Фантазии радостные и трагические, но неизменно талантливые

Яркое многообразие видов и жанров сценического искусства продемонстрировало представление «Театр: фантазии» учащихся режиссёрского курса Витебского государственного колледжа культуры и искусств под руководством Игоря Бояринцева.

театр, Бояринцев

Режиссёрский курс (гр. НС-III-18) Игоря Бояринцева. Фото Георгия Корженевского

Встреча со зрителями, проходившая 28 марта в Витебской областной библиотеке, оказалась приуроченной сразу к двум поводам. Конечно же, она состоялась в честь Международного дня театра, который культурная общественность отметила в воскресенье, за день до этого. Также она проходила в рамках библиотечного проекта «Отражение», посвящённого Году культуры в Беларуси. А начало представления предваряла известная мелодия к постановке «Принцесса Турандот» легендарного Евгения Вахтангова, осуществлённой в 1922 году. Музыка выражала тот дух театра, которому преданы учащиеся. О неизменном присутствии этого духа говорил известный витебский режиссёр Игорь Бояринцев:

Нам кажется, что звучащая мелодия является гимном Театру. Такая у нас традиция, начинать наши встречи именно с ней.

театр, Бояринцев, Витебск

Игорь Бояринцев. Фото Георгия Корженевского

Первая встреча режиссёрского курса Игоря Бояринцева со зрителями в Витебской областной библиотеке состоялась год назад и также была посвящена Международному дню театра. Она проходила в Отделе литературы по искусству. Нынешнее выступление учащихся Витебского колледжа культуры и искусств зрители увидели в большом Общем читальном зале. И надо отметить, что в обоих случаях зал был полон.

Витебск, театр, Бояринцев

В Общем читальном зале Витебской областной библиотеки. Фото Георгия Корженевского

Театральная встреча состояла из двух частей. Первая часть была посвящена нашему выдающемуся творческому деятелю и земляку, о значении которого Игорь Бояринцев сказал следующие слова:

В прошлом году было 85 лет нашему выдающемуся поэту, прозаику, драматургу, историку, философу Владимиру Короткевичу. И вот к этой дате мы подготовили поэтическую композицию. Почему хочу начать с Короткевича? Во-первых, это действительно выдающийся автор, на произведениях которого учатся и дети, и взрослые. Мы хотим представить вам наше понимание философской глубины Владимира Семёновича.

поэзия, театр, Короткевич, Караткевіч

Поэтическая композиция. Фото Георгия Корженевского

Творчество Владимира Короткевича проходило под знаком метаидеологии, которую можно назвать магическим материализмом. Он не являлся религиозным человеком, однако его произведения в их самом мистическом звучании основывались на фундаментальных категориях счастья и блага. Именно счастье и благо всегда пронзительно взыскуемы протагонистами Короткевича, равно как и самим творцом. А осознание неотвратимости смерти передавало стояние людей перед лицом безучастной к ним бесконечности предельно остро и насыщенно:

Іскры лятуць і лятуць да світання

Ў цемру і снег, як жывыя чмялі.

Тыя, што варты стакрот кахання, –

Тыя не маюць яго на зямлі.

Потым, як пойдуць ў зямлю сырую,

Сотні прыгожых дзяўчат і дам

Статуям іхнім рукі цалуюць,

Быццам лягчэй ад таго касцям.

Караткевіч, Короткевич, поэзия, театр, Витебск

Глубочайшая и пронзительная лирика поэта. Фото Георгия Корженевского

Учащимся удалось очень чутко выразить эту внутреннюю религиозность Владимира Короткевича вместе с его атеистическим ощущением конца человеческого существования как полного завершения личного бытия. Трагическое мироощущение писателя и поэта передавалось вместе с его светлой надеждой торжества в грядущем сокрытого в людях добра и любви.

поэзия, театр, Короткевич, Караткевіч, Витебск

Поэзия, обращённая к предельным вопросам человеческого существования. Фото Георгия Корженевского

Вторая часть выступлений уже имела совершенно иной, эстрадно-развлекательный характер, и изрядно повеселила зрителей. Собравшиеся в общем читальном зале могли увидеть блестящую пантомиму клоуна, который потом стал руководить «обществом-оркестром».

театр, Бояринцев, Витебск

«Общество-оркестр». Фото Георгия Корженевского

Эта «общественная проблематика» имела продолжение в совершенно ином примере, демонстрирующем людские контроверзы, нетерпимость друг к другу представителей человеческого рода.

театр, Бояринцев, Витебск

Контроверзы представителей человеческого сообщества. Фото Георгия Корженевского

Зрители могли увидеть не только конфликтующих людей, но и «механического человека», который оказался куда лучше и добрее…

робот, театр, Бояринцев

Механический человек. Фото Георгия Корженевского

Бытовые проблемы также не остались без внимания. Страх перед зубоврачебным кабинетом, конечно же, знаком многим…

театр, Бояринцев, Витебск

В тревожном ожидании… Фото Георгия Корженевского

Ну и как же было обойтись без сценических драк, выражения квинтессенции неизжитой людской примативности?..

театр, драка, Бояринцев, Витебск

Не поделили… Фото Георгия Корженевского

А далее следовало выступление Елены Постернак, уже полюбившейся посетителям представлений режиссёрского курса Игоря Бояринцева. Она продемонстрировала новые возможности иллюзионистского жанра «эскейп» в лучших традициях Гарри Гудини, самым чудесным образом избавляясь от всевозможных цепей и верёвок.

Бояринцев, Постернак, театр, Витебск

Выступает Елена Постернак. Фото Георгия Корженевского

На этом чудеса не закончились, ибо ещё было выступление Олега Булавина с его иллюзионистскими манипуляциями. Трюки с ложкой, картами, и прочими предметами вызвали у публики неподдельный восторг. А сам сценический образ артиста напомнил незабываемого Патрика Джейна из «Менталиста», исполненного блестящим Саймоном Бейкером.

Булавин, театр, Бояринцев

Иллюзионистский номер Олега Булавина. Фото Георгия Корженевского

В итоге большие и маленькие зрители получили огромный объём позитивных эмоций, что и выражали в искренних аплодисментах, адресованных молодым артистам.

театр, Бояринцев, Витебск

Зрители в восторге… Фото Георгия Корженевского

По окончании представления была возможность сделать памятные фотографии с теми, кто подарил праздник всем присутствующим, и мы представим в заключении фото, в котором запечатлено единение различных культурных миров: изобразительного искусства, театра и библиотечного дела.

театр, Витебск, Крошкин, Середа, Хомутова

Олег Крошкин, Мария Середа, Алла Хомутова. Фото Георгия Корженевского