Духовное искусство Николая Ткачёва

Религиозные поиски живописца являлись характерными для представителей творческой интеллигенции и породили выдающиеся по своей духовной проникновенности произведения искусства

Ткачев, православие, храм, церковь, Корженевский

Н. Ткачёв. Церковь Успения на Торгу. 1992 г.

Творчество Николая Ткачёва, покинувшего этот мир в 2011 году, формально можно разделить на два этапа. На первом этапе имеются все основания назвать его социальным художником, раскрывающим темы памяти о погибших в Великой Отечественной войне, народного просвещения, естественной красоты деревенского быта, неповторимости содержания городских и природных пейзажей родного края. Перелом проявился во второй половине 1980-х годов, когда он испытал на себе определяющее воздействие религиозных мотивов. Об этом на открытии памятной юбилейной выставки живописца, которому в этом году исполнилось бы 75 лет, состоявшемся 27 июля в Витебском художественном музее, рассказывала Алла Ткачёва, его вдова:

Начиная с 1000-летия крещения Руси он стал говорить о том, что его душа только там, и кроме тем духовных он уже не может ничего писать. Я его спрашиваю: а моя какая теперь роль? Он ответил: «Ты должна помочь восславить Христа». С этого времени у него в душе была только христианская тема, с нею он и ушёл в мир иной.

Ткачёв, Витебск, выставка, живопись, музей, память

Родственники Николая Ткачёва на открытии выставки. Справа – Алла Ткачёва. Фото Георгия Корженевского

Тем не менее, глядя на картины первого периода, не остаётся сомнений в крипторелигиозносити художника. Все темы, которые он выражал, наделялись им священным смыслом, и в работах имели место прозрачные аллегории и символизм. К тому же творчество Николая Ткачёва нельзя назвать в полной мере реалистическим, в нём присутствовала совершенно особая стилизация, которая также определяла в известной степени иконографичность произведений. Конечно же, картины не являются объектом для молитвы, зато они могут быть объектом для медитации, углубленных размышлений о смысле бытия.

Ткачев, мать, мама, портрет, живопись, Корженевский

Н. Ткачёв. Мать. 1970 г.

Картина «Путь к знаниям» на первый взгляд кажется произведением исключительно советским по своему содержанию, однако считать так было бы ошибкой. Если вообще абстрагироваться от советской истории и смотреть с точки зрения человека ничего о ней не знающего, «с чистого листа», эту работу можно принять за совершенно религиозную. Церковь на дальнем плане, сосредоточенные и одухотворённые лица персонажей, коих совсем не случайно трое, а это уже далеко идущая богословская аллегория, в данном конкретном случае с элементами гностицизма, «книги жизни» у них в руках, и, конечно же, нетварный свет духовного солнца, который превыше физического света.

Ткачев, знания, живопись

Н. Ткачёв. Путь к знаниям. 1970 г.

Действительно, свет в картинах Николая Ткачёва наделён метафизическим содержанием, он не имеет отношения к изнуряющему профаническому горению обычного дневного светила. Это свет, несущий смысл и красоту в наш мир, воспринимаемый особыми духовными органами энергетического существа человека. Свет, обладающий одухотворяющими и исцеляющими свойствами… Об этих его характеристиках говорил на открытии выставки художник Андрей Жигур:

Я хочу обратить внимание на свет, который присутствует в работах Николая Ткачёва. От первых картин художника до самых последних вызывает удивление то внимание к свету и способ его трактовки. У него свет – это не просто источник и освещённость. Это всегда смыслообразующее зерно картины. Мы являемся свидетелями метафизического размышления о бытии, которое заставляет думать каждого из нас. Это был художник, наполненный духом.

Ткачев, солнце, живопись

Н. Ткачёв. Здравствуй, Солнце! 2007 г.

