необычные истории про жизнь «Витебска» и «Северной столицы»
С 30 апреля по Западной Двине курсирует теплоход «Витебск», который занимается туристическими пассажирскими перевозками.
Сейчас к нему присоединился и теплоход «Северная столица».
Каждые выходные, субботу и воскресенье с 12.00 до 19.00, витебляне и гости города имеют возможность полюбоваться речными пейзажами и набережной Западной Двины, прокатиться от площади Победы до парка Советской Армии.
Об особенностях речной навигации мы поговорили с членами команды теплохода. Оказывается, ходить по реке пассажирские теплоходы стали сравнительно недавно: с 2011 года. Олег Пашкевич, начальник участка по организации перевозок внутренним водным транспортом, рассказал, что в том году один из теплоходов находился в Полоцке, а сейчас по Двине в нашем городе ходят оба – и «Северная столица», и «Витебск». Пароходы пока до пристани в Мазурино не доходят, разворачиваются раньше, если нет желающих выйти в парке Советской Армии.
Цены сохранились те же, что и в прошлом году: 50 000 за билет для взрослых, 30 000 для детей до 10 лет,15 000 – для тех, кому еще не исполнилось пять лет.
А вот пассажиры хвостатые (сегодня их было двое) путешествуют бесплатно.
Теплоход отчаливает от пристани, когда набирается 15-20 человек пассажиров. Фактически, объяснил Олег Сергеевич, в сутки производится где-то 4-5 рейсов, в воскресенье число рейсов доходит и до 7.
Больше всего приходится работать во время «Славянского базара», когда в Витебск приезжает множество туристов из других городов: до 10 прогулок в день. Тогда и с количеством пассажиров проблем нет, даже в очередь выстраиваются и терпеливо ждут, когда заполненный теплоход прибудет снова на пристань у Трех штыков. На «Витебске» умещается 50 человек, на «Северной столице» – 80.
Заказывают теплоход для проведения различных торжеств. Обойдется это в 3,5 миллиона для юридических лиц и 2,5 миллиона для населения. За эту сумму теплоход будет катать именинника с друзьями или счастливых новобрачных час.
Раньше у нас каждые выходные были свадьбы, по две-три, даже с выездной регистрацией, договаривались с сотрудниками загса, расписывались на «Северной столице», где есть для торжественного бракосочетания особая стойка, – рассказывает Олег Пашкевич, – а сейчас народ заказывает теплоход редко. Вот числа 20-го будут кататься студенты. Чтобы заказать теплоход, нужно позвонить в «Гордормост». Случаются иногда корпоративы, дни рождения. Был случай, когда человек арендовал целый теплоход на два часа и во время прогулки сделал предложение своей девушке. А при необходимости на борту в баре еще и сотрудники кафе обслужат.
Новенькие теплоходы прибыли в Витебск из Пинского судостроительного завода.
А как обстояло дело с навигацией до 2011 года?
Перевозили грузы только, – объяснил Олег Сергеевич, – а когда-то, в советские времена по Двине бегали винтовые теплоходы-«Зарницы» на воздушных крыльях, сейчас по нашей реке такой бы транспорт не прошел, не та глубина. В мае уровень воды позволяет пройти по Западной Двине до Полоцка и Верхнедвинска. В прошлом году мы прекратили перевозить пассажиров уже в конце июня, когда река обмелела. В этом году сотрудники речного порта будут убирать камни на дне, тогда и сможет теплоход дольше осуществлять прогулки. Оптимальный уровень воды для теплохода – 80-90 см.
Теплоход – это транспорт безопасный, по словам Олега Пашкевича. Затонуть, как печально известный «Титаник», он не может. И за все пять лет, что «Витебск» и «Северная столица» бегают по реке, не случалось ни аварий, ни поломок. Однако и пожарное оборудование, и спасательные шлюпки здесь имеются. на всякий случай. Курить же на теплоходе строго запрещено. Не пустят на речную прогулку и человека пьяного. Мало ли что он может сделать…
Хотя было и такое, – рассказал матрос-моторист Игорь Богданович, – что сел на теплоход мужчина, выпил в баре коньяка и тут же уснул. Так и проспал целый час, пока «Витебск» путешествовал по Двине. Вот такой дорогой сон получился за 50 000.
Управлять теплоходом довольно сложно. Тут необходимо как «Отче наш» знать реку, все ее опасные места, признается Олег Сергеевич.
Когда же сезон перевозок заканчивается, команда отправляется в отпуска. А также матросы охраняют сам теплоход, который зимует в Мазурино.
Капитан Виктор Хвостовский, которого зовут на теплоходе ласково «Викторовичем», в речном порту работает 43 года. Раньше занимался грузовыми перевозками. Начинал с должности моториста в 16 лет. Как сам признается, происходит из настоящей речной династии, в порт его привел отец. И жена Виктора Викторовича работала тоже в порту, матросом-кассиром на «Зарнице». Этот вид транспорта ходил по Западной Двине с 1973-го по 1986-й года. Перевозили пассажиров несколько судов. Летом даже по реке курсировали грузовые теплоходы, которые тянули так называемые веранды, где умещалось примерно 400 человек. Плавали люди и в Велиж, и в какие-то небольшие деревни, где сегодня практически не осталось жителей. В каждой деревне по ходу корабля была небольшая пристань. Проезд на теплоходе стоил немного дороже, чем на рейсовом автобусе.
Пассажирские перевозки речным транспортом, увы, во всем мире нерентабельны, – вздыхает Виктор Хвостовский, – жить приходится на дотации. Потому как даже если во время навигации сумели хорошо заработать, то эту сумму съест зима. Теплоход же будут стоять на ремонте, его необходимо с помощью «косяков» вытащить на берег. Ранее никто рентабельности не требовал. Собрал теплоход несколько пассажиров – и отправился. В Мазурино ходила большая веранда, до обеда вез туда и в Теплый лес (район Лужесно), где было много детских лагерей. Потом – назад. Проезд стоил 5 копеек, скорость движения составляла 30 км в час (для сравнения «Витебск» дает 14 км в час). С 1985-го, когда перестали «Зарницы», началась перестройка и флот стал. Теплоходы-пароходы гнили у берега.
А пробовали ли матросы или капитан заработать денег, работая, скажем, на круизных лайнерах?
Ой, да меня жена не отпустит! – улыбнулся моторист Игорь Богданович, – это же целые полгода или даже год оставить ее с детьми одну. Да и сейчас не платят за дальние рейсы таких уж заманчивых денег. Лучше уж тут. Правда, выходные все в сезон навигации проводим здесь, на судне.
На вопрос, есть ли на корабле крысы, которые, как считают бывалые матросы, первыми покидают судно во время затопления, Игорь рассказал, что у пристани, в трубе живет целая крысиная семья, которую люди подкармливают. А вообще кораблю требуется на время зимнего сезона порядочная и злая собака, которая будет помогать сторожить судно.
Зимой в Мазурино много тех же бомжей и алкоголиков, которые лезут на теплоход в надежде погреться или попросить у матросов на выпивку, – отметил моторист, – а как же нам быть? Вот если б кто собаку подарил…
Час прогулки по реке закончился быстро. И «Витебск» пришвартовался к пристани у площади Победы, чтобы набрать очередных желающих прокатиться. Так что пожелаем доблестной команде попутного ветра!