Возвращение и обновлённое прочтение легендарной футуристический оперы «Победа над Солнцем» было реализовано в Музее истории Витебского народного художественного училища
«Готовы ли вы выйти из зоны комфорта?» – такой вопрос стоял перед собравшимися в ночь с 21 на 22 июня, последовавшей за Летним Солнцестоянием. Среди присутствовавших не было обычных зрителей, все становились участниками таинственного действа, сталкиваясь со своими иллюзиями и галлюцинациями, испытывая радикальные трансформации восприятия, проникая сквозь разрывы уже отнюдь не гомогенной реальности. Сама футуристическая опера, вдохновителем которой являлся «мировой поэт» и визионер Велимир Хлебников, и которую в разные годы оформляли такие выдающиеся представители художественного авангарда как Казимир Малевич, Вера Ермолаева, Эль Лисицкий, должна была в своё время совершить решительный переворот в отношении самой концепции человека.
Если классическая концепция, имеющая начало ещё в великих языческих мистериях древности, проводила аналогию человеческого совершенства с «духовным солнцем», то произведение композитора Михаила Матюшина и автора либретто Алексея Кручёных раскрывало человеческую реальность как призванную ниспровергнуть весь порядок конвенциональной онтологии. В этой проекции человек будет являться, скорее, «чёрной дырой», создающей бреши в пространстве, он содержит в себе особую «точку несоответствия» с сущим. Подлинный «духовный революционер», отвечающий истинному, прометеевскому предназначению, призван осуществить разрыв истории, ткани обыденной повседневности, иллюзии завершённости бытия.
Приобщение к постижению данного радикального религиозного предназначения, знание о котором обновляется в критические периоды социальных и духовных катаклизмов, состоялось в Первом действии постановки, осуществлённой под руководством художника Руслана Вашкевича. Название этого действия в полной мере соответствовало его внутренней религиозной сути – «Тайная вечеря». И само не до конца отреставрированное здание музея, а его ещё только предстоит открыть, акцентировало смысл того, что любая устойчивая «картина мира» никогда не будет полной, но, напротив, всегда является ложной. Мозаика на полу – реплика на картину Эль Лисицкого «Клином красным бей белых!» – стала декорацией, указывавшей на реальность духовной войны, по принципу которой устроено бытие человека. А творческие деятели, культурологи, искусствоведы, собравшиеся за белым столом, цвет которого содержательно выражал настоятельную необходимость очищения от иллюзий обыденной жизни, пытались вытолкнуть зрителя из рамок обусловленного видения мира, сбить привычный фокус восприятия.
Вторая часть называлась «Дискотека для слепых». Это называние имело как буквальный, так и аллегорический смысл. Зрители, для которых играли слепые музыканты, и среди которых, кроме представителей культуры и искусства, было достаточное количество слабовидящих людей, становились участниками мистического танцевального действа, включающего в себя ряд необходимых элементов абсурда, также призванных изменить состояние сознания. Здесь и необычность мест для танцев, и музыкальный репертуар из далёких 80-х, и вульгарный «клубный» свет… Однако всё это должно было пробудить пласты глубинной памяти и подтолкнуть к спонтанному перепросмотру некоторых важных аспектов и эпизодов своего существования, что позволило бы высвободить энергию для усиления полноты осознания. Слепота здесь подразумевалась как данность внутренней жизни, присущее всем в обыденном состоянии, и слепые люди должны прозреть.
Третье, последнее действие, являлось по всей очевидности, наиболее энигматическим для всех присутствовавших. На импровизированный танцпол врываются сотрудники самого настоящего витебского ОМОНа и выставляют присутствующих в пространство тёмной городской ночи. Действие называется «Приход будетлянских силачей». Тут очевидно переосмысление изначальной концепции «Победы над Солнцем». Если в футуристической опере Михаила Матюшина и Алексея Кручёных будетляне выражали несокрушимый социальный оптимизм, здесь же отлично вписавшийся в сценическое действие ОМОН олицетворяет образы «стражей порога». Просветление есть акт сугубо индивидуальный, к нему нельзя прийти толпой, и на счёт этого не должно быть никаких иллюзий. Стражи Врат Бездны не позволят проникнуть в Райский Эдем недостойным. Танцпол символически зачищается, чтобы осталось пространство пустоты вне времени, без иллюзий, вне призрачных фантазмов.
В итоге, будучи возвращённым в действительность, каждый оказался наедине со своей экзистенциальной ночью, соответствующей долгому пути сквозь мрак «Тёмной ночи Апопа», взыскуя света сверхвещественного и трансфизического. Смысл произошедшей внутренней актуализации «чёрного солнца» ещё предстоит познать каждому из участников действа. Его метафизическая чернота, от которой приходят в восторг в тексте либретто («Солнце внутри нас!!!») являет «свет превыше света», источник глубочайшей интроверзии и метафизических озарений.
Кто не понял заумь этого автора, может глянуть следующую ссылку:
https://www.youtube.com/watch?v=1a4g3ftpCx8
Привожу высказывание из открытой переписки в Фейсбуке, тут никаких тайн нет. Руслан Вашкевич Георгию Корженевскому: “Вдумчивый, внятный “разбор полета”, и главное – внутренний, Витебский”.
Это для тех, кто не до конца понял бестактности этой комментаторши.