Театр революционной сатиры – «переодетый митинг» и «плакатм, который не прошел типографский станок»
Этот театр называли «переодетым митингом» и «плакатом, который не прошел типографский станок». И пусть в Витебске он просуществовал совсем недолго, но в начале 20-х годов прошлого века его постановки произвели фурор среди местных жителей. Речь идет о Театре революционной сатиры. Книгу, посвященную его деятельности в нашем городе, презентовали на днях в Государственном архиве Витебской области (ГАВО).
В сборник вошли документы, рассказывающие о Театре революционной сатиры в нашем городе из фондов Витебского областного архива, Российской государственной библиотеки (предоставлены Валерием Шишановым), Российского государственного архива литературы и искусства, Витебского областного краеведческого музея и другие. Всего – 183 документа.
Состоит книга из двух разделов «История Театра революционной сатиры в Витебске», «По страницам газет и журналов: творческие материалы для агитационного театра» и трех авторских статей: ведущего архивиста ГАВО Светланы Мясоедовой, краеведа Людмилы Хмельницкой и доктора искусствоведения, профессора Татьяны Котович.
Первый Театр революционной сатиры (Теревсат) в Витебске
Первой попыткой создания Театра революционной сатиры в нашем городе авторы сборника считают агитационный вечер «Тарарабумбия», который состоялся 18 марта 1919 года в кинотеатре «Рекорд» (сегодня Дом кино на улице Ленина). Представление вызвало жесткий негатив со стороны властей, потому больше его не показывали.
Первая постановка Теревсата (художественный руководитель – Марк Разумный) состоялась в Витебске 6 февраля 1920 года и вызвала восторг у публики. С оглушительным успехом представления шли три вечера подряд – с пятницы по воскресенье.
Но, несмотря на это, первый витебский Теревсат просуществовал всего 2,5 месяца. У него не было ни своего помещения, ни постоянной труппы: для постановок набирали каждый раз новых актеров, которые были не прочь подзаработать, из городского театра или из труппы Дома просвещения. Причем, требовались актеры-универсалы, которые могли сыграть любую роль. Основными персонажами постановок были: Колчак, Деникин, Петлюра и госпожа Антанта.
В марте 1920 года Театру революционной сатиры выделили отдельное, но очень холодное помещение в здании кинематографа «Рекорд», но уже в апреле Разумный уехал в Москву показать Теревсат, там он был встречен с восторгом, набрал труппу из местных актеров и обратно не вернулся.
Второй Теревсат в Витебске
В 1921 году в Витебске появился второй Теревсат. Чаще всего его называли агитационным театром, а «теревсат» указывали в скобках. У него уже была актерская труппа, а у артистов свое актерское амплуа. Разместились они в кинотеатре «Рекорд». Но уже в октябре 1921 года театр был закрыт.
«Теревсат, острый клинок»
Так называется авторская статья Татьяны Котович в сборнике «Театр революционной сатиры в Витебске». Татьяна Викторовна отмечает, что Теревсат – самостоятельный элемент структуры витебской художественной среды.
Постановка представляла собой представление из отдельных сцен, эпизодов и номеров, «пропитанных ядом революционной сатиры». Не было ни кулис, ни декораций, ни классической композиции с завязкой, кульминацией и развязкой.
В начале зрелища на сцену с метлой вылетали всей труппой под марш Теревсата, затем происходила быстрая смена картинок, с комиксами, скетчами. А персонаж Теревсата – не человек, не реальный тип, не характер, а аллегория (например, Колчак – аллегория Гражданской войны).
Шагал и Теревсат
Этому вопросу посвящена статья Людмилы Хмельницкой. Долгое время шагаловеды считали, что Марк Захарович сотрудничал с витебским Теревсатом.
В книге «Советский театр. Документы и материалы. Русский советский театр 1917-1921» есть перечень постановок витебского Теревсата с 7 февраля по 25 декабря 1919 года, в десяти из которых в качестве художника упомянут Марк Шагал. Но ведь Теревсата в это время в нашем городе еще не было. Значит, организатор и автор текстов для витебского Теревсата Михаил Пустынин, на чьих воспоминаниях основан документ, ошибся, вероятно, ввиду своего возраста.
В государственном архиве Витебской области есть документы, подтверждающие, что художниками местного Теревсата были Георгий Бутов и Хиена Долгицер.
Что касается Шагала, то он сотрудничал с Теревсатом, но московским. Осенью 1921 года там готовилась к постановке пьеса драматурга Дмитрия Смолина «Товарищ Хлестаков» – перелицовка гоголевского «Ревизора».
Представление должно было пройти в двух театрах, к одному из них витебский художник и создавал эскизы. По замыслу драматурга к пьесе Шагал должен был сделать 2 декорации и костюмы для 22 персонажей – всего 24 работы. Большая часть из них – 23 штуки – хранятся сегодня в Центре Жоржа Помпиду в Париже, куда они поступили в 1988 году.
Эти рисунки – единственный сохранившийся до нашего времени комплекс ранних шагаловских эскизов к театральным постановкам. К слову, спектакль в московском Теревсате так и не состоялся – не было денег, и в 1922 году Шагал увез свои эскизы за границу.
Познакомиться с книгой о витебском Театре революционной сатиры можно в читальном зале Государственного архива Витебской области.
5 интересных фактов про «Интимный» театр в Витебске.
Неизвестные факты из жизни Марии Андерсон в послереволюционном Витебске.
Уютный Витебск начала XX века. Спектакли в «Интимном» театре и гуляния в саду «Европа».