Как бабушкины сказки воспитали поэта Максима Богдановича

с пограничья Витебской губернии

9 декабря 1891 года родился белорусский поэт Максим Богданович. В этом году отмечается знаменательная дата – 125 лет со дня его рождения. Каждый талант – родом из детства, именно в это время закладываются увлечения, характер, привычки. И для Максима Богдановича любовь к белорусскому языку началась со знакомства с народными сказками, но не простыми, а записанными его отцом со слов Рузали Казимировны Осьмак, прабабки поэта.

«Максима, как поэта, воспитали книги, сказки бабушки, белорусский фольклор и «Наша Ніва», – пишет Адам Богданович в своей книге «Мои воспоминания».

По словам Адама Богдановича, отца Максима, по сказкам бабушки Рузали Максим впервые познакомился с белорусской речью. Позже эти истории отразятся в его творчестве, особенно ярко – в цикле «У зачараваным царстве». Мы предлагаем вам ненадолго заглянуть в прошлое и узнать, где же обитали эти судьбоносные сказки.

Максим Богданович. Источник ru.wikipedia.org

Максим Богданович. Источник ru.wikipedia.org

Их история тесно связана с местечком Холопеничи (Борисовский уезд), которое было пограничным между тремя губерниями: Минской, Могилевской и Витебской. Сюда был привезен на панскую службу дед Максима Богдановича, Юрий Лукьянович, здесь он встретил свою жену, Анэлю (Анну) Фомину Осьмак. В Холопеничах у них родился сын Адам, которому суждено было стать этнографом и записать чудесные «бабіны казкі», которые в будущем повлияют на судьбу Максима Богдановича.

Носителем народной мудрости была прабабка поэта, Рузаля Казимировна Осьмак. Свои сказки она рассказывала по-особому, ритмично и нараспев, превращая сам процесс в творчество. Эту необычную манеру унаследовала и бабка поэта, Анэля. В своих воспоминаниях Адам Богданович описывает бабушкины сказки так:

Сколько их бабушка знала? Ныне трудно подсчитать, но думаю, что около двухсот, а может быть, и больше. 

Это наши родовые сказки. Среди них было немало таких, которых я нигде не встречал в обширной сказочной литературе Беларуси, Украины и Московщины.

Было немало фантастических сказок, которые обыкновенно исследователями относятся к разряду мифических, но они не преобладали. Первое место занимали сказки и бытовые легенды. 

Дом Богдановичей в Холопеничах, который в семье назвали просто «бабіна хата», стоял на Замковой улице. Это была главная проезжая улица, по которой товар шел на базар – очень бойкое место. Дорогу к этому дому в Холопеничах знали: бабка Рузаля умела не только сказки рассказывать, но также была гадалкой, знахаркой-ворожбиткой и хранительницей всех важнейших народных обрядов, сопровождавших каждого человека от рождения и до смерти, широко распространенных в Холопеничском округе. К ней приходили за советом, она же была и местной распорядительницей в торжественных случаях.

Трудно передать впечатление, которое производят руины Успенской церкви в Холопеничах со своими массивными высокими воротами. Фото Анастасии Вереск

Трудно передать впечатление, которое производят руины Успенской церкви в Холопеничах со своими массивными высокими воротами. Фото Анастасии Вереск

Холопеничам обязана своим появлением и обширная библиотека семьи Богдановичей. Первый «камень» в ее фундамет заложили именно в Холопеничах: здесь, на Ражанцовой трехдневной ярмарке, Адам Богданович уговорил мать купить ему у бродячего торговца свою первую пятикопеечную книжку в мягкой обложке – «Житие святаго Антония Папы Римского».

Рынок. Жители и церковь, 1918. Источник ru.wikipedia.org

Рынок. Жители и церковь в Холопеничах, 1918. Источник ru.wikipedia.org

В Холопеничах Адам Богданович провел все свое детство. Тогда местечко состояло из улиц Замковой (главная), Черейской (которая вела через болото в Черею), Ковалевской, Горовой и нескольких переулков. Старинные названия улиц в современном поселке не сохранились, зато сейчас там появилась улица Богдановича. Когда-то в местечке была больница, школа, церковь, костел, располагавшийся  в бывшем монастыре доминиканцев, мельница, торговые лавки, регулярно проходили ярмарки.

Дорога из Череи в Холопеничи, по которой в детстве Адам Богданович ездил на рынок. Фото Анастасии Вереск

Дорога из Череи в Холопеничи, по которой в детстве Адам Богданович ездил на рынок. Фото Анастасии Вереск

Северная часть Холопеничей выгодно отличалась от центра, где кипела активная торговля, и от крестьянской, южной, своими фруктовыми садами и аллеями старых лип и елей. Там стоял помещичий дом: деревянный, одноэтажный, с каменным фундаментом, крыльцом из тесаного гранита, восемью комнатами и мезонином.

Усадьба, август 1903. Источник ru.wikipedia.org

Усадьба в Холопеничах, август 1903. Источник ru.wikipedia.org

Адам Богданович также вспоминал, что в Холопеничах:

«…На гигантских липах помещались гнезда аистов, как своего рода священных птиц — фетишей и хранителей местечка»

Аисты живут здесь и сейчас.

Аисты на руинах в Холопеничах. Фото Анастасии Вереск

Аисты на руинах в Холопеничах. Фото Анастасии Вереск

Уже в почтенном возрасте, Адам Богданович напишет, что Холопеничи за 60 лет не шагнули к лучшему, а, наоборот, мало-помалу приходили в упадок.

Сейчас это городской поселок в Крупском районе Минской области, о славном прошлом здесь напоминают руины величественной Успенской церкви, несколько старых домов и памятник Адаму Богдановичу.

Памятник Адаму Богдановичу. Фото radzima.org

Памятник Адаму Богдановичу. Фото radzima.org

И, если сегодня мы помним поэта Максима Богдановича, значит, не зря были гадания и приметы, народные обряды и «бабіны казкі», их отголосок в творчестве поэта слышим сейчас и мы.

Предлагаем вам путешествовать вместе с нами и дальше и, с помощью нашего сайта, посетить также земли бывшего княжества в Черее, замок Белый Ковель в Смолянах, место работы Янки Купалы в Старой Белице, старинный парк в Межево, руины церкви и сыроварню в Почаевичах, мельницу в Мазолово и руины бровара в Торонковичах.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *