и что мы знаем о храме, который собираются восстановить в центре города
На встрече жителей города с заместителем начальника отдела архитектуры и градостороительства Витебского горисполкома Леонидом Богдановым прозучала официальная информация о том, что в Витебске будет восстановлен римско-католический костел святого Антония Падуанского.
Речь об этом велась уже давно, теперь похоже, будут переходить к делу. Строительство обещает быть нелегким, ведь сегодня на месте, где собираются заново возводить католический храм, размещается фонтан «Слияние трех рек». К тому же построить костел ровно там, где он когда-то располагался, уже не получится: фасад будет значительно выступать на улицу Ленина.
Что ж, возможно, скоро мы сможем воочию увидеть, как чиновники и архитекторы будут решать эти проблемы, пока же давайте вспомним, что мы знаем о костеле святого Антония Падуанского.
1. Располагался костел с восточной стороны Рынковой площади (сегодня – Ратушная площадь) и был частью бернардинского комплекса (вместе с монастырем). Строительство комплекса из дерева профинансировал в 1676 году витебский воевода Ян Антоний Храповицкий. В 1685 году были построены первые деревянные здания, а около 1700 года – деревянный костел, который сгорел при пожаре 1733 года.
2. В 1737 году началось строительство каменного костела, который стал одним из первых католических храмов города, возведенных в камне. В национальном историческом архиве сохранился договор о строительстве витебского костела, заключенный между архитектором Иосифом Фонтана и Теклей Анной Огинской.
Внешний вид костела в документе не оговаривается, зато указано, что архитектор обязан заботиться о найме строителей и выполнять работы по надзору. Необходимые строительные материалы согласно договору должен был поставлять монастырь бернардинцев. Архитектору и его строительной бригаде полагалось вознаграждение в размере 3 тысяч битых талеров (24 тысячи злотых).
3. Точная дата завершения строительства неизвестна, вероятнее всего все отделочные работы были закончены только к 1762 году, а в 1768 костел был освящен епископом Феликсом Товянским в честь святого Антония Падуанского.
4. В начале 1830-х годов монастырь был закрыт, а его корпус в 1855 году перешел к государственным учреждениям. Костел оставался действующим, в середине ХІХ века был отремонтирован, при этом его первоначальный облик поменялся: в левой стене прорубили новый вход и пристроили крыльцо, а внутри храма появились новые иконы.
5. Интересно, что в отличие от многих витебских католических храмов костел святого Антония Падуанского никогда не передавался православной церкви. Закрыли костел в 1940 году. Какое-то время здесь располагались Антирелигиозный музей и Музей атеизма, хранились мощи Святой Евфросинии Полоцкой.
6. Во время Великой Отечественной войны костел, как и многие храмы Витебска, серьезно пострадал, в 1944 году были разрушены верхушки его башен.
После войны посчитали, что храм не имеет ценности и реставрировать его нет смысла. Окончательно снесли костел в 1961 году.
7. До наших дней сохранилось немало изображений храма. Костел святого Антония можно увидеть на рисунках Наполеона Орды и Юзефа Пешки, на фотографиях Сигизмунда Юрковского и Сергея Прокудина-Горского, на кадрах кинохроники, снимках времен Великой Отечественной войны и почтовых открытках.
8. Долгое время наряду с Ратушей костел святого Антония был визитной карточкой нашего города. Многие путешественники отмечали красоту и великолепие католического храма, а известный писатель Иван Бунин описал костел в своем автобиографическом романе «Жизнь Арсеньева» так:
«Ни Акрополь, ни Баальбек, ни Фивы, ни Пестум, ни святая София, ни старые церкви в русских Кремлях и доныне несравнимы для меня с готическими соборами. Как потряс меня орган, когда я впервые (в юношеские годы) вошел в костел, хотя это был всего на всего костел в Витебске! Мне показалось тогда, что нет на земле более дивных звуков, чем эти грозные, скрежещущие раскаты, гул и громы, среди которых и наперекор которым вопиют и ликуют в разверстых небесах ангельские…».
Фотографии в тексте предоставлены автором фотопроекций Виктором Борисенковым.