«Душехват» – это не «ругательное» слово. Но как насилие порождает насилие

у бесплатных курсов «Витебск: реальная и популярная история родного города» начался весенний семестр 

На первую после небольших зимних каникул лекцию в областной библиотеке собрались желающие узнать про религиозную жизнь Витебска в XIV – XVIII веках.

витебск, библиотека, курсы истории

Денис Юрчак поздравил с началом весеннего семестра. Фото Саши Май

К какой вере принадлежали первые князья ВКЛ?

Один из организаторов курсов, главный специалист отдела идеологии, культуры и по делам молодежи Витебского облисполкома, кандидат исторических наук Денис Юрчак рассказал, что, к сожалению, документов по этому периоду сохранилось немного. Современные историки не могут точно сказать, какую веру исповедовал тот или иной князь. Известно, например, что из политических соображений Миндовг принял католичество, а затем отказался от него, а его сын – Войшелк – был православным.

Спорят исследователи, и к какой вере принадлежал Ольгерд: оставался ли он до конца жизни язычником, или все-таки принял православие.

Когда в нашем городе появились первые православные храмы?

Что касается Витебска, то еще в ХІІ веке у нас были построены Благовещенская церковь, церковь святого Михаила на Замковой горе и церковь Параскевы Пятницы (на месте нынешней площади Свободы). Вероятно, существовал и еще один храм – церковь Бориса и Глеба, которая могла размещаться за чертой города, на месте загородной резиденции князей. Позднее была построена церковь Святого Духа.

Церковь Святого Духа. Фотопроекция Виктора Борисенкова

Церковь Святого Духа. Фотопроекция Виктора Борисенкова

К 1552 году в Витебске насчитывалось уже 7 церквей, а к 1618 – целых 18.

В то же время с конца ХIV века на территории ВКЛ начинает активно распространяться католичество, а с XVI века – протестантизм.

Великий князь Жигимонт Август даже издает привилей (законодательный акт), согласно которому в Витебске основали кальвинистский сбор. Представители знати и мещане жертвовали на содержание общины и будущее строительство храма денежные средства и земельные участки, но все равно, в отличие от сборов в западных областях нашей страны, он был небогатыми имел немногочисленную общину. Просуществовал протестантский сбор в Витебске около ста лет.

Католические костелы в Витебске

Доцент кафедры всеобщей истории и мировой культуры ВГУ имени П.М. Машерова, кандидат исторических наук Екатерина Лавриненко рассказала, что первым в Витебске появился фарный костел святой Троицы. Он находился неподалеку от Благовещенской церкви.

витебск, курсы истории, библиотека, лавриненко

Екатерина Лавриненко рассказала о распространении католичества на витебских землях. Фото Саши Май

Когда костел построили, точно неизвестно. В документах он впервые упоминается в ХVII веке, хотя, вероятно, был основан гораздо раньше. Первоначально костел был деревянным, поэтому несколько раз горел и отстраивался. И лишь в XVIII веке католический храм был возведен в камне.

фотопроекция

Фарный костел возле Благовещенской церкви. Фотопроекция Виктора Борисенкова

Еще один известный витебский костел – костел святого Антония Падуанского напротив городской Ратуши, который вскоре вновь будет украшать наш город. Как отметила Екатерина Лавриненко, ведутся подготовительные работы в этом направлении.

Костел святого Антония. Фотопроекция Виктора Борисенкова

Костел святого Антония. Фотопроекция Виктора Борисенкова

К первому разделу Речи Посполитой (в 1772 году) в Витебске было 6 монашеских костелов и 1 фарный.

Берестейская уния: насилие порождает насилие 

Доцент кафедры социально-гуманитарных наук ВГМУ, докторант БГПУ имени Максима Танка, кандидат исторических наук Павел Шевкун рассказал, что православная церковь в Великом Княжестве Литовском во второй половине XVI века оказалась в кризисном положении и для ее выживания  были необходимы реформы.

Согласно Берестейской унии, объединенная униатская церковь сохранила восточный обряд и юлианский календарь, но признавала верховенство папы римского.

курсы истории, витебск, библиотека, шевкун

Павел Шевкун про необходимость заключения Брестской унии. Фото Саши Май

Унию поддержали не все. Постепенно в борьбу против нее был втянут и простой народ. В Полоцкой епархии противостояние обострилось, когда архиепископом стал Иосафат Кунцевич, который рьяно взялся за распространение унии. Пиком сопротивления стало восстание горожан 1623 года в нашем городе, во время которого Кунцевич был жестоко убит.

Как отметил один из организаторов курсов, один из организаторов курсов, заведующий кафедрой истории Беларуси ВГУ имени П.М. Машерова, кандидат исторических наук Анатолий Дулов, Кунцевича не зря называли «душехватом».

Это прозвище имело двойственный смысл: с одной стороны – «похититель православных душ», а с другой выдающийся проповедник.  Однако унию он насаждал жесткими методами. В Витебске были переведены в униатские или закрыты все православные храмы. И верующие были вынуждены молиться в построенных за чертой города «шалашах».

витебск, курсы истории, библиотека

Анатолий Дулов высказал свое мнение по поводу причин убийства Кунцевича. Фото Саши Май

В 1621-1623 годах между новым архиепископом и его слугами с одной стороны и жителями Витебска – с другой постоянно происходили стычки, но точка кипения была достигнута, когда стало известно, что слуги Кунцевича 12 ноября 1623 года схватили православного священника Илью, направлявшегося на богослужение.

«Очевидно, что главной причиной убийства послужили фанатизм архиепископа и нежелание идти на компромиссы, – сказал Анатолий Николаевич. – В этом случае насилие породило насилие».

В январе 1624 года  комиссарский суд во главе с воеводой виленским Львом Сапегой вынес свой вердикт: город был лишен магдебургского права, а к смертной казни приговорили около сотни витеблян. Однако казнены были только 19 человек, так как остальные успели скрыться. Из ратушного и церковных колоколов, которые призывали людей к восстанию, было постановлено отлить большой колокол в память об убийстве.

витебск, курсы истории, библиотека

Во время лекции. Фото Саши Май

Рассказ об Иосафате Кунцевиче дополнила Екатерина Лавриненко. По словам Екатерины Викторовны, тело епископа выловили из Двины только через несколько дней после его убийства, а погребальный обряд сначала провели в Витебске, а затем в Полоцке. В 1643 году Кунцевич был причислен к лику блаженных, а в 1867 году был признан святым.

Некоторое время мощи хранились в Полоцке, выставленные на всеобщее обозрение. Затем они находились в других храмах на территории Беларуси, России, Польши. В 1949 году мощи были доставлены в Рим, где их можно увидеть в базилике святого Петра.

Сегодня Иосафат Кунцевич считается одним из опекунов Витебской католической епархии.

«Для развития униатства на белорусских землях Иосафат Кунцевич сделал больше после смерти, чем при жизни, – подытожил лекцию Денис Юрчак. – Но важно помнить, что любые религиозные противостояния к добру не приводят».

Следующая лекция курсов состоится 9 февраля, ее тема «Витебск во время военных событий в XIV-XVIII веках».

IMG_0580

Несмотря на то, что организаторы попрощались со слушателями курсов, некоторые люди не спешили расходиться и остались в зале, чтобы задать интересующие их вопросы. Фото Саши Май


  • Сергей Егорейченко

    Опасная тема. Так и судьбу Кунцевича можно повторить, сказав что-то “неправильно”. Осмелились всё же…

    • Саша Май

      Сергей, организаторы курсов стараются планировать лекции в соответствии с хронологией, поэтому, конечно, они не могли не рассказать о том, как складывались религиозные отношения в нашем городе в 14-18 веках.