Неповторимое великолепие Витебщины

Восхищение уникальным пространством родного края выражено в картинах, представленных на выставке «Витебщина в произведениях художников»

Егоров, Витебск, Витебщина, живопись

На открытии выставки «Витебщина в произведениях художников» выступает Геннадий Егоров. Фото Георгия Корженевского

Выставка посвящена 80-летию образования Витебской области и была открыта 12 января. Как сказал начальник главного управления идеологической работы, культуры и по делам молодёжи Геннадий Егоров, это первое мероприятие в череде праздничных событий, посвящённых торжественному юбилею. На выставке представлены произведения 40 витебских художников, как ныне здравствующих, так и уже ушедших от нас, и все они имеют несомненное историческое значение.

Танкович, озеро, Белое, храм, Корженевский

Г. Танкович. Озеро Белое. 1991 г.

Это и живопись…

Крук, Витебщина, храм, православие, Корженевский

В. Крук. Окрестности Замковой горы. 2006 г.

… и прекрасная акварель…

Карпан, натюрморт, акварель, Корженевский

А. Карпан. Натюрморт с чесноком. 2015 г.

Есть подлинные шедевры, относящиеся к классической школе масляной живописи, как, например, произведения Антона Корженевского.

Корженевский, лес, глушь, живопись

А. Корженевский. Лесная глушь. 1957 г.

Преимущественно посетитель увидит самые разнообразные пейзажи: городские, сельские, природные. Причём несмотря на то, что большинство картин реалистического содержания, присутствуют работы, выполненные с разной степенью художественной условности. Они могут выражать как трансформированное состояние восприятия в сторону синтеза и гармонии в единстве цвета, музыкальности и движения…

Кравченко, церковь, храм, православие, Корженевский

А. Кравченко. Церковь в Браславе. 2008 г.

… так и осмысление драматизма исторической судьбы народа, его несгибаемость и верность Духу.

Медвецкий, поле, родина, мать, Корженевский

В. Медвецкий. Материнское поле. 2014 г.

Отдельно хотелось бы отметить акварельную работу Феликса Гумена «Новополоцк. Солнце над городом», отличающуюся подчёркнуто эсхатологическим настроением и являющейся по своему характеру визионерско-сновидческой. Она исключительна как по замыслу, так и по концентрации в себе различных стилевых особенностей.

Гумен, Новополоцк, солнце, Корженевский

Ф. Гумен. Новополоцк. Солнце над городом. 1998 г.

В общем, нельзя сказать, будто саму выставку и её открытие, несмотря на всю юбилейную официальность, можно охарактеризовать как нечто «внешнее» и произошедшее «по случаю». Напротив, мы являемся свидетелями творческой подлинности замечательных живописцев и акварелистов. О могучем творческом потенциале Витебщины сказал на мероприятии открытия Геннадий Егоров:

Витебск – это художественная Мекка. Здесь создавались великолепные шедевры, появлялись великолепные художники, имена которых мы сегодня слышим во всём мире. И современные художники, которые сегодня также представлены – ещё одно доказательство связи поколений.

Витебск, музей, Сковородко, Литвин, Вольнов

На открытии выставки. Фото Георгия Корженевского

Это подтвердил известный витебский живописец Олег Сковородко, говоря о взаимосвязи уникальности пространства Витебщины и появления здесь чрезвычайно одарённых людей:

Нам есть, что показать. Древняя и богатая талантами земля, и на Витебщине их столько, сколько нет нигде в Беларуси.

Сковородко, живопись, музей, Корженевский

Выступает Олег Сковородко. Фото Георгия Корженевского

Высказавшись об уместности организации выставки не только о Витебщине как удивительном крае, но и о людях Витебщины, художник Владимир Вольнов отметил, что несмотря на все исторические контроверзы, пространство, где мы живём, предрасполагает говорить о нём в самых высоких эстетических категориях:

Прекрасная выставка, отражающая красоту нашей земли. Мы счастливы, что живём на этой земле, отличающейся необыкновенной красотой.

Вольнов, храм, православие, Корженевский

В. Вольнов. Дорога к Храму. 1989 г.

Выступление основателя современного творческого объединения «Корень Квадратный» Александра Слепова касалось столь значимой в проекции содержания выставки личной гносеологии художника. Путь любого подлинного творца не может пройти вне ответов на вызовы актуального социума:

Художник с возрастом выкристаллизовывает свою идейную направленность, что он хочет сказать. Любой художник… Кому нечего сказать, он тоже выкристаллизовывает своё «мне нечего сказать». Тот же, кто хочет сказать, пытается говорить. Художники, произведения которых мы видим, говорили о своём времени… Не повторить кого-то невозможно, но возможно написать своё время… Сегодня художники должны ставить вопросы: что происходит, куда мы движемся. Потому что по его работам через 20 – 30 лет будут судить, насколько он был честным и откровенным перед зрителем.

Слепов, живопись, художник

Александр Слепов. Фото Георгия Корженевского

И тогда искусство, отмеченное подлинностью, всегда найдёт дорогу к зрителю, и сподвигнет его дать свой, возможно, также творческий ответ:

Посетитель, попадая в тишину выставочного зала, когда он стоит один на один напротив холста, испытывает таинство общения с произведением искусства. Сама картина задаёт вопросы зрителю. И человек трансформирует увиденное через себя.

Изоитко, природа, пейзаж, деревня, живопись, Корженевский

А. Изоитко. Медный бубен. 2010 г.

Предлагаем читателям статью о том, как тема родного края и связи со своим родом раскрывается художником Борисом Лалыко, а также об уникальности еврейской культуры Витебщины в творчестве Соломона Юдовина.

А здесь – об оригинальной выставке творческого объединения «Корень Квадратный».

И ещё о широкой географии выставок витебского художника Олега Сковородко.