Страна ББ: Добыть нужную бумажку и выжить

Общество

или особенности добровольно-принудительного труда 

Источник www.proza.ru
Источник proza.ru

Как и многим, кому посчастливилось учиться на бюджете в нашем социально ориентированном государстве, мне предстояло отработать 2 года на благо любимой родины по распределению. Выбор был достаточно символический: 4 места по специальности, из них самое близкое географически – Витебский район. Кстати, забавная деталь: студенты выбирают место отработки по очереди, в зависимости от рейтинга, который, в свою очередь, зависит от успеваемости. Теоретически это приятный бонус для отличников: лучшие студенты могут забрать себе лучшие места. Вот только у нас так повелось, что практика несколько отличается от теории. И в реальности, будучи первым в рейтинге, при наличии одного запроса по специальности (а с работой сейчас беда – запросов действительно приходит мало), его в качестве «подарочка» забираешь ты. Остальным студентам по правилам (то есть если не могут предоставить место по специальности) должны дать так называемый «свободный диплом» – справку о самостоятельном трудоустройстве. В общем, вот и учись после этого на «отлично».

Варианты избежать добровольно-принудительного труда

Как и всякий отличник, который по успеваемости находится в начале рейтинга (и соответственно, кому обязательно достанется место для отработки от любимого университета), я прорабатывала разные варианты избежать такой добровольно-принудительной работы. Резко перестать учиться и попытаться съехать вниз по рейтингу – неплохо, но, увы, на 5 курсе уже не вариант. Место по моей специальности в нашем городе самостоятельно (то есть без блата) найти невозможно, а ехать, например, в Лиозно (и то скорее всего в городском поселке вакансий тоже бы не оказалось) – не вариант. Если и переезжать из Витебска, то хотя бы в Минск. В общем, надо было спасаться.

Самые распространенные способы, которые помогают выпускникам ВГУ имени Машерова (хотя чаще выпускницам) остаться в городе, – это пойти работать в школу не по специальности. Например, устроиться педагогом-организатором либо социальным педагогом (таких вакансий в Витебске много), стать воспитателем в детском саду или…выйти замуж.

Я выбрала последний вариант. Законодательство нашей страны (а именно Кодекс об Образовании) позволяет выпускнице распределиться по месту работы или жительства мужа или (при отсутствии мест по специальности) получить «свободный диплом». И так сложилось (ах, как повезло!), что мой будущий муж и прописан, и работать собирался в Витебске. И с этого момента началась бесконечная бюрократическая возня. Потому что получить заветное право на свободное трудоустройство сразу во время распределения (которое происходит в апреле) можно только имея на этот момент штамп в паспорте. Я замуж весной не хотела – холодно, фотки получаются некрасивые. Поэтому собиралась перераспределиться уже летом.

Если бы я знала, насколько сложна и запутана процедура перераспределения, я бы, наверное, в садик пошла. Потому что при наличии на руках необходимых документов (свидетельство о браке, копия прописки и направление на работу мужа в Витебск) уже 6 июня, решить этот вопрос на тот момент было нельзя. Оказалось (о чем никто не предупредил заранее), что сначала нужно официально выйти на работу, как указано в моем направлении, 19 августа (в моем случае поехать в Браслав). Сразу после появления записи о приеме на работу в трудовой написать заявление на отпуск за свой счет. После этого поехать домой в Витебск и с пакетом документов обратиться в университет.

Начало ужаса

Так я и сделала. Почти 5 часов в автобусе туда, 5 часов в Браславе и еще 5 часов на дорогу домой, и первая из бюрократических формальностей была соблюдена. Я с ужасом думала о том, что сюда придется вернуться еще раз, чтобы уволиться. Здорово, конечно, целый день трястись в автобусе, но когда понимаешь, что делаешь это ради очередной писульки, становится немного грустно. Не только за себя, но и за нашу погрязшую в бюрократии страну.

браслав, образование, школа
Отдел образования в далеком, но очень красивом городе. Фото Аня Щербицкая

Но самое интересное началось уже в Витебске. В университете сказали написать заявление на перераспределение и отнести его на подпись к декану факультета и в Управление образования Витебского облисполкома. И после этого принести бумаги юристам. Написать заявление – дело пяти минут, но вот найти декана летом оказалось труднее. Поверив информации секретаря о том, что с 9 утра он будет в университете, я просидела под кабинетом час. В этот день он не пришел. Получив заветный автограф на следующий день, я отправилась дальше, в Управление образования.

Но чтобы там на заявлении поставили подпись, оказалось, нужно взять справки из Отдела образования, спорта и туризма Витебского горисполкома  и трех государственных газет, офисы которых находятся в Витебске («Витьбичи», «Витебские Вести» и «Жыццё Прыдзвіння») о том, что у них нет мест по моей специальности (а специальность у меня двойная: первая часть – филологически-педагогическая (увы!), а вторая – журналистская). Ладно взять эти писульки в редакциях: они никаким боком не относятся к Управлению образования, но вот информацию относительно вакансий по педагогической специальности оттуда можно узнать одним звонком. Но вы же понимаете, просто информация – это одно, а вот информация, записанная на бумаге, – уже совсем другое дело. Да и что вообще делать выпускнице, кроме как бегать по городу за справками?

Собирая бумажки

Бумажное подтверждение отсутствия вакансий в витебских СМИ я получила за 15 минут (3 газеты, получается по 5 минут на каждую).

распределение, университет, документ
Одна из немногих справок, полученная без проблем. Фото Аня Щербицкая

Обрадованная, что люди понимают: что эта справка – просто формальность, и поэтому без проблем ее дают, я отправилась в Отдел образования, спорта и туризма Витебского горисполкома. И там (!!!) сказали, что у них НЕТ информации о наличии/отсутствии мест по городу. При нашей бюрократической системе, где каждый сотрудник государственной организации, связанной с образованием, делает кучу отчетов и сообщает в вышестоящие органы все данные? Нет слов. Справки предстояло взять во всех трех витебских Отделах образования (Октябрьский, Первомайский и Железнодорожный). О да, у меня очень много свободного времени, что же еще делать, как не бегать по городу за справками?

Сначала пошла в Железнодорожный. В отделе кадров объяснила свою проблему. Устно отсутствие мест подтвердили прямо на месте, а вот письменно, сказали, могут только завтра: начальника нет на месте, а без его подписи бумажка не получит важного звания документ. Не попросили даже показать паспорт или диплом, что немного удивило. На следующий день, приехав за справкой, «выпала в осадок». Документ готов, но не на мою фамилию! Сказали, что переделают на следующий день. Но времени уже не было: мой отпуск в Браславе не резиновый, так можно и дождаться, что на работу придется выходить. Мои уговоры поторопиться подействовали, сказали подъехать через два часа. Приехала в указанное время, просидела в коридоре еще 40 минут (начальник занят, пусть лучше я буду час сидеть в ожидании, чем он потратит 15 секунд на то, чтобы расписаться). Забрала свою справку.

В Октябрьский отдел образования, спорта и туризма тоже пришлось прийти дважды. У начальника отдела кадров был неприемный день, но она, к счастью, выслушала. Попросила показать диплом и паспорт и сказала забрать документ на следующий день, потому что и здесь начальник самого Отдела образования, без чьей подписи никак, занят. На следующий день я получила свою вожделенную справку. Почти идеально, если бы только не нужно было приходить второй раз.

О королях бюрократии

Королями бюрократии оказались сотрудники Первомайского Отдела образования, спорта и туризма. Находится, он, кстати, далеко за «Короной», так что доехать на общественном транспорте довольно проблематично. Приехала, пошла в приемную. Оттуда направили в отдел кадров, из которого послали обратно в приемную. Без разрешения начальника они бумажки со своей печатью людям не дают. Объясняю в отделе кадров, что мне просто нужно письменное подтверждение отсутствия вакансий. Информации об этом у них не может не быть. К начальнику нужно просто зайти за подписью, и то в предыдущих Отделах образования это делалось без меня.

Кстати, проверяла: если в Отдел образования позвонить и спросить о наличии вакансий, отвечают, что их нет. Но подтверждение отсутствия вакансий в письменном виде – это слишком серьезно. По такому важному вопросу нужно идти к начальнику, у которого, кстати, неприемный день. Приезжайте, что называется, завтра.

Приехала. На часах 8.05 – а в кабинет уже очередь из пяти человек. Больше часа стою в очереди, захожу в кабинет. Объясняю начальнику ситуацию: для кого и зачем нужна эта бумажка. И он говорит, …. что нигде не прописано, что он мне обязан давать какие-то справки (боже, да почему же все эти начальники в образовании не могут договориться между собой?!). И вообще, если я про его детей буду спрашивать, он тоже может ничего и не отвечать. Только через несколько минут его непонятного монолога я поняла, что он как-то очень иносказательно и витиевато говорит, что нужно мое письменное обращение, в ответ на которое они в том же письменном виде ответят о вакансиях. Сразу и прямым текстом сказать этого нельзя, надо приводить какие-то непонятные примеры, чтобы я догадывалась. Написать заявление – не вопрос, дело 3 минут, прошу бумажку. Начальник отказывает. Говорит, надо иметь уважение к людям в очереди. О да, а то, что у него люди по сорок минут сидят, это и есть проявление уважения.

Спрашиваю, как писать заявление (ввиду своей молодости и некоторой неопытности в бюрократических нюансах не имела представления). Говорит, что я же взрослый человек с высшим образованием, сама разберусь. Выхожу из кабинета в шоке. Понимаю, что сейчас нужно заново занимать очередь и ждать еще. Прошу у секретарши лист бумаги и вижу на стене образцы заявлений. Конкретно для моего случая примера не нашла, но поняла принцип написания. С готовым заявлением прождала в очереди еще минут 40, пока не вышла секретарша, чтобы его забрать. Подписанным она вынесла заявление еще через полчаса. И отправила меня в отдел кадров, который, получив разрешение начальника, должен был составить бумагу.

Составляют ответ на мою письменную просьбу и несут на подпись начальнику. И он…не подписывает. Сотрудница отдела кадров начинает чуть ли не кричать на меня о том, что на нее накричал начальник. Оказывается, бумага была написана на имя ректора моего университета, а я в заявлении письменно (а это главное) этого не просила. Обращение писала от своего имени – значит и ответ должен быть на меня. Обе сотрудницы отдела кадров наезжают, мол, не могла нормально заявление написать. Пытаюсь объяснить, что вообще не в курсе, как писать такие бумаги, потому что предыдущие справки получила без таких заморочек. Сотрудницы составляют новую бумагу и несут начальнику на подпись. И он…снова не подписывает. Теперь, оказывается, на подпись нужно нести к его заместителю (которого, кстати, нет). Бумагу переделывают еще раз, бросая на меня убийственные взгляды. Говорю, что я тоже не очень и рада полдня проводить в Отделе образования ради одной справки. Возмущенно отвечают:

Это же Вам нужно!

Ну да. Заместитель минут через 20 сам зашел в отдел кадров, чтобы подписать документ. Схватив заветную бумажку, я помчалась на маршрутку, потому что собранные с такими муками справки – это еще не конец мучений, их нужно везти в Управление образования. Уже по дороге увидела, что документ адресован Щербаковой, а не Щербицкой. Ну вот, самый замороченный на бюрократии Отдел образования что-то сам не очень соответствует своей придирчивости.

распределение, университет, документ
Все бы ничего, если бы на мою фамилию. Фото Аня Щербицкая

«…не знаю, что с Вами делать…»

Отдав весь пакет документов в Управление образования, в ответ я услышала:

Не знаю, что с Вами делать…

Ну да, конечно, я принесла справки со всех витебских Отделов образования и государственных газет (то есть мест по моей специальности в городе нет), копию витебской прописки и справку с места работы мужа (а работает он тоже в Витебске). Что же со мной делать? Сказали, мне перезвонят, когда документы будут готовы. И на третий день действительно позвонили. Через полчаса забрав оттуда документы, уже в университете увидела, что бумага из Управления образования с ошибками.

распределение, университет, документ
Найдите ошибки. Фото Аня Щербицкая

«..не возражает о ее самостоятельном трудоустройстве», «..Кодекса Республики Беларусь об образования»? Эта бумажка так долго готовилась, так неужели нельзя было бы хотя бы написать правильно?

До конца отпуска оставалось 4 рабочих дня, а я еще не получила справку о самостоятельном трудоустройстве. Каждый день был как на иголках. Если отпуск закончится, а у меня не будет этого документа, придется снова ехать в Браслав, чтобы продлевать отпуск, а потом (когда бумаги будут готовы) – еще раз ехать, чтобы увольняться. Но к счастью, в университете поторопились, и я успела в срок. Еще раз съездив в Браслав, чтобы уволиться, я окончательно освободилась от отработки по распределению.

Оно того, конечно, стоило. Но если задуматься над тем, насколько вся эта беготня была бессмысленной, становится грустно. Опять-таки, не за себя, а за бюрократическую систему нашей страны. Предоставив выпускникам право на перераспределение, его дополнили кучей ненужных формальностей: необходимостью официально устраиваться на работу по направлению (зная, что ни дня не собираешься там работать – просто так нужно), собирать справки по Отделам образования (при том, что в некоторых, похоже, какое-то извращенное удовольствие получают от того, что заставляют людей бегать по несколько раз) при том, что письменно (а в нашей стране, вы понимаете, это главное) их обязанность давать такие бумаги нигде не закреплена. Кстати, чтобы устроиться на работу, пускай фактически фиктивно, нужна абсолютно реальная справка о состоянии здоровья, получение которой – это вообще отдельная и тоже очень длинная история.

распределение, университет, документ
То, ради чего я так страдала. Фото Аня Щербицкая

«ББ», или бесконечные бумажки – вот как можно охарактеризовать нашу страну (и в особенности систему образования). И пока это не изменится (а кому выгодно это менять?), мы будем продолжать разбегаться из Беларуси, как крысы с тонущего корабля. А почему нет? Всегда хочется жить там, где тебя уважают, и, судя по моим впечатлениям, это место не здесь.

Оцените статью
Витебский Курьер
Добавить комментарий