить комментарий