Потому можно согласиться с председателем Витебского областного объединения Белорусского союза художников Светланой Баранковской, отметившей имеющую место быть непрерывность творческого пути Николая Ткачёва. Его религиозные темы, которые начиная со второй половины 80-х годов прошлого века стали проявляться явно, ранее выражались в латентном виде, однако по своему духу это была всё та же христианская религиозность, наполненная глубоким нравственным чувством:

Я не магу сказаць, што ён пачаў пісаць свае духоўныя творы толькі ў 80-я гады. Таму што нават ў 70-я ў яго антэны як крыжы, і святло сям’і як боскае святло, якое дагэтуль грэе нашыя сэрцы.

Ткачев, Витебск, Сковородко, Белый, Баранковская, Вольнов, живопись, искусство

Художники Олег Сковородко, Валерий Белый, Светлана Баранковская, Владимир Вольнов на открытии выставки памяти живописца. Фото Георгия Корженевского

Однако всё же для того, чтобы проявить сокрытое, необходимо было приложить определённые усилия, которые поставили художника уже на совершенно прямой путь. И две работы 1985 года отлично демонстрируют сущность этого водораздела. На великолепной по своей выразительности фотографии Игоря Барсукова мы видим живописца, находящегося на смысловом рубеже своего жизненного и творческого пути. Он напряжённо размышляет и взгляд его смотрит одновременно вглубь и вдаль проекции собственного существования.

Ткачёв, Барсуков, фотография, портрет, Витебск, Корженевский

Николай Ткачёв. Фото Игоря Барсукова. 1985 г.

Картина «Озеро Лосвидо» также выглядит особым подытоживанием прошедшего, его перепросмотром. Тихая гладь озера контрастирует с внутренним беспокойством художника. Как и на фотографии Игоря Барсукова, он сидит с сигаретой в руках, а мольберт отставлен в сторону, пока живописец не раскроет в себе принципиально иное выражение содержания собственного творчества. За его спиной остаются прежние главенствующие темы: это и память о войне, и красота естественной среды. Вскоре художник придёт к совершенно осознанному выражению христианской духовности.

Ткачев, Лосвидо, живопись

Н. Ткачёв. Озеро Лосвидо. 1985 г.

Николай Ткачёв проделал путь, характерный для многих представителей творческой интеллигенции во время слома эпохи, когда происходил переход от советского общества к разноликому и неупорядоченному постсоветскому пространству. Это стезя интеллигентского богоискательства, которая стала для него совершенно естественной. Его картины не являются клерикальными, в них мы видим выражение духовного, универсального христианства с главенствующим принципом нравственности и категорией абсолютного блага в качестве основополагающей.

Ткачёв, церковь, православие, Спас, Корженевский, живопись

Н. Ткачёв. Церковь Спаса на Нередице. 1992 г.

Показательно, что многие религиозные работы живописца ныне находятся в витебском католическом костёле Святого Духа, хотя сам он был конфессиональным православным. Это свидетельствует о его внутреннем экуменизме, глобальном восприятии духовного пространства, видении главного в христианстве. Внутренняя честность Николая Ткачёва, его постоянный поиск выражения смыслообразующих основ индивидуального и социального существования человека, личная мужественность и бесстрашие стали основаниями той внутренней целостности, о которой сказал художник Владимир Вольнов:

В последнюю минуту своей жизни человек непременно обращается к Богу, пусть даже впервые, когда уже находится на смертном одре. Художник Николай Ткачёв это делал осознанно, написав целые серии работ, посвящённых божественному, вере и её чистоте. Лев Толстой говорил, что когда человек живёт только для себя, он живёт ни для кого, когда он живёт для людей, он живёт для себя, а вот когда он служит Богу, он служит людям. Я убеждён, что Николай Ткачёв исполнил эту мудрую заповедь в своём творчестве. Он предстал перед нами цельным человеком и цельным художником.

Ткачев, калина, живопись, пейзаж

Н. Ткачёв. Калина красная. 1987 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *