Незабываемый сатсанг в Витебске: Натхи, йога и медитации

натхи, Витебск, Матсьендранатх Культура

Посвящённый в индийскую традицию Натхов гуру Йоги Матсьендранатх Махарадж провёл встречи с последователями индуизма и духовными искателями

натхи, Витебск, Матсьендранатх
Фото Георгия Корженевского

В это время в гостеприимном зале Культурно-исторического комплекса «Золотое кольцо города Витебска “Двина”» где 24 и 25 июня проходил сатсанг, была выставка детских художественных работ с национальной тематикой. Наше внимание сразу обратила на себя одна из них со следующей прибауткой:

«Каза мая белая ў агародзе бегала. Аб’елася лебяды, скок-брык, скок-брык да вады».

Такое состояние козы, символически очень позитивного жертвенного животного, причём воплощающего животворные космические силы (а ведь человек согласно традиционным учениям и представляет собой ни что иное, нежели микрокосм), очень хорошо показывает положение дел у представителей рода человеческого в современном мире. «Аб’елася лебяды» – это положение людей в актуальном пространстве социума как «тени Иалдабаофа». Ибо уестествляют они не только дрянную физическую еду, но прежде всего негодную пищу с позволения сказать «духовную» в виде продуктов массовой культуры, кои поглощать можно разве что будучи в безумии или испытав специально наведённую порчу. Вода же предстаёт здесь животворящей силой духовной традиции, уместно также вспомнить, что согласно традиционным представлениям она есть жидкий двойник Света.

коза, Витебск
Фото Георгия Корженевского

«Скок-брык, скок-брык» – данное выражение также описывает состояние современного человека, но уже в его невразумительной в отсутствии какой бы то ни было последовательности динамике. Однако, что касается посетителей сатсанга, их динамика была осознанной, и это даёт нам основание привести параллель с итогом жизненного пути совершенно козы – мифологической Амалфеи, которую Зевс взял с собой на небо. А ведь действительно: для того, чтобы удостоиться лучшей участи и заслужить благое посмертное воздаяние, нужно верно и безустанно служить богам. Отметим, что само слово «сатсанг» означает сообщество высшей истины и собрание людей вокруг гуру, человека просветлённого, с целью усвоения от него мудрости. Таковым и является Йоги Матсьендранатх Махарадж, известный на постсоветском пространстве и за рубежом дикша-гуру, то есть посвящающий учитель. Один из его учеников – знакомый нашим читателям витеблянин Йоги Йогендранатх, вместе с другими учениками и симпатизирующими традиции Натхов принимал гуру в Витебске. В «Золотом кольце города Витебска “Двина”» собрались люди разных возрастов и поколений, объединённых следованием одной из древнейших среди сохранившихся в современном мире традиций или интересом к ней.

Витебск, Двина
Фото Георгия Корженевского

Совсем не зря гуру совместно с собравшимися вспоминали времена конца 80-х – первой половины 90-х годов, когда информации на советском и постсоветском пространстве было мало, но искреннего интереса к духовности проявлялось куда больше. Нынешнее время характеризуется духовным охлаждением и приоритетами прагматизма, кстати, перечёркивающего разумную природу человека. Однако вопросы метафизической реализации, являющиеся уделом эзотерических сообществ, остаются актуальными пусть для совсем небольшого количества людей, к которым относились участники сатсанга. Распространять учение Натхов в постсоветском и, в частности, русскоязычном пространстве – особая миссия Йоги Матсьендранатха. Сам он ныне живёт в Австралии, где принимает активное участие в межрелигиозном диалоге как член Уорбертонского межконфессионального Ашрама. Это страна, в которой, в отличие от России и Беларуси, действительно удобно жить. Однако Йоги Матсьендранатх отмечал во время сатсанга значимость и уникальность евразийского пространства, в котором всё ещё может измениться и преобразоваться. Что ж, это уже почти вечная надежда, но важно, как говорил сам гуру, чтобы в любой стране проживал подлинный йог или садхака, ведь его присутствие поддерживает и упорядочивает окружающее пространство. Лично у нас не осталось никаких сомнений, что таковым является и сам Йоги Матсьендранатх Махарадж, истинный брахман по своей духовной природе.

йога, натхи, Матсьендранатх
Фото Георгия Корженевского

На протяжении сатсанга в Витебске участникам был предложено выполнение ряда медитаций, также они могли услышать лекцию, освещающую базовые ориентиры учения и получить ответы на интересующие вопросы. Традиция Натхов, восходящая к Ади Натху – форме трансцендентного света Господа Шивы – включает в себя помимо множества иных сакральных наук и практик, йогу и тантру. Йоги Матсьендранатх во время сатсанга развенчал ряд иллюзий и искажённых представлений о них. Конечно же, вопреки устоявшимся в массовой культуре представлениям, тантра отнюдь не является «искусством любви», также как и задачи йоги не ограничиваются банальным «оздоровлением». Более того, рассмотрение с позиции подобных омрачений сознания чревато самыми печальными последствиями. Так, односторонняя забота о здоровье и долгожительстве без учёта духовных составляющих йоги может привести к самым негативным последствиям как на внутреннем, так и на внешнем плане существования для неосторожного «практика». Что же касается тантры, она, по словам гуру, имеет дело с омрачениями, предполагая общение с тёмными сторонами собственной природы. Адхарма, включающая в себя всё, считающееся неправедным с позиции «религий правой руки», при этом используется как метод трансформации. Как отметил Йоги Матсьендранатх Махарадж, Свет и Тьма кажутся противоположностями, но на определённом уровне понимаешь, что это одна реальность. Разумеется, такая высота понимания исключает наличие какого бы то ни было влияния со стороны Эго, в противном случае жизнь практикующего будет разрушена во всех смыслах.

Матсьендранатх, Витебск, натхи
Фото Георгия Корженевского

«Многое начинает меняться, когда осознаётся присутствие божества в людях и в мире», – таков был один из важнейших посылов лекции гуру. Мы также рады передать читателям его эксклюзивные ответы на вопросы об актуальности распространения сакральных знаний Натхов, и шире – восточных традиций в современном мире, в частности – на постсоветском пространстве.

Натхи, индуизм, Корженевский
Храмовое пространство Натхов. Источник: nathi.ru

– Существует устойчивое мнение, что восточные традиции являются более созерцательными, а западные ориентированы на действие. Насколько это является верным или не верным, если говорить о традиции Натхов?

Йоги Матсьендранатх Махарадж. Традиция Натхов, конечно, в большей степени созерцательная, но я бы сказал, что она балансирует на принципах созерцания и действия. Созерцательные традиции являются в большей степени лунными, как, например, буддизм, они направлены на умиротворение. Солнечные же традиции являются молитвенными, приведём здесь пример христианства. Натховская традиция являет единение Солнца и Луны, когда мы стараемся во время страстной молитвы погрузиться в её суть. Тогда и само созерцание становится более глубоким, не скатывающимся в чувственность. Так что Натхи посередине, нельзя сказать, что это совсем уж такие неживые люди, которых и в Индии редко увидишь.

– Распространение восточных учений в современном мире: каков сакральный смысл этого фактора?

Йоги Матсьендранатх Махарадж. Запад очень разный, там представлены различные менталитеты, как, скажем, у англичан и итальянцев. Восток тоже разный, достаточно сопоставить индусов и японцев. Россия и Беларусь – это, скорее, Евразия. Восточные традиции в большей степени природные. Запад очень любит разделять, структурировать, он очень ментальный, логический. Но и там есть направления: Каббала, Розенкрейцеры, Масонство, вокруг которых очень много выдумок и спекуляций, множество страстей нагоняют, но их элементы очень напоминают восточные учения: йогу, тантру, даосизм. Я полагаю, что индуизм не надо копировать, его нужно понимать. И вот на основе этого понимания использовать его лучшие стороны в своей жизни.

В Индии существует система варн, на которой основывается социальная жизнь. У нас, как может показаться, этого нет. Но на самом деле варны проявлены везде. Если мы рассмотрим историю, допустим, Римской Империи, там были очень чёткие кастовые системы: интеллектуальное сословие, воины, земледельцы. То же самое и в Индии. Что мне нравится в индуизме, это переплетённость духовной составляющей человеческой жизни с определённостью профессии, тогда как на Западе всё разделяется. Индуистское мировоззрение наполняет смыслом и бытовое существование. Посвящать себя какой-либо работе, друзьям, семье, и рассматривать это как духовный путь, понимая, что в этом есть высокий религиозный смысл – очень хороший подход. Это целостная традиция, и почему бы её не довести до западного человека?..

Шива, индуизм, Корженевский
Господь Шива. Источник: pinterest.com

– Вы говорили об оригинальности Евразии. Каковы особенности распространения традиции Натхов в постсоветском русскоязычном пространстве?

Йоги Матсьендранатх Махарадж. Я человек, который родился в Советском Союзе и для меня это норма, когда множество народностей живёт на одной территории. Думаю, что это был хороший проект, который мог бы завершиться позитивно, но к сожалению, на определённом этапе произошёл слом. Единственный недостаток тот, что мы были замкнуты и не могли никуда свободно выехать. Сейчас время изменилось, но во многом мы остались похожи. Когда были 90-е годы, во множестве хватало всякого шарлатанства в духовной сфере, но также была и искренность. Люди многое изучали, не так, как на информационно пресыщенном Западе. И в настоящее время в России, Украине, Беларуси многие живут глубокими духовными поисками. Эти страны испытывают свои проблемы, но мне кажется, что люди у нас очень глубокие. Они могут копать глубоко и пропускать через себя. Представители западной цивилизации в большей степени «люди головы», а у нас и голова и сердце. Я думаю, что культура, сложившаяся на евразийском пространстве, не помешает, но будет только способствовать изучению индийских традиций. Да и исторически так сложилось, что дружественные отношения с Индией у нас уже давно. Когда я впервые приехал в Индию, там мне об этом очень много говорили.

Натхи, Харидвар, индуизм, Корженевский
Натхи в Харидваре. Источник: nathas.org

– Как принять традицию Натхов?

Йоги Матсьендранатх Махарадж. Достаточно просто. Существуют известные интернет-ресурсы: http://nathas.org/ и http://nathi.ru/, где можно ознакомиться с принципами традиции. А в Витебске есть мой ученик Йоги Йогендранатх, к которому можно обращаться, ему дано благословение традицию распространять. Но мы не особенно прозелитические люди, йога в большей степени подразумевает занятие собой. Достаточно выходить с нами на связь и общаться. У кого же есть возможность изучать и общаться на английском языке или хинди, те могут многое почерпнуть из соответствующих источников и выходить на индийских учителей. Мы же со своей стороны вот уже более 10 лет публикуем информацию о традиции, переводим тексты, и делаем это довольно успешно. Люди проявляют заинтересованность и сами определяют, что они хотят получить и насколько это им помогает в совершенствовании.

натхи, индуизм, Корженевский
Эпизод из сакральной истории Натхов. Источник: nathas.org

– Встречаются ли случаи, когда человек существует и в традиции Натхов, и в какой-либо иной традиции?

Йоги Матсьендранатх Махарадж. Да, у меня, например, есть ученики, которые остаются православными, есть несколько учеников, исповедующих ислам, они в большей степени шииты или суфии, это, конечно же, не радикальный салафизм… В самой традиции Натхов есть такие сущностные элементы, которые могут быть приемлемы для представителей всех религий. Так, в православии есть культ святых, и можно рассматривать Горакшантха и других учителей традиции именно таким образом. Йога универсальна, и если люди проявляют адекватное отношение и обладают грамотностью, нет никаких противоречий. Ведь даже в рамках одной конфессии могут быть разделения и конфликты. Всё зависит от духовного уровня людей, которым прежде всего надо разобраться с собой.

натхи, йога, Витебск
Фото Георгия Корженевского
Оцените статью
Витебский Курьер
Добавить комментарий