Александр Филиппов: летописец сакрального Витебска

В Витебском художественном музее открылась выставка Александра Филиппова «Мелодии Витебска – 2»

Филиппов, Цыбульский Вольнов, Баранковская, Кузнецов, Витебск

Александр Филиппов на открытии выставки в кругу родных и коллег. Фото Георгия Корженевского

Картины Александра Филиппова очень сосредоточенны. В этой сосредоточенности можно найти разнообразные оттенки чувств, от умиротворённости до тревоги. Но в любом случае очевидна полнота включённости художника в изображаемое. Так достигается гармония взаимодействия субъективного мира творца и объективной действительности, в результате чего в картинах выражается подлинная реальность. Председатель Витебского областного объединения Белорусского союза художников Светлана Баранковская говорила на открытии выставки, состоявшемся 11 января, именно об этом личном взгляде художника, который обеспечивает не только уникальность его произведений, но и прежде всего их подлинность:

Заўсёды прыемна глядзець такія эмацыянальныя выставы тым больш, калі чалавек ўсё жыццё прысвяціў нашаму роднаму гораду. Её маляваў гэтае жывапіснае жыццё, якое мог убачыць толькі ён.

Витебск, Филиппов, живопись, храм, Корженевский

А. Филиппов. Витебск. Вид на Петропавловскую церковь. 2000 г.

Более всего Александра Филиппова называют «летописцем Витебска». При этом издревле сами летописцы считались наделёнными особым сакральным статусом и даже необычными сверхспособностями, так как они фиксировали священную историю, дабы сохранить непрерывность духовного пространства. Летописцем не мог стать любой грамотный человек, нужно было оказаться наделённым совершенно особыми качествами, которые являлись бы неоспоримыми для всех окружающих. Цельность натуры, способность к точной расстановке акцентов, неразрывность связи личной судьбы с историей народа – некоторые из этих качеств. Их наличие у Александра Филиппова и подчёркивал в своём выступлении искусствовед Михаил Цыбульский, являющийся куратором выставки:

Сапраўды, гэта мастак не толькі адной ідэі, але ж сваей асаблівай уласнай канструкцыі. Мы маем такі выдатны прыклад, калі гэта не проста ўспамін, не проста перажытое, гэта адшліфаваная падача, калі здымаецца ўсё незначнае, і застаецца толькі тое, што павінна застацца ў гісторыі: не толькі гісторыі ўласнага лёсу, але ў гісторыі Віцебска. Гэта сапраўды песняр Віцебска, гэта чалавек, для якога горад, яго вулачкі – усё такое роднае і ўплеценае ў яго біяграфію.

Витебск, улица, Филиппов, здворки, живопись, Корженевский

А. Филиппов. Задворки старого Витебска. 2015 г.

Выставка называется «Мелодии Витебска – 2», потому что ей предшествовала первая экспозиция художника в этом же музее, представленная посетителям около 3-х лет назад. Подлинный летописец воспринимает историю в проекции божественного целеполагания о ней, а следовательно целостно и интенгративно. То, что для профанного индивидума представляется набором разрозненных событий, на которые он обращает внимание или случайно, или в результате необходимости, летописец сводит воедино, видя причудливые взаимосвязи. А восприятие провидения предполагает обязательность синтеза и включает в себя не только ментальные конструкции или визуальные образы, но и музыкальные формы, ибо музыка в совершенстве выражает «гармонию сфер». Отсюда и «музыкальность» в названии выставки художника, реальное присутствие которой в его картинах говорит об их неподдельности. Наличие «живой души» в произведениях Александра Филиппова отмечал его коллега Владимир Вольнов:

Мне кажется, что это последний летописец, который видел именно исторический Витебск, и мы испытываем благодарность, что он позволяет нам увидеть город подлинный. Можно, конечно, нарисовать и по фотографиям, но в этом не будет живой души.

Филиппов, Витебск, история, живопись, храм, овраг, Корженевский

А. Филиппов. Духовской овраг

Реалистичности видения художником провиденциального фактора человеческой истории соответствует и реалистический метод его творчества. Причём это, конечно же, не приземлённо-обывательский или социализированный «реализм», здесь мы имеем дело с реализмом мистическим. Показательно, что подобного рода художники-летописцы, со всей очевидностью наделённые особым личным долженствованием, не стремятся быть оригинальными. Неповторимость их творчества и так не вызывает сомнений, как и высокое профессиональное мастерство, являющееся условием воплощения соответствующих идей. Об этом мастерстве своего коллеги, сопряжённым с искренностью творческого пути, говорил Феликс Гумен, выдающийся белорусский акварелист:

Это уникальный человек, который всё видел своими глазами, потому что мы уже не видели всего… Это очевидец… Но его картины ценны не только исторически, потому что Александр Филиппов – хороший живописец, представитель старой масляной школы. У него присутствует редкий дар колориста, потому что не все колористы. Большинство «красят»… Очень искренние, очень ценные работы…

Витебск, Филиппов, храм живопись, Корженевский

А. Филиппов. Витебск. 1992 г.

По всей очевидности, наиболее излюбленными объектами изображения Александра Филиппова являются храмовые сооружения. Понятно, что для летописца, имеющего дело с иерофанией и сакральной историей, это закономерно. Отметим, что помимо ряда иных свойств, храмы любых религий охраняют пространство от проникновения деструктивных сил и разрушительных энергий из инфернальных секторов планетарного космоса. Для людей проницательных вред исторического варварства советской эпохи, когда культовые и прочие исторические сооружения уничтожались тысячами, не вызывает сомнений, и сохранение наследия даже в картинах оказывает позитивное энергетическое воздействие на актуальную среду. В данном отношении действенная любовь к наследию является спасающей, именно в этой проекции также можно воспринимать слова, сказанные Николаем Дундиным, живописцем таинственного и неизведанного:

Он один из тех, которые сохраняют… вот этой своей доминантой, этой своей любовью к городу и искусству.

Филиппов,, Витебск, выставка, летописец, музей

На открытии выставки Александра Филиппова. Фото Георгия Корженевского

Читатель может более подробно ознакомиться с резонансным выступлением Феликса Гумена на этом же открытии выставки, разоблачающем советское варварство по отношению к памятникам истории и тоталитарную модель политического господства.

А здесь можно прочитать о духовном содержании творчества Владимира Вольнова.

Также предлагаем вниманию читателя статью о картинах Николая Ткачёва, явившихся результатом его религиозных поисков.

РЕКЛАМА


РЕКЛАМА