Аркадий Шульман про Шагала, Витебск, Пэна и Митту

История

тема не закрыта!

Аркадия Львовича Шульмана, писателя, журналиста, главного редактора международного еврейского журнала «Мишпоха» многие в нашем городе знают, в первую очередь, как одного из авторов книги «Хроника страшных дней. Трагедия Витебского гетто».

Подготовленное совместно с историком Михаилом Рывкиным издание впервые вышло в свет в 2004 году, в 2007 – книга была переведена на немецкий язык, а в 2014 году появилось второе, дополненное издание, в которое вошли не публиковавшиеся ранее документы, свидетельства очевидцев и фотографии.

витебск, шульман, аркадий
Аркадий Шульман. Фото Саши Май

«Нам казалось, что тема закрыта»

 «Когда мы в 90-х годах с Михаилом Рывкиным начинали работать над этой книгой, еще были живы многие очевидцы тех событий, – рассказал Аркадий Львович. – Тогда нам казалось, что мы написали о витебском гетто все, что только можно, что тема закрыта. Но, оказалось, что это далеко не так. Затем вышло второе издание, а сейчас у меня в компьютере уже собрана информация на часть третьей книги».

Аркадий Шульман рассказывает, что они с Михаилом Степановичем старались осветить тему максимально полно, сотрудничали с архивами не только Беларуси, но и зарубежья. Документов сохранилось немало, но они разбросаны по всему миру. А некоторые фотографии, на которых запечатлено витебское гетто, продаются на немецких аукционах и сегодня.

Витебское гетто. 1941 год. Источник «Таямніцы Віцебска»
Витебское гетто. 1941 год. Источник «Таямніцы Віцебска»

Аркадий Львович интересуется не только витебским гетто, но и историей еврейских городков и местечек Беларуси. Журналист признается, что в поисках информации объездил всю Витебскую область и большую часть республики, пообщался со многими людьми, в некоторых местах побывал по нескольку раз.

«Руки прочь от Шагала»

«То, о чем все написали 86 раз и из этого 85 раз – неправду, мне неинтересно как исследователю, – отмечает Аркадий Шульман. – До середины 90-х годов я писал про Шагала, но когда его имя «вернулось» в Витебск и все занялись исследованием биографии и творчества художника, мне так и хотелось сказать: «Руки прочь от Шагала». Особенно после просмотра фильма Александра Митты «Шагал – Малевич». Я считаю, что не на всём надо делать деньги. Конечно, многие хотят прикоснуться к легенде, но не у всех это получается».

Кстати, мы писали о том, как Александр Митта снимал свой фильм в Витебске. Как это было, смотрите здесь.

«История – это сборник мифов и легенд»

Еще одна сфера интересов Аркадия Шульмана – Витебская художественная школа. Недавно Аркадий Львович опубликовал первые главы своей книги о Пэне, и теперь многие с нетерпением ждут продолжения.

«Пэн – очень интересная личность, как будто созданная для того, чтобы о нем писать, – рассказал журналист. – Конечно, половина известных баек о художнике придумана, но придумана хорошо, близко к истине. В целом, с моей точки зрения, история – это сборник мифов и легенд. Но затем проходит время, и мы принимаем их за реальные события, так и случилось с Пэном».

Мы писали о том, как в марте этого года в Витебске вспоминали художника Пэна и как в Государственном архиве презентовали книгу об учителе Марка Шагала.

витебск, пэн, мемориальная доска
Мемориальная доска на месте дома, в котором жил художник. Фото Саши Май

Какой будет будущая книга о Пэне, журналист держит в секрете. Считает, что говорить можно о том, что уже сделано, а не о том, что будет. При этом Аркадий Львович признается, что работает одновременно над тремя-четырьмя книгами. О чем есть настроение, о том и пишет.

«Нужно уметь вовремя остановиться»

«Ни одна документальная вещь не появляется за один присест, – уверен Аркадий Шульман. – Нужно уметь вовремя остановиться. Написал часть – отложи, потом вернись, перечитай, подправь и продолжай дальше. За то, что написано торопливо, потом часто бывает стыдно».

Аркадий Львович считает, что главное, когда пишешь, смотреть на текст глазами читателя и думать, для кого ты пишешь, захотят ли люди это прочесть или отбросят книгу после первых двух абзацев. Еще один важный момент: нужно, чтобы самому было интересно то, что ты делаешь.

«Самое большое, что я сделал в жизни»

В 1995 году вышел первый номер журнала «Мишпоха», бессменным редактором которого является Аркадий Шульман. За прошедшее время увидели свет 36 номеров журнала, еще больше материалов можно прочитать на сайте издания.

«Мишпоха» – пожалуй, самое большое, что я сделал в жизни, – признается Аркадий Львович. – У журнала много авторов, практически со всего света. Среди них как молодые люди, так и постарше. Например, одному нашему автору было больше ста лет, сейчас его, к сожалению, уже нет в живых. Средний возраст наших читателей – старше сорока. И это нормально. Сегодня сорок лет – средний возраст читающих людей».

Номера журнала «Мишпоха» получают крупнейшие библиотеки мира, Аркадий Львович рассылает издание некоторым писателям и известным людям лично, презентует «Мишпоху» в районных центрах и областных городах республики.

Журнал неоднократно участвовал в различных конкурсах и фестивалях, получил грамоту по итогам республиканского туристического конкурса «Познай Беларусь» и стал лауреатом премии имени Чарльза Хоффмана в номинации «За лучшее освещение еврейского культурного наследия».

«Мне жаль того города, которого уже нет»

Аркадий Шульман рассказывает, что очень любит путешествовать и знакомиться с белорусскими городами и местечками. Но в сердце журналиста всегда остается Витебск – город, где он родился и провел почти всю свою жизнь.

«Мне жаль того города, которого уже нет, – рассказал Аркадий Шульман. – Воспоминания о детстве всегда приятны, возможно, поэтому я с ностальгией вспоминанию взорванную в 60-х годах улицу Ленина, здание фармацевтического факультета по проспекту Фрунзе… Витебск постоянно менялся на протяжении всей своей истории. В результате сегодня у нас безразмерные проспекты, улицы как под линейку. Мне ближе другая архитектура. Я не воспринимаю новые микрорайоны города: они какие-то одинаковые, холодные, у них нет души. А вот старые витебские районы хранят свою, особую энергетику, например, я люблю Песковатик, где родился и провел свое детство».

Дома в начале проспекта Фрунзе. Снимок Людмилы Шереметьевой 80-х годов. Фото из группы “Таямніцы Віцебска”
Дома в начале проспекта Фрунзе. Снимок Людмилы Шереметьевой 80-х годов. Фото из группы “Таямніцы Віцебска”

Историю фармацевтического факультета в Витебске можно прочесть здесь, а 20 впечатляющих фактов про витебское гетто смотрите здесь.

Оцените статью
Витебский Курьер
Добавить комментарий

  1. Алла Сегал-Поташинская

    Я родом из местечка на Витебщине, много лет живу в Израиле.С момента начала издания журнала Мишпоха читаю его с удовольствием.Умный,тонкий,трепетно относящийся к прошлому,Аркадий Шульман возвращает меня в моё местечко. И я безмерно благодарна за это ощущение не утраченного детства, преисполненного колоритом еврейского местечка.Местечка, которого сегодня уже нет практически нигде. А

    Ответить