Посвящённый в индийскую традицию Натхов гуру Йоги Матсьендранатх Махарадж провёл встречи с последователями индуизма и духовными искателями
В это время в гостеприимном зале Культурно-исторического комплекса «Золотое кольцо города Витебска “Двина”» где 24 и 25 июня проходил сатсанг, была выставка детских художественных работ с национальной тематикой. Наше внимание сразу обратила на себя одна из них со следующей прибауткой:
«Каза мая белая ў агародзе бегала. Аб’елася лебяды, скок-брык, скок-брык да вады».
Такое состояние козы, символически очень позитивного жертвенного животного, причём воплощающего животворные космические силы (а ведь человек согласно традиционным учениям и представляет собой ни что иное, нежели микрокосм), очень хорошо показывает положение дел у представителей рода человеческого в современном мире. «Аб’елася лебяды» – это положение людей в актуальном пространстве социума как «тени Иалдабаофа». Ибо уестествляют они не только дрянную физическую еду, но прежде всего негодную пищу с позволения сказать «духовную» в виде продуктов массовой культуры, кои поглощать можно разве что будучи в безумии или испытав специально наведённую порчу. Вода же предстаёт здесь животворящей силой духовной традиции, уместно также вспомнить, что согласно традиционным представлениям она есть жидкий двойник Света.
«Скок-брык, скок-брык» – данное выражение также описывает состояние современного человека, но уже в его невразумительной в отсутствии какой бы то ни было последовательности динамике. Однако, что касается посетителей сатсанга, их динамика была осознанной, и это даёт нам основание привести параллель с итогом жизненного пути совершенно козы – мифологической Амалфеи, которую Зевс взял с собой на небо. А ведь действительно: для того, чтобы удостоиться лучшей участи и заслужить благое посмертное воздаяние, нужно верно и безустанно служить богам. Отметим, что само слово «сатсанг» означает сообщество высшей истины и собрание людей вокруг гуру, человека просветлённого, с целью усвоения от него мудрости. Таковым и является Йоги Матсьендранатх Махарадж, известный на постсоветском пространстве и за рубежом дикша-гуру, то есть посвящающий учитель. Один из его учеников – знакомый нашим читателям витеблянин Йоги Йогендранатх, вместе с другими учениками и симпатизирующими традиции Натхов принимал гуру в Витебске. В «Золотом кольце города Витебска “Двина”» собрались люди разных возрастов и поколений, объединённых следованием одной из древнейших среди сохранившихся в современном мире традиций или интересом к ней.
Совсем не зря гуру совместно с собравшимися вспоминали времена конца 80-х – первой половины 90-х годов, когда информации на советском и постсоветском пространстве было мало, но искреннего интереса к духовности проявлялось куда больше. Нынешнее время характеризуется духовным охлаждением и приоритетами прагматизма, кстати, перечёркивающего разумную природу человека. Однако вопросы метафизической реализации, являющиеся уделом эзотерических сообществ, остаются актуальными пусть для совсем небольшого количества людей, к которым относились участники сатсанга. Распространять учение Натхов в постсоветском и, в частности, русскоязычном пространстве – особая миссия Йоги Матсьендранатха. Сам он ныне живёт в Австралии, где принимает активное участие в межрелигиозном диалоге как член Уорбертонского межконфессионального Ашрама. Это страна, в которой, в отличие от России и Беларуси, действительно удобно жить. Однако Йоги Матсьендранатх отмечал во время сатсанга значимость и уникальность евразийского пространства, в котором всё ещё может измениться и преобразоваться. Что ж, это уже почти вечная надежда, но важно, как говорил сам гуру, чтобы в любой стране проживал подлинный йог или садхака, ведь его присутствие поддерживает и упорядочивает окружающее пространство. Лично у нас не осталось никаких сомнений, что таковым является и сам Йоги Матсьендранатх Махарадж, истинный брахман по своей духовной природе.
На протяжении сатсанга в Витебске участникам был предложено выполнение ряда медитаций, также они могли услышать лекцию, освещающую базовые ориентиры учения и получить ответы на интересующие вопросы. Традиция Натхов, восходящая к Ади Натху – форме трансцендентного света Господа Шивы – включает в себя помимо множества иных сакральных наук и практик, йогу и тантру. Йоги Матсьендранатх во время сатсанга развенчал ряд иллюзий и искажённых представлений о них. Конечно же, вопреки устоявшимся в массовой культуре представлениям, тантра отнюдь не является «искусством любви», также как и задачи йоги не ограничиваются банальным «оздоровлением». Более того, рассмотрение с позиции подобных омрачений сознания чревато самыми печальными последствиями. Так, односторонняя забота о здоровье и долгожительстве без учёта духовных составляющих йоги может привести к самым негативным последствиям как на внутреннем, так и на внешнем плане существования для неосторожного «практика». Что же касается тантры, она, по словам гуру, имеет дело с омрачениями, предполагая общение с тёмными сторонами собственной природы. Адхарма, включающая в себя всё, считающееся неправедным с позиции «религий правой руки», при этом используется как метод трансформации. Как отметил Йоги Матсьендранатх Махарадж, Свет и Тьма кажутся противоположностями, но на определённом уровне понимаешь, что это одна реальность. Разумеется, такая высота понимания исключает наличие какого бы то ни было влияния со стороны Эго, в противном случае жизнь практикующего будет разрушена во всех смыслах.
«Многое начинает меняться, когда осознаётся присутствие божества в людях и в мире», – таков был один из важнейших посылов лекции гуру. Мы также рады передать читателям его эксклюзивные ответы на вопросы об актуальности распространения сакральных знаний Натхов, и шире – восточных традиций в современном мире, в частности – на постсоветском пространстве.
– Существует устойчивое мнение, что восточные традиции являются более созерцательными, а западные ориентированы на действие. Насколько это является верным или не верным, если говорить о традиции Натхов?
Йоги Матсьендранатх Махарадж. Традиция Натхов, конечно, в большей степени созерцательная, но я бы сказал, что она балансирует на принципах созерцания и действия. Созерцательные традиции являются в большей степени лунными, как, например, буддизм, они направлены на умиротворение. Солнечные же традиции являются молитвенными, приведём здесь пример христианства. Натховская традиция являет единение Солнца и Луны, когда мы стараемся во время страстной молитвы погрузиться в её суть. Тогда и само созерцание становится более глубоким, не скатывающимся в чувственность. Так что Натхи посередине, нельзя сказать, что это совсем уж такие неживые люди, которых и в Индии редко увидишь.
– Распространение восточных учений в современном мире: каков сакральный смысл этого фактора?
Йоги Матсьендранатх Махарадж. Запад очень разный, там представлены различные менталитеты, как, скажем, у англичан и итальянцев. Восток тоже разный, достаточно сопоставить индусов и японцев. Россия и Беларусь – это, скорее, Евразия. Восточные традиции в большей степени природные. Запад очень любит разделять, структурировать, он очень ментальный, логический. Но и там есть направления: Каббала, Розенкрейцеры, Масонство, вокруг которых очень много выдумок и спекуляций, множество страстей нагоняют, но их элементы очень напоминают восточные учения: йогу, тантру, даосизм. Я полагаю, что индуизм не надо копировать, его нужно понимать. И вот на основе этого понимания использовать его лучшие стороны в своей жизни.
В Индии существует система варн, на которой основывается социальная жизнь. У нас, как может показаться, этого нет. Но на самом деле варны проявлены везде. Если мы рассмотрим историю, допустим, Римской Империи, там были очень чёткие кастовые системы: интеллектуальное сословие, воины, земледельцы. То же самое и в Индии. Что мне нравится в индуизме, это переплетённость духовной составляющей человеческой жизни с определённостью профессии, тогда как на Западе всё разделяется. Индуистское мировоззрение наполняет смыслом и бытовое существование. Посвящать себя какой-либо работе, друзьям, семье, и рассматривать это как духовный путь, понимая, что в этом есть высокий религиозный смысл – очень хороший подход. Это целостная традиция, и почему бы её не довести до западного человека?..
– Вы говорили об оригинальности Евразии. Каковы особенности распространения традиции Натхов в постсоветском русскоязычном пространстве?
Йоги Матсьендранатх Махарадж. Я человек, который родился в Советском Союзе и для меня это норма, когда множество народностей живёт на одной территории. Думаю, что это был хороший проект, который мог бы завершиться позитивно, но к сожалению, на определённом этапе произошёл слом. Единственный недостаток тот, что мы были замкнуты и не могли никуда свободно выехать. Сейчас время изменилось, но во многом мы остались похожи. Когда были 90-е годы, во множестве хватало всякого шарлатанства в духовной сфере, но также была и искренность. Люди многое изучали, не так, как на информационно пресыщенном Западе. И в настоящее время в России, Украине, Беларуси многие живут глубокими духовными поисками. Эти страны испытывают свои проблемы, но мне кажется, что люди у нас очень глубокие. Они могут копать глубоко и пропускать через себя. Представители западной цивилизации в большей степени «люди головы», а у нас и голова и сердце. Я думаю, что культура, сложившаяся на евразийском пространстве, не помешает, но будет только способствовать изучению индийских традиций. Да и исторически так сложилось, что дружественные отношения с Индией у нас уже давно. Когда я впервые приехал в Индию, там мне об этом очень много говорили.
– Как принять традицию Натхов?
Йоги Матсьендранатх Махарадж. Достаточно просто. Существуют известные интернет-ресурсы: http://nathas.org/ и http://nathi.ru/, где можно ознакомиться с принципами традиции. А в Витебске есть мой ученик Йоги Йогендранатх, к которому можно обращаться, ему дано благословение традицию распространять. Но мы не особенно прозелитические люди, йога в большей степени подразумевает занятие собой. Достаточно выходить с нами на связь и общаться. У кого же есть возможность изучать и общаться на английском языке или хинди, те могут многое почерпнуть из соответствующих источников и выходить на индийских учителей. Мы же со своей стороны вот уже более 10 лет публикуем информацию о традиции, переводим тексты, и делаем это довольно успешно. Люди проявляют заинтересованность и сами определяют, что они хотят получить и насколько это им помогает в совершенствовании.
– Встречаются ли случаи, когда человек существует и в традиции Натхов, и в какой-либо иной традиции?
Йоги Матсьендранатх Махарадж. Да, у меня, например, есть ученики, которые остаются православными, есть несколько учеников, исповедующих ислам, они в большей степени шииты или суфии, это, конечно же, не радикальный салафизм… В самой традиции Натхов есть такие сущностные элементы, которые могут быть приемлемы для представителей всех религий. Так, в православии есть культ святых, и можно рассматривать Горакшантха и других учителей традиции именно таким образом. Йога универсальна, и если люди проявляют адекватное отношение и обладают грамотностью, нет никаких противоречий. Ведь даже в рамках одной конфессии могут быть разделения и конфликты. Всё зависит от духовного уровня людей, которым прежде всего надо разобраться с собой.