подростки издевались над сверстником, а вожатый снимал на видео. Сотрудники РОВД разобрались в обстоятельствах дела
Не так давно мы писали о том, каким образом велось оздоровление детей-сирот и детей из неблагополучных семей в Орше. Напомним, что, вопреки всем нормам, проходило оно на базе средних школ, где функционировали лагеря с круглосуточным пребыванием детей.
Путевки в загородные лагеря получить не так уж и просто: их количество ограничено. Потому вопрос с летним оздоровлением своих приемных детей – Влада и Стаса – приемный родитель из Орши Елена Кашина решала долго.
С чего все начиналось
В конце концов женщине в Отделе образования, спорта и туризма Оршанского райисполкома предоставили путевки в загородный православный лагерь под Витебском. Пообщавшись с другими замещающими родителями, Елена узнала, что лагерь считается неплохим, что там нет увеселительных мероприятий, а питание сбалансировано. Это как раз подходила для мальчиков.
Православный лагерь «Дружба». Фото Евгении Москвиной
Приемный родитель посчитала, что в православном лагере к ее непростым детям будут хорошо относиться. Все же понимают, что сироты перенесли глубокую психологическую травму, что у них наблюдаются особенности поведения – личная и ситуативная тревожность, дефицит внимания, причем они переживают переходный возраст – 12 и 13 лет. Но раз с этим успешно справляется приемный родитель, то и у воспитателей православного лагеря тем более получится.
В конце июня, как и было оговорено, Елена привезла Стаса и Влада в Витебск. Ребят собирали у гостиницы «Лучёса». Там же сотрудники лагеря пояснили родителям, что детям будут ежедневно выдавать телефоны, чтобы они могли позвонить домой.
Первый тревожный звоночек
Со спокойным сердцем Елена отправила мальчишек и вернулась в Оршу. Но в течение первых трех дней сыновья не объявились. Женщина стала пытаться сама связаться с учреждением. Влад и Стас отзвонились только на шестой день, сообщили, что у них все нормально, что они стараются вести себя хорошо, но больше в этот лагерь не поедут, так как им устраивают «испытания». Тогда этим словам Елена не придала должного значения, о чем впоследствии пожалела.
Старший отряд девочек из православного лагеря «Дружба». Фото Светланы Васильевой
Неожиданно Елена попала в больницу и ей сделали срочную серьезную операцию. Приемный родитель еще была очень слаба и находилась на госпитализации, когда ей позвонили из лагеря и сказали обязательно приехать, так как Стас и Влад плохо себя ведут.
«Мне тогда еще даже вставать было нельзя, но то, что я нахожусь на лечении, звонившую женщину не интересовало, – рассказала Елена. – При этом в телефонном разговоре я пояснила, что мальчики могут вести себя не так, как другие дети: не выполнять какие-то поручения, отказываться от участия в каких-нибудь мероприятиях, в связи с тем, что у них СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивность). Но при этом я уверена, что сыновья не дерутся, не воруют, не курят, не употребляют нецензурных слов. Бранные слова у них в лексиконе есть, но не нецензурные, и асоциальных поступков они не совершают. И в конце концов это просто дети, которых надо просто услышать и пожалеть. Ранее у меня были и более сложные ребята на воспитании, но все они выросли достойными людьми и создали семьи».
Когда на следующий день после этого звонка Елене позвонили сыновья, она уточнила у них, как они себя ведут. Стас сообщил приемной матери, что другие дети обижали его, узнав, что он сирота.
После того, как Елена под расписку, не дожидаясь окончания курса лечения, вышла из больницы, она обратилась в Оршанский отдел образования. Приемный родитель сообщила о звонке из лагеря, о том, что ей сказали сыновья, и попросила сотрудников гороно принять меры и повлиять на то, чтобы детям ежедневно выдавали мобильные телефоны.
Младший отряд. Фото Светланы Васильевой
Два подростка в чужом городе
После окончания смены забирать мальчишек нужно было также возле гостиницы «Лучёса». С трудом добравшись до Витебска (сказывалось плохое самочувствие после операции), Елена пошла в магазин, чтобы купить себе воды. В этот момент ей позвонили дети с чужого телефона, сказали, что их аппарат сел и что они ждут маму на остановке. Когда женщина пришла туда, то увидела, что Влад и Стас одни сидят на лавочке, а вожатые уже уехали.
«Этого я совсем не понимаю. Высадить малолетних детей в чужом городе с разрядившимся мобильным телефоном и уехать, не убедившись, что родители забрали ребят? А если бы мне стало плохо и меня увезла скорая?», – рассуждает Елена.
По дороге домой ребята стали делиться подробностями лагерной жизни. По словам мальчиков, дети из старшего отряда избивали Стаса, а вожатые смотрели на это сквозь пальцы, а однажды даже снимали на телефон. Стас написал заявление на имя начальника лагеря, двоих ребят после этого из отряда отчислили. Но, что интересно, Елена, как законный представитель малолетнего подопечного, о заявлении и принятых мерах узнала от детей, а не от руководства лагеря.
Дети, они везде — дети. Фото Светланы Васильевой
«Испытания» не для слабонервных
Рассказали мальчишки и о так называемых «испытаниях» в старшем отряде, когда детей ставили в шеренгу попарно, на плечи клали перекладины, по которым ходили вожатые. Причем ребята должны были держать крепко, чтобы вожатые не упали.
Еще одно «развлечение»: в центр круга ставили ребенка, а остальные бросали в него шишки. Организовывали в лагере, по словам детей, и бои на пластиковых или деревянных мечах, лазанья по каким-то веревкам, от которых, если ребенок был в шортах, могли образовываться кровоподтеки под коленями, и другое.
Про все это Елена и ее дети сообщили в Оршанский отдел образования. Через несколько дней сотрудники отдела связались с приемным родителем, сказали, что лагерь «Дружба» не находится у них в подчинении, и посоветовали переговорить с его директором, отцом Николаем.
Совместная молитва перед обедом. Фото Светланы Васильевой
Беседы с директором у Елены не вышло: каждый остался при своем мнении. Отец Николай утверждал, что Стас и Влад сами вели себя плохо, а Елена пыталась выяснить, кто совершал противоправные действия в отношении ее сыновей. В этот же день с приемным родителем связался мужчина, по вине которого дети остались на остановке одни, пока вожатый, по его словам, был занят поиском пропавшего рюкзака.
Елена обратилась в следственный комитет с заявлением о возбуждении уголовного дела. Во время освидетельствования у судмедэксперта на теле Стаса были зафиксированы синяки. Позже женщина написала заявление в Витебскую районную прокуратуру, попросив разобраться с сотрудниками лагеря, которые снимали на видео издевательства над детьми и оставили несовершеннолетних без присмотра в чужом городе.
«Я понимаю, что подросткам свойственно выбирать себе жертву, но куда при этом смотрели взрослые? – Рассказала Елена. – Стас немного занудлив, но не агрессивен и никогда не даст сдачи. Таким детям, как правило, и попадает».
Спустя некоторое время Елена получила ответ из Оршанского районного исполнительного комитета за подписью заместителя председателя А.И. Пальвинского, в котором говорилось, что два воспитателя лагеря «Дружба» привлечены к дисциплинарной ответственности, а тот воспитатель, который оставил детей на остановке в Витебске без присмотра, уволен.
«Что интересно: в августе мои мальчики девять дней были в спортивном лагере в Луговце, – рассказала Елена. – Им там настолько понравилось, что они просили не забирать их слишком рано в последний день. То есть в этом лагере все было хорошо. И вожатые рассказали мне, что Влад и Стас вели себя как обычные дети, к ним вопросов не было, что они прекрасно ладили со сверстниками. Что же тогда произошло в православном лагере «Дружба»?
Идет подготовка к конкурсу экологического костюма. Иллюстративное фото Светланы Васильевой
Кто виноват? РОВД провело проверку
Ответ на этот вопрос Елена получила из витебского РОВД, начальник которого лично взял это дело под контроль.
В письме говорилось, что была проведена большая проверка, в результате чего сотрудниками РОВД были выявлены многочисленные нарушения воспитательного процесса в лагере, а виновные признались в своих правонарушениях. Уже вынесены представления об устранении нарушений и недопущении их впредь.
А в отношении вожатого, который сознался, что снимал видео, как издевались над Стасом, будет принято решение о том, сможет ли он и в дальнейшем обучаться в университете по педагогической специальности.
Кроме этого, к административной ответственности за ненадлежащее воспитание детей, избивавших сына Елены, могут быть привлечены их родители, так как мальчишки еще несовершеннолетние. Подросток, который причинил Стасу побои, достиг возраста административной ответственности, но Елена решила не привлекать его и написала заявление об отказе возбуждения административного производства. По ее мнению, возможно, этот мальчик, во время проведения разбирательств все же сделал выводы о своем поведении.
Фото Светланы Васильевой
Цели «всех наказать» Елена не ставила. Для нее главное: чтобы подобные ситуации не повторились, чтобы дети поняли, что так поступать нельзя.
«Во время проведения разбирательств сотрудники Витебского РОВД вели себя очень внимательно, корректно, как по отношению ко мне, так и по отношению к детям, – подытожила Елена Кашина. – Профессиональные действия сотрудников ИДН Витебского РОВД, и в частности А.В. Савченко, были очень контрастны на фоне полного безразличия к ситуации со стороны должностных лиц Оршанского отдела образования спорта и туризма и Оршанского райисполкома. А ведь Оршанский отдел образования буквально через три дня после сообщения о насилии в отношении детей, оставлении детей без присмотра, направлял в этот лагерь следующую группу детей из замещающих семей».
Сяржук — от как.. «горка» истiнно православъная ? https://vkurier.by/wp-content/uploads/2017/06/1036.jpg
А вось i Православный лагерь «ДРУЖБА» (Витебск) https://pp.userapi.com/c638021/v638021247/5a4db/bKHfvRhZItw.jpg
Сяржук — можа ведаешь, хто такiя «Русичи» з Воршы? https://vitprav.by/wp-content/uploads/2017/09/4421.jpg
Давайте-давайте, прихожане! МП РПЦ поддерживайте! «Русский мир» — он таков!
А где фотографии, соответствующие действительности написанного текста?