«Язык птиц» витебских художников

В Витебском центре современного искусства представлена выставка «Птичьи постановки»

Гурина, птицы, сакральное, Корженевский

Елена Гурина. Подарок от возлюбленного

В последнее время и витебские художники, и мастера из ближнего зарубежья, радовали посетителей наших музеев искусством, имеющим подчёркнуто сакральное содержание. Так, выставка художника из России Александра Вселенского наполнена стремлением приобщения к первозданному и раскрытию внутреннего пространства вечности. В Музее истории Витебского народного художественного училища была представлена опера «Победа над Солнцем» в постановке Руслана Вашкевича, выводившая человеческое восприятие за пределы заурядной одномерности и обнаруживавшая неисповедимое метафизическое пространство в самом человеческом существе, не совпадающее ни с чем. А седьмая по счёту выставка проекта «Портрет города» выявляет свойства и особенности сакральной географии Витебска.

Бузиков, технофолькорнамент, космология, Витебск, Корженевский

Владимир Бузиков. Разбор полётов. Из серии “Технофолькорнамент”

Неудивительно, что Витебск с его богатыми культурными традициями предстаёт местом, особенно благодатным для искусства. Нынешние «Птичьи постановки» являются свидетельством наличия знания об особом языке, доступном в совершенно неординарных режимах восприятия, который именуется «языком птиц». Нелишним здесь будет акцентировать внимание на идею «постановок» в названии выставки, и это должно нас привести к истокам древних мистерий, которые имели значение иерофании, то есть способствовали проявлению священного в этом мире. Картины художников через образы птиц раскрывают высшие состояния бытия и сознания.

Захаревич, Витебск, птицы, трансцендентное, Корженевский

Олег Захаревич. Arrivederci

Традиционный символизм птиц указывает на совершенно иные по отношению к человеческому уровню планы существования, на то, что называют трансцендентальным. Понимать язык птиц всегда означало наличие прямой связи с запредельным и связанное с этим воссоединение с внутренним центром собственного Я, когда человек возвращается к своей сущности. Таким образом наблюдается полнота взаимосвязи между внутренней реальностью и необозримыми иноматериальными высями. Приходя к индивидуальной цельности и сосредоточению на собственном духовном центре, человек сам становится проводником иерофании.

Гороеич, Витебск, натюрморт, перо, цеостность, Корженевский

Дмитрий Горолевич. Натюрморт с пером

Такое положение дел замечательно выражено в картине Виктора Шилко «Мелодия для чёрной птицы». Мы видим полумесяц Луны, являющейся отражающим светилом, влияющим на способности к осмысленному творчеству, и человека, играющего на большой красной трубе. Основной, зелёный цвет пространства вокруг символизирует бессмертие и вечность. Человек не просто исполняет какое-то музыкальное произведение, ритмы его мелодии соединяются с ритмами сакрального космоса и выражают гармонию различных уровней бытия. Стоящая рядом чёрная птица представляет в своём образе неисповедимую глубину вселенной, тот «чёрный свет», превосходящий свет физический и являющийся изначальным по отношению к нему. Она же олицетворяет и неисповедимую глубину этого человеческого существа, ряд чисто внешних, антропологических признаков которого уже начали растворяться в вечности.

Шилко, Витебск, ритмы, вселенная, Корженевский

Виктор Шилко. Мелодия для чёрной птицы

Выставка, открытая ещё в начале июня на Белобородова 5, завершит свою работу 27 июля. Посетители могут увидеть произведения таких разных художников, как Владимир Бузиков, Владимир Вольнов, Анастасия Ганчарова, Дмитрий Горолевич, Елена Гурина, Кирилл ДёмчевОлег Захаревич, и, конечно же, Виктор Шилко, об одной из представленных картин которого мы рассказали. Эти разные работы передают совсем неоднозначные реальности, однако мир птиц как запредельных сущностей и выражаемых ими планов бытия неизменно связан с миром человека.

Дёмчев, Витебск, объект, Кулик, Корженевский

Кирилл Дёмчев. Всё-таки птица

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *