Когда в Витебске появился речной порт?

откуда песок у китайцев, почему речной транспорт на мель не садится, куда катер заведет и когда можно на теплоходе покататься

Уже 5 апреля в нашем городе открылась на Западной Двине навигация. Какие работы производит Республиканское унитарное эксплуатационно-строительное предприятие «Днепро-Бугский водный путь», филиал «Витебскводтранс», и где применяется речной песок?

витречтранс, витебск, улица максима горького

Предприятие «Витебскводтранс» находится в конце улицы Горького. Фото Евгении Москвиной

Сложно сказать, когда в Витебске появился первый речной порт. В архивных документах упоминается, что в феврале 1918 года руководство органами управления речным транспортом (то есть, Витебский районный государственный контроль над судоходством) было передано в ведение местных Советов. И все частные пароходы в городе стали государственными.

В 1918 году было создано Витебское районное управление Западно-Двинского участка водного транспорта Северо-западной области. В его ведении находилось 19 пароходов, которые занимались перевозками. А на начало 1921 года Витебская область была разделена на несколько водных и технических участков, которые обслуживали 45 судов и 75 единиц непарового флота. Судоходство велось от Велижа (Смоленская область) до Двинска (современный Даугавпилс), а кроме пассажирских перевозок, по воде также сплавляли лес в Латвию.

В 1923 году было образовано Витебское агентство 1 разряда, имевшее в подчинении механическую мастерскую, затоны «Витьба», «Улла», «Велиж», пристани «Витебск», «Бешенковичи», «Улла», «Сураж», «Велиж».

Во время фашистской оккупации работа речного транспорта была приостановлена. С марта же 1946 года возобновилось судоходство на малых реках, водоемах, озерах и искусственных водных путях. Витебское областное управление по транспортному освоению малых рек обслуживало участки Западной Двины от устья Торопы до Витебска и от Витебска до Друи.

В 1954 году было организовано Управление речного транспорта при Витебском облисполкоме, а с 1976 года  — порт Витебск Главного управления речного транспорта при Совете министров БССР. Название «Витебскречтранс» порт получил в июне 2000 года, а в марте 2006-го он был присоединен к РУЭСП «Днепро-Бугский водный путь».

Сегодня в ведении «Витебскводтранса» находится 46 единиц техники, в речном порту работает 119 человек, из них 45 составляет флотский состав.

Занимаются в период навигации (то есть, с начала апреля по середину ноября) речники дноуглубительными работами с безвозмездной выемкой грунта, с дальнейшей его реализацией строительным организациям города.

витречтранс, витебскводтранс, отгрузка песка

С помощью плавкранов песок поднимают с глубины реки. Фото Евгении Москвиной

Как отметил главный инженер предприятия Василий Любченко, именно песок с реки Западная Двина применяется в строительстве большинства жилых комплексов города. Отгружается песок таким строительным организациям, как «Плиссастрой», ДСК, «Стройторгсервис», ОАО «Керамика», ОАО «Жилстрой». Также песок получает китайская компания CNEEC, которая занимается строительством Витебской ГЭС. Конечно, не весь он пригоден для производства строительных материалов. Песок должен отвечать строгим критериям качества, он обязательно проходит экспертизу. Еще не допускается содержание большого количества органических примесей.

песок, витречтранс, витебскводтранс

За день работы на берег отгружено примерно 5 тысяч тонн песка. Фото Евгении Москвиной

За прошлый год в период навигации «Витебскводтрансом» было перевезено 305 тыс. тонн грузов.

В «Витебскводтранс» существует путевой участок, который замеряет глубину дна и обозначает фарватер – маршрут, по которому могут свободно проходить речной транспорт, не боясь сесть на мель. К слову, самыми опасными участками на реке Западная Двина являются пороги в районе Рубы от деревни Лущиха до деревни Верховье, протяженностью в 8 км с большим перепадом уровня воды.

Перевозка грузов по реке возможна, когда уровень воды достигает 2-2,5 м. А вот засушливым летом, когда уровень воды достигает своего минимума, перевозка  не представляется возможной. Зимой же речники занимаются ремонтом судов.

витебскводтранс, витречтранс, башенные краны,

На территории «Витебскводтранс» ремонтируют суда. Фото Евгении Москвиной

Кстати, чтобы вынуть судно из воды для осуществления ремонтных работ по корпусу, его необходимо поднять на сушу. Для этого применяются специальные косяковые тележки слипа на рельсовых путях.

косяковые тележки, витебскводтранс

На таких тележках поднимают судно. Фото Евгении Москвиной

витречтранс, витебскводтранс

А здесь находится пульт управления косяковыми тележками. Фото Евгении Москвиной

Еще филиал «Витебскводтранс» РУЭСП «Днепро-Бугский водный путь» занимается производством металлоконструкций и изделий из бетона (тротуарная плитка, бордюрный и дорожный камень).

витебскводтранс, витречтранс, бордюрный камень

Бордюрный камень. Фото Евгении Москвиной

тротуарная плитка, витебскводтранс, витречтранс

Производство тротуарной плитки — одно из направлений работы «Витебскводтранс». Фото Евгении Москвиной

А вот пассажирские перевозки предприятие не осуществляет. Теплоходами, которые катают по Западной Двине витеблян и гостей города, заведует «Гордормост». К речникам дорожники обращаются, когда требуется покраска или ремонт подводной части судна, внеочередного освидетельствования речным регистром.

двина, теплоход, прогулки на теплоходе

Когда по Двине пойдут теплоходы? Фото Евгении Москвиной

Обращаются к речникам и для помощи в поисково-спасательных операциях. Так, несколько лет назад «Витебскводтранс» выделял катер для поиска детей, пропавших в районе Тирасполя.

А вот куда можно дойти на катере по Западной Двине? К сожалению, уровень воды в реке не всегда позволяет совершить длительное путешествие. Бассейн Западной Двины закрыт, теоретически можно дойти от Суражи до Верхнедвинска, а вот удастся ли это практически? Возможно, после окончания строительства ГЭС, когда уровень воды поднимется примерно на полтора метра об этом можно будет задуматься.

Когда же можно будет полюбоваться Западной Двиной с борта теплохода? С этим вопросом мы обратились к предприятию «Гордормост». Как выяснилось, прогулки на теплоходе начнутся в мае. Возможно, уже на День международной солидарности трудящихся можно будет прокатиться по Двине на теплоходе.

гордормост, теплоходы, западная двина

Пока что прогулок на теплоходе не будет. Фото Евгении Москвиной