Polis (h) PhotoLab: искусство документальной фотографии

тонкая грань между мирами, человеческим и животным миром, а также тема связи женщин и поп-культуры

5 марта арт-паб «Торвальд» на ул. Комсомольской, 32 собрал у себя немало творческих молодых людей. Здесь ждали встречи с фотографами в рамках польско-белорусского проекта:  Агнешкой Райс (Agnieszka Rayss), Антониной Гугала (Antonina Gugala) и Натальей Микалайчук (Natalia Mikolajczuk).

Арт-паб "Торвальд" приглашает зрителей. Фото Анастасии Вереск

Арт-паб “Торвальд” приглашает зрителей. Фото Анастасии Вереск

О проекте  Polis (h) PhotoLab, готовящемся принять под свое крыло молодых фотографов-документалистов подробнее можно узнать здесь.

Арт-паб "Торвальд". Фото Анастасии Вереск

Арт-паб “Торвальд”. Фото Анастасии Вереск

Гостьи из Польши представили посетителям лекции свои оригинальные фотопроекты как известные, так и те, что находятся еще лишь в начальной стадии. Организаторами встречи с витебской стороны выступила творческая команда vitebsk4me.

Ведущий вместе с участниками проекта. Фото Анастасии Вереск

Ведущий вместе с участниками проекта. Фото Анастасии Вереск

Для того чтобы аудитория могла беспрепятственно взаимодейстовать с участниками, на протяжении всей лекции ведущий дублировал их рассказ на белорусском языке. Каждый фотопроект вызвал горячий отклик у зрителей, все выступления сопровождались активным обсуждением и множеством вопросов.

Первой представила свои работы Наталья Микалайчук, студентка Института творческой фотографии в Опаве.

Наталья Микалайчук. Фото Анастасии Вереск

Наталья Микалайчук. Фото Анастасии Вереск

Она рассказала о своих давних фотопроектах, тесно связанных с темой природы, и о крупнейшем исследовании, положившим начало ее фотокниге «A Very Big Lake in the Very Far East» («Очень большое озеро очень далеко на востоке»), изданной в 2015 году.

Фото из серии работ Натальи Микалайчук. Фото Анастасии Вереск

Фото из серии работ Натальи Микалайчук. Фото Анастасии Вереск

Наталья посвятила несколько фотопроектов теме взаимодействия природы и человека, в том числе случаям, когда их обоюдное влияние настолько огромно, что становится трудно различить границы, где заканчивается естественное и начинается антропогенное. Так появляются объекты, которые пролегают как бы между двумя мирами, при взгляде на которые практически невозможно сказать, создано это природой или человеком.

Отражением такого симбиоза стал ее проект, посвященный Исландии, в ходе которого Наталья занималась поиском пограничных объектов и сюжетов. Одним из первых для нее стал фотопроект «Мечты о саде», реализованный в процессе обучения в институте. Собранный материал рассказывает о стремлении людей к живой природе, горячем желании вырвать у города хотя бы ее небольшую частицу в виде дачных участков и загородных домов. Для того чтобы иллюстрировать эту идею, особенно важно было сделать фотографии в переходный сезон, когда сады и дома уже покинуты своими жителями и находятся в стадии постепенного отхода к периоду покоя.

Главный проект Натальи Микалайчук, послуживший материалом для издания ее фотокниги, посвящен водоему Семеновка Белостоцкого региона, который находится на самом Востоке Польши, почти у границы с Беларусью.

Фотокнига "Очень большое озеро на очень далеком востоке". Наталья отметила, что при создании фотокниги важным решением также является выбор формата и бумаги для будущего издания. Фото Анастасии Вереск

Фотокнига “Очень большое озеро на очень далеком востоке”. Наталья отметила, что при создании фотокниги важным решением также является выбор формата и бумаги для будущего издания. Фото Анастасии Вереск

История этого места относится к тем небольшим, но важным трагедиям, которые ежедневно разворачиваются у нас на виду и в то же время всегда остаются незамеченными. Семеновка – водоем, искусственно созданный во времена Советского Союза, появление которого потребовало серьезного вмешательства не только в местную экологию, но и в жизнь людей, которых отселили, чтобы затопить территорию. Фотокнига рассказывает о событиях, произошедших гораздо позже, о последствиях, крупных и почти незаметных, которые прояляются в жизни местности и по сей день.

Похожий по теме и настроению проект представила и вторая фотограф – Антонина Гугала, также обучающаяся в Институте творческой фотографии в Опаве.

Антонина Гугала. Фото Анастасии Вереск

Антонина Гугала. Фото Анастасии Вереск

Название «6х9» ее фотокниге дал избранный размер кадра. Материалом и отправной точкой для проекта стал родной город Антонины.

Фотокнига "6х9". Фото Анастасии Вереск

Фотокнига “6х9”. Фото Анастасии Вереск

Она постаралась взглянуть на него другими глазами: «так, как если бы он был незнакомой планетой».

Фото из серии "6х9". Фото Анастасии Вереск

Фото из серии “6х9”. Фото Анастасии Вереск

Этой позволило фотографу сфокусироваться на множестве индустриальных и в тоже время глубоко естественных для местности деталей, неизбежно возникающих на границе, где город смыкается с пригородом. Разобрав город на составляющие, Антонине удалось понять, из чего же он на самом деле состоит. Фотокнига «6х9» была отмечена на конкурсе Фотопубликация 2012 года, а также вошла в финал конкурса UNSEENDummyAwards 2013 в Амстердаме. Также Антонина рассказала и о своем втором проекте, уже 2014 года, получившем название «Царство животных», в котором внимание было направлено на зверей, а именно осознание их человеком, в котором были использованы фотографии из зоопарков.

Фото из серии "Царство животных". Фото Анастасии Вереск

Фото из серии “Царство животных”. Фото Анастасии Вереск

Антонина Гугала уделила внимание и своей новой работе, посвященной человеческому телу, в особенности теме женского тела, представленной пока что лишь несколькими фотографиями.

Новый проект Антонины Гугала расскажет посвящен исследованию формы и поиску параллелей. Фото Анастасии Вереск

Новый проект Антонины Гугала расскажет посвящен исследованию формы и поиску параллелей. Фото Анастасии Вереск

Для подготовки к нему она использовала музейные материалы, так как, по ее словам, интересным наблюдением стало то, что «80% представленных картин написаны мужчинами и 80% из них изображают именно женщин».

Последней о своей работе рассказала Агнешка Райс, сооснователь и президент международного коллектива фотографов «SputnikPhotos», участница множества групповых и индивидуальных выставок, в том числе на Биенале искусства в Праге в 2009 году и фестивалей Noorderlicht 2008 и 2009.

Агнешка Райс. Фото Анастасии Вереск

Агнешка Райс. Фото Анастасии Вереск

Она получила широкую известность не только в Польше, но и в других странах, в том числе в Беларуси он известна как одна из авторов фотопроекта StandBY («За Беларусь»).

Фотокнига StandBY

Фотокнига StandBY

Агнешка заметила, что ее всегда интересовали темы женщин и поп-культуры и вдохновляли фоторепортеры таких крупных изданий как «National Geographic». Один из представленных ей крупнейших фотосерий и вышедшая из нее фотокнига заключает в себе обе темы, рассказывает о процессах глобализации, в том числе американизации, и активной экспансии поп-культуры в странах бывшего Советского союза, а нынче – Центральной и Восточной Европы.

Чирлидерши в фотопроекте Агнешки Райс. Фото Анастасии Вереск

Чирлидерши в фотопроекте Агнешки Райс. Фото Анастасии Вереск

В работах Агнешки много внимания уделено женщине: это тема внешности и связанного с ней психологического состояния в проекте «Красивое тело» (конкурсы красоты, соревнования за титул фитнес-леди, участницы профессиональных фотосессий), женственности и активной социальной позиции в проекте «FemenWarriors», посвященному коллективу «Femen», образ женщины в контексте войны в проекте «IReminesceandCryforLife» о женщинах-ветеранах Второй мировой войны.

Фото из серии Агнешки Райс о поп-культуре. Данный сюжет показывает участницу конкурса красоты, не ставшую победительницей, во время afterparty. Ярко отображено психологическое состояние женщины. Фото Анастасии Вереск

Фото из серии Агнешки Райс о поп-культуре. Данный сюжет показывает участницу конкурса красоты, не ставшую победительницей, во время afterparty. Ярко отображено психологическое состояние женщины. Фото Анастасии Вереск

Фото из серии работ о женщинах-ветеранах Второй мировой войны. На создание серии Агнешка вдохновилась книгой Светланы Алексиевич "У войны не женское лицо". Все женщины показаны в реалиях их современной жизни, особый интерес серии придает поднятая фотографом тема возраста, старости. Фото Анастасии Вереск

Фото из серии работ о женщинах-ветеранах Второй мировой войны. На создание серии Агнешка вдохновилась книгой Светланы Алексиевич “У войны не женское лицо”. Все женщины показаны в реалиях их современной жизни, особый интерес серии придает поднятая фотографом тема возраста, старости. Фото Анастасии Вереск

Агнