Белорусские валькирии, волотовки, богатырки… Кто они?

воительница Общество

немало их было и в нашем Придвиньи

В белорусском фольклоре нередко можно встретить образы женщин-воительниц, в истории найти примеры, когда представительницы прекрасного пола сражались наравне с мужчинами. И при этом всегда оставались Женщинами, Матерями и Продолжательницами рода.

Всегда ли женщинам в обществе отводилась роль второго плана? Разбирался «Белсат» вместе с фольклористом, этнолингвистом Татьяной Володиной.

воительница
И коня на скаку, и в избу горящую… Фото foutroom.trusttown.net

«Домостроя» у нас не было

Ранее   женщины жили по правилам «Домостроя», белорусские крестьянки не были в столь зависимом положении. На это указывают ряд фольклорных и исторических свидетельств, в которых, с одной стороны, показывается близость женщины к потустороннему миру, а с другой – подчеркивается ее роль как продолжательницы рода, на которой держится весь мир. Чаще всего женщина в древности воспринимается как медиум между мирами.

Сказка – ложь, да в ней намек

Нужно признать, что волшебные сказки – это фольклорное наследие не только белорусского народа, но и всех славян в целом, а, возможно, и индоевропейцев. Женщина в волшебных сказках – умная, красивая, активная, добрая, которая может найти выход из любой ситуации.

И даже небезызвестная всем Баба Яга в своем архетипе персонаж положительный. Она обладает природной мудростью и магическим даром, считается хозяйкой леса и хранительницей традиций и обычаев, может дать совет или подарить какой-то волшебный атрибут.

И лишь со временем происходит переосмысление ее образа, и к нему добавляется все больше негативных черт. Баба Яга становится похитительницей детей и даже людоедкой.

Если обратиться к сказкам, то в них нередко можно встретить образы сильных женщин – белорусских аналогов германских валькирий. Исследователи называют их волотовнами или богатырками. Чаще всего это молодые, незамужние, обладающее внушительной физической силой девушки, которые могли защитить не только себя, но и свой замок или поселение. В этой роли нередко выступают бесстрашные и непобедимые дочери князя.

Немало легенд о таких богатырках можно встретить на Подвиньи. Одна из них – легенда о Марьиной горке. Мол, жила девушка Марья, которая была хозяйкой крестьян, и когда ее поселение хотели захватить враги, она пошла на них  с булавой и победила.

По мнению исследователей, в скандинавском фольклоре  можно найти  следы этой и других славянских легенд. Возможно,  викинги, во время походов, местные сюжеты о богатырках позаимствовали и объединили их с немецкими легендами о валькириях. Отсюда и столько похожих черт в наших эпосах.

Женщина-крестьянка  всегда могла постоять за себя

Беседуя с деревенскими жительницами, Татьяна Володина услышала и записала немало историй о том, что женщина-крестьянка всегда могла постоять за себя, защищая свою семью, детей или девичью честь. Например, одна из деревенских бабушек припомнила случай, когда замужняя девушка, узнав об измене мужа, заполнила весь двор его любовницы лягушками, или как другая, будучи беременной, пришла на венчание своего бывшего жениха и бросила ему под ноги песок.

Женщина и война. Оба слова женского рода. Но разве они совместимы?

Говорить о нереализованности женщин во время и после войны не приходится. Больше задумываешься над вопросом, как они смогли вынести на своих хрупких плечах все ужасы этого времени? Голод, холод, постоянный страх за детей, за мужа на фронте, за родных… И главное счастье для них, что муж с войны вернулся, что детей сберегли, и что есть, чем их покормить завтра.

война
Главное для женщины во время войны – сберечь детей и дождаться мужа живым. Фото lifeonphoto.ru

В этом и есть сила и мудрость женщины. Продолжение рода – вот что является самым сильным двигателем жизни. Недаром, даже волшебные сказки заканчивались именно свадьбой.

А что же сегодня?

Испокон веков для женщины, какой бы сильной и уверенной в себе она не была, главным было – продолжение рода. И это абсолютно правильно. В мифопоэтической картине мира каждой составляющей отводится определенное место. И если она меняет свою позицию, то это может привести к различным неприятным последствиям, как для нее самой, так и для окружающего мира. Недаром, говорят, что если сильно гроза прогремела – значит, где-то девка родила. Таким образом, даже природа реагирует на рождение детей вне брака.

Сегодня же внебрачные дети – это не новость, как, впрочем, и гражданские браки, и огромное количество разводов. Но в тоже время, если провести социологическое исследование, неважно где – в городе или деревне, то станет ясно, что модель полной семьи в качестве образца никуда не делась. Большинство респондентов уверенно скажут, что лучше рожать в семье и жить с мужем.

Все-таки существуют еще ценности, которые прошли испытание временем и не утратили своей актуальности. И в первую очередь, это даже не любовь, а быт в семье. Вот абсолютная ценность.

Оцените статью
Витебский Курьер
Добавить комментарий