Бог Кузя: факты, параллели, видео

«Гений места», создатель тоталитарной секты, самозванное божество – личность, типичная для дореволюционного и постсоветского времени

Кузя, карма, Корженевский

«Бог Кузя»: карма настигает всех. Фото: rg.ru

После того, как «бог Кузя», в миру – Андрей Попов, предстал 18 декабря перед Пресненским судом Москвы, было принято решение отложить судебное заседание до 11 января в связи с неявкой двух защитников подсудимых. Таким образом, уже третий год подряд Кузя с подельницами встретит, находясь под арестом. В предыдущей статье мы говорили о мошенничестве Кузи и удовлетворении им сексуальных пристрастий с использованием «наложниц». Как отмечают те, кто смог выпутаться из тоталитарной секты, его амбиции всё время возрастали: начинал он с «иеромонаха» якобы отдалённого монастыря, потом возвёл себя в сан «епископа», а в итоге понял, что претерпел трансформу в истинное «божество». Параллельно с этим возрастал и омолаживался кузин «гарем», причём сексуальные фантазии с наложницами удовлетворялись весьма изощрённо, с регулярной практикой БДСМ. Сексуальная невоздержанность часто характерна для глав тоталитарных сект, при этом границы их эротических пристрастий оказываются неудержимо широки и расплывчаты. Так во время обысков, полицейскими были обнаружены в компьютерных архивах «бога Кузи» гигабайты детской порнографии.

Кузя, суд, Москва, Корженевский

Кузя с подельницей. Фото: msk.kp.ru

Инкриминируется Кузе не просто индивидуальное мошенничество, но «участие в деятельности некоммерческой организации, посягающей на личность и права граждан, – религиозного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами и иным причинением вреда их здоровью, с пропагандой деяний», а также «мошенничество, совершённое организованной группой, в особо крупном размере». Как утверждают сотрудники Следственного комитета, счёт потерпевших от действий Андрея Попова идёт уже на сотни, ведь поклонников «божества» хватает не только в Москве, но и во многих иных городах России. Бизнес Кузи процветал. Основными статьями доходов являлись участие в православных выставках и ярмарках, где он и его последователи выдавали себя за вполне ортодоксальных членов Русской православной церкви, а также квартирный бизнес, ибо неофиты охотно переписывали свои квартиры на «божество» и его ближайших сподвижниц. В итоге были накоплены такие огромные суммы долларов и российских рублей, которые следователям после изъятия пришлось пересчитывать несколько часов.

Кузя, деньги, изобилие, Корженевский

Материальное изобилие «бога Кузи». Источник: соцсети

Среди чудачеств Кузи выделялась любовь к экзотическим животным, которых он страстно приобретал. В его домашнем зоопарке сотрудники МВД обнаружили несколько аквариумов с редчайшими морскими рыбами, краснокнижными змеями, черепахами, игуаной, крокодилом и даже ехидной. Теперь всё это, что называется, национализировано и является достоянием столичного зоопарка. Неуёмная любовь к животным «бога Кузи» неслучайна, ибо его учение объединяет произвольную трактовку православия с самым дремучим пантеизмом. Между прочим, и своё «божественное» имя Андрей Попов перенял от собственного умершего попугая, которого звали Кузей.

Кузя, секта, Корженевский

Кузя – религиозный лидер. Фото: ntv.ru

О деструктивном характере деятельности «бога Кузи» неоднократно говорилось в российских СМИ. Так, телекомпания НТВ ранее рассказывала об общественной опасности его тоталитарной секты в программах «Профессия – репортёр» и «Следствие ведут».

А здесь представлено появление уже обритого Кузи в здании суда 18 декабря. И этот понедельник оказался поистине «тяжёлым днём» для всех.

Деятельность Кузи не зря называют «псевдоправославной», так как и от церковных канонов, и от образа благочестивого священнослужителя он бесконечно далёк. Тем не менее стоит отметить, что в его случае мы имеем образец не западного, а типичного русского национального сектантства, проявления так называемой «народной религиозности», возникающей из-за неудовлетворённости положением дел в официальной православной церкви. Неразвитость приходской жизни, концентрация почти исключительно на литургических аспектах, излишняя централизация приводят к неприятию существующей ситуации и как следствие – появлению самозванных религиозных лидеров, в большей или меньшей степени далёких от ортодоксии. Их внутренняя стихийность обусловливает возникновение таких же стихийных по своей природе религиозных движений и сект с гипертрофией в них чувственности и экстаза. Данные лидеры обретают природу «гения места», находясь под влиянием согласно проницательному замечанию Фёдора Достоевского, уже не христианского Святого Духа, а национального Святодуха. Об этом говорится в «Братьях Карамазовых» устами деструктивного в своей неумеренной стихийности отца Ферапонта, когда тот разъясняет «богословские тонкости» впечатлительному молодому монашку:

– Страшные словеса ваши! А что, великий и блаженный отче, – осмеливался всё больше и больше монашек, – правда ли, про вас великая слава идёт, даже до отдалённых земель, будто со Святым Духом беспрерывное общение имеете?

– Слетает. Бывает.

– Как же слетает? В каком же виде?

– Птицею.

– Святый Дух в виде голубине?

– То Святый Дух, а то Святодух. Святодух иное, тот может и другою птицею снизойти: ино ласточкой, ино щеглом, а ино и синицею.

– Как же вы узнаёте его от синицы-то?

– Говорит.

– Как же говорит, каким языком?

– Человечьим.

– А что же он вам говорит?

– Вот сегодня возвестил, что дурак посетит и спрашивать будет негожее. Много, инок, знать хочеши.

– Ужасны словеса ваши, блаженнейший и святейший отче, – качал головою монашек. В пугливых глазках его завиделась, впрочем, и недоверчивость.

– А видишь ли древо сие? – спросил, помолчав, отец Ферапонт.

– Вижу, блаженнейший отче.

– По-твоему, вяз, а по-моему, иная картина.

– Какая же? – помолчал в тщетном ожидании монашек.

– Бывает в нощи. Видишь сии два сука? В нощи же и се Христос руце ко мне простирает и руками теми ищет меня, явно вижу и трепещу. Страшно, о страшно!

– Что же страшного, коли сам бы Христос?

– А захватит и вознесёт.

– Живого-то?

– А в духе и славе Илии, не слыхал, что ли? обымет и унесёт…

Хвыля, Ферапонт, Достоевский, Пырьев, Кузя, Корженевский

Александр Хвыля в роли отца Ферапонта. Кадр из фильма Ивана Пырьева «Братья Карамазовы». Источник: ru.wikipedia.org

В истории также известен пример русского юродивого XIX века Ивана Яковлевича Корейши, концентрировавшего вокруг себя столь же нездоровое обожание, как и современный «бог Кузя». Особенно чрезмерно оно проявилось после его смерти, о чём красочно рассказывал журналист Александр Невзоров в своей авторской программе на «Эхе Москвы»:

И когда Иван Яковлевич помер, несмотря на жуткую грязищу, пока его гроб тащили до места упокоения, под гробом проползали по грязи, ложились на дороге знатные московские барышни, чтобы над ними пронесли гроб. Но что самое было приятное, когда тело Ивана Яковлевича обмывали – а Иван Яковлевич скончался, в общем, в пролежнях и грязи – прислали солдат, но женщины вытолкали солдат вон как недостойных и сами его обмыли – дворянки – и ту воду, которой обмывали, тут же выпили.

Корейша, юродивый, Корженевский

Иван Корейша на гравюре из книги И. Г. Прыжова «Житие Ивана Яковлевича, известного пророка в Москве», 1860 г. Источник: ru.wikipedia.org

Личностное ничтожество подобного рода персонажей, их духовная «обнулённость» контрастирует с огромным влиянием таковых «проповедников» на души людей. Впрочем, данная взаимосвязь неудивительна. Подобная обнулённость позволяет действовать через них любым духам, и в особенности связанным с национальной эгрегорикой и стихиалями; таким образом в них актуализируется природа «гения места» с соответствующей силой, правда, не принадлежащей им лично и данной взаймы. Между прочим, другой персонаж Фёдора Достоевского, а именно Семён Яковлевич из «Бесов», имеет прообразом Ивана Корейшу и описан с явной издевательской иронией:

Кушал он чай обыкновенно не один, а наливал и посетителям, но далеко не всякому, обыкновенно указывая сам, кого из них осчастливить. Распоряжения эти всегда поражали своею неожиданностью. Минуя богачей и сановников, приказывал иногда подавать мужику или какой-нибудь ветхой старушонке; другой раз, минуя нищую братию, подавал какому-нибудь одному жирному купцу-богачу. Наливалось тоже разно, одним внакладку, другим вприкуску, а третьим и вовсе без сахара. На этот раз осчастливлены были захожий монашек стаканом внакладку и старичок богомолец, которому дали совсем без сахара. Толстому же монаху с кружкой из монастыря почему-то не поднесли вовсе, хотя тот до сих пор каждый день получал свой стакан.

Перов, Достоевский, Корженевский

Василий Перов. Портрет писателя Фёдора Михайловича Достоевского. 1872 г. Источник: ru.wikipedia.org

В связи с «гениями места» нельзя не вспомнить реального персонажа советской и постперестроечной Беларуси Кима Хадеева, собиравшего вокруг себя разношёрстную публику из рефлексирующих, душевно неустойчивых представителей культурной среды и разного рода асоциальных элементов. При этом его поведение во многом напоминало описанную выше нарочитую избирательность Семёна Яковлевича. Будучи человеком несомненно талантливым, но обнулённым жёстким воздействием на него советской репрессивной системы, он избрал роль местечкового «пророка» и «самородка», тем более, что должность «гения места» была вакантной. В настоящее время отношение к нему диаметрально противоположно, и это является показательным: местные «почвенники» всех мастей почитают Кима Хадеева за явление исключительное, а «цивилизаторы» и «прогрессисты» видят в нём шарлатана. В итоге его единственная опубликованная статья не содержала в себе ничего, кроме очевидных банальностей, а написанная ужасающим псевдонародным языком роман-сказка «Солдат и смерть» начинается со слов, исчерпывающе характеризующих типичное состояние всех «гениев места», этих местечковых псевдопророков, вплоть до «бога Кузи»:

Трынь! Бздынь! Ох вы, гусли мои худозвонныя, ухмля!… Кха-кха-кха… охх…

Позаржавели струночки ото долгова размысления. Пердять, кашляють, сердешной работы не делають.

игра, фатализм, Корженевский

«Гений места» является игралищем внешних для себя трансцендентальных сил. Источник: medium.com

РЕКЛАМА


РЕКЛАМА