Революционный Витебск в ноябре 1917

История

Что делали в городе донские казаки и матросы? Наше жестокое прошлое

Светлана Мясоедова. Фото из личного архива
Светлана Мясоедова. Фото из личного архива

7 ноября (25 октября по старому стилю) 1917 года в Петрограде произошло вооруженное восстание рабочих и солдат. Новость о перевороте быстро распространилась по городам, дошла она и до Витебска.

О том, какие события происходили в нашем городе в ноябре 1917 года, рассказала ведущий архивист Государственного архива Витебской области Светлана Мясоедова:

Уже через два дня после восстания в Петрограде в Витебске был организован большевистский военно-революционный комитет (военревком), который взял под контроль почту, телеграф, штаб Двинского военного округа, железнодорожный узел. Работникам железной дороги под страхом смертной казни было приказано ни в коем случае не давать паровозы воинским частям, которые направлялись в революционный Петроград, а обо всех передвижениях нужно было незамедлительно сообщать в военревком.

1 ноября 1917 года днем в Витебск прибыл военный эшелон с четвертым донским казачьим полком, который следовал в Петроград для подавления «большевистской авантюры». Новой власти полк не признавал, офицеры требовали пропустить его, угрожали прорываться с боем.

Для проведения личных переговоров с есаулами на вокзал выехал представитель Витебского военревкома. В это время на Соборной площади (сегодня – площадь Свободы) на всякий случай уже формировался сводный отряд из добровольцев, которые готовились оказать сопротивление казакам и не пустить их в Петроград.

Картина "Революция" Марка Шагала. Фото gorbutovich.liveinternet.com
Картина “Революция” Марка Шагала. Источнико gorbutovich.liveinternet.com

На вокзале все пути были забиты вагонами, возле вагонов стояли недовольные задержкой донцы под наблюдением хорунжих. Отдельно сгрудились есаулы. Представители военревкома стали раздавать прокламацию с названием «Долой большевиков». Есаулы быстро просматривали ее и разрешали читать подчиненным, поскольку ничего плохого в тексте не находили. На самом деле, прокламация начиналась целым градом обвинений в сторону большевиков, далее все обвинения сводились к нулю, и заканчивалась бумага разъяснением «великой правды».

В течение нескольких часов казаки фактически перешли на сторону большевиков и отказались двигаться на Петроград. На следующий день можно было наблюдать картину, как «по улице, прекрасно маршируя, весело и дружелюбно посматривая на прохожих», шли представители полка, избранные в революционный Совет солдатских депутатов. А еще через несколько дней казаки арестовали шесть своих офицеров.

Донские казаки 1899-1900. Источник belklad.ru
Донские казаки 1899-1900. Источник belklad.ru

Спустя некоторое время на станции Витебск вновь царило оживление. На подавление революции направлялись 40 автомобилей, в том числе броневики третьего бронеавтомобильного дивизиона.

На вокзале в Режице Витебской губернии (современный город Резекне, Латвия) был задержан еще один эшелон, направляющийся в сторону Петрограда. Пока офицеры грозили начать стрелять, сторонники революции окружили состав, обезвредили военных и направили дивизион в Витебск. Здесь солдаты перешли на сторону большевиков.

Революционный Витебск. Съемки фильма "Шагал - Малевич"
Революционный Витебск. Съемки фильма “Шагал – Малевич”

После таких успехов на местах в Петрограде было принято решение начать наступление на оплот контрреволюции – Ставку верховного главнокомандующего (главковерха), которая находилась в губернском городе Могилеве.

Два эшелона матросов должны были проследовать из Петрограда на Могилев через Витебск. В это время в Витебске на станции шли рукопашные бои за право доступа к телеграфу, но большевики своих позиций не сдали.

Рано утром на станцию Витебск прибыл первый эшелон матросов под руководством товарища Кудинского. Его встречали на вокзале представители военревкома.

Парад в Витебске в ноябре 1918 года. Фото yandex.ru
Парад в Витебске в ноябре 1918 года. Фото yandex.ru

Комиссаром железнодорожного узла был назначен молоденький телеграфист Иван Ашак. Он получил право расстреливать каждого, кто не подчинялся его приказам. Он же изолировал все провода, идущие в Ставку, не давал никому вести переговоры или предупредить главковерха Николая Николаевича Духонина о приближении эшелона красной гвардии. В Витебске матросы с эшелона «делали чистку населения, вылавливая негодный элемент, делая обыски и обходы».

Затем эшелон отправился на Могилев. К нему примкнул третий бронеавтомобильный дивизион. Он «по распоряжению военно-революционного комитета в 1.30 ночи погрузил свои боевые машины и двинулся к Могилеву для исполнения революционного приказа». Командиром дивизиона выбрали товарища Горохова.

На остановках матросы «забегали в имения, где таковые встречались…, в некоторых местах вылавливали офицеров, бежавших из Петрограда и других городов. И мы их или же доставляли в штаб, или же на месте пускали в расход».

1917. Источник istpravda.ru
1917. Источник istpravda.ru

19 ноября 1917 года Могилевский военревком объявил генерала Духонина под домашним арестом. К 20 ноября Ставка была окружена войсками, пришедшими из Петрограда, Кронштадта и фронта. Настроение у матросов было хорошее, они рвались в бой. 20 ноября в Могилев вступил новый главковерх, большевик Николай Васильевич Крыленко. Ставка сдалась без боя. Генерал Духонин был жестоко убит на станции Могилев.

Все эти дни на телеграфе станции Витебск дежурил Иван Ашак. Спустя двое с половиной суток товарищ Кудинский вызвал его по аппарату и объявил, что Ставка взята, Духонин убит «и вы, товарищ, можете идти отдыхать».

Вечером, когда Иван Ашак возвращался домой, на углу Поперечно-Елагской и Садовой улиц (сегодня – район Парка культуры и отдыха железнодорожников) в него стреляли неизвестные. Одна из пуль просвистела у самого носа. Видимо, установлению новой власти были рады не все.

Напомним, в этом году отмечается 99-я годовщина Октябрьской революции.

Оцените статью
Витебский Курьер
Добавить комментарий