Свое название в честь российского революционного и политического деятеля Моисея Урицкого она получила в 1919 году. До этого ее восточная часть (от улицы Ленина вдоль Ботанического сада) называлась Воропаевской, а западная (от начала до улицы Ленина вдоль парка партизанской славы имени Миная Шмырева) – Офицерской.
До нашего времени здесь сохранились несколько зданий, построенных в ХІХ- начале ХХ века.
Дома №5,7,9 по улице Урицкого были построены до революции. Фото Саши Май
Лично я возле этих домов по улице Урицкого проходила не один раз. Казалось бы, обычные оштукатуренные здания: похожие нередко встречаются в Витебске.
Интересно, что три дома (№5, №7 и №9) соединены между собой, а два входа в подъезды сквозные. Но, оказывается, особенность этих зданий, занесенных в государственный список историко-архитектурного наследия как «Застройка по улице Урицкого», в их дворике. Но обо всем по порядку.
Боковой фасад дома №9. Фото Саши Май
Изначально застройка шла вдоль улицы, а со двора пристройки появились в более позднее время, – комментирует Глеб Орловский. – И сегодня можно понять, где раньше, в доме №9, находилась проездная арка, с помощью которой можно было попасть во двор. Если присмотреться, то над современным окном на этом месте можно увидеть три торчащие рельсы – вероятно, здесь на втором этаже размещался широкий балкон, который они и поддерживали.
Заложенная арка со стороны улицы. Фото Саши Май
Если пройти чуть дальше, то в доме №7 также видна заложенная арка – место, где она находилась, обозначено на фасаде.
Место, где раньше была арка, обозначена на фасаде. Фото Саши Май
Сегодня, чтобы попасть во двор, необязательно обходить дома: можно воспользоваться сквозным входом. Особенность его в том, что в подъезде находится канализационный люк времен БССР. Согласитесь, нечасто встретишь такое посреди здания.
Этот люк находится прямо в подъезде. Фото Саши Май
Судя по всему, дом №5 изначально был неоштукатуренным и одноэтажным, – продолжает рассказ Глеб. – Второй этаж надстроили чуть позже, но тоже до революции, постаравшись сохранить общую стилистику здания.
Дворовые фасады домов неоштукатуренные, и на некоторых кирпичах можно даже отыскать клеймо. Например, нам попался на глаза кирпич «ВКСМ».
На кирпичах можно обнаружить клеймо. Фото Саши Май
Здесь неплохо сохранились до нашего времени и декоративные элементы: карнизы, дентикулы, пояски, а вот окна заменены на новые, пластиковые, а некоторые просто заложены.
Декоративные элементы неплохо сохранились до нашего времени. Фото Саши МайНекоторые окна просто заложили. Фото Саши Май
С обратной стороны зданий также легко понять, где находились проездные арки.
Если присмотреться, то можно увидеть заложенную арку. Фото Саши Май
Пристройка к дому выглядит необычно: она построена с расширением: мини-переход с окнами, которые должны были освещать помещение. Подобную конфигурацию мы недавно наблюдали на улице Суворова. Как и там, у пристройки по улице Урицкого скошенный угол, чтобы повозка могла повернуть, не зацепив колесом здание.
У пристройки скошенный угол. Фото Саши Май
С обратной стороны хорошо видно, где размещалась третья арка, которая также находилась в здании №7.
Со двора хорошо видно, где находилась арка. Фото Саши Май
Также сразу привлекает внимание колоритная деревянная лестница на второй этаж.
Лестница на второй этаж. Фото Саши Май
В советское время такие лестницы пристраивали довольно часть, – объясняет Глеб. – Дело в том, что до революции жилые здания чаще всего принадлежали одному владельцу. А после 1917 года этажи дробились на помещения, в которых вселялись разные семьи или размещались различные организации. Если проект здания позволял, то делали перепланировку: организовывали общий коридор и площадку. А если это было невозможно, то пристраивали подобные лестницы.
Колоритный дворик на улице Урицкого. Фото Саши Май
Где в Задвинье можно увидеть дореволюционные здания с оригинальными балконной решеткой и кирпичными «поясками», смотрите здесь.
А на какой улице находится дом с эркером, в который, вероятно, попала авиабомба, можно узнать здесь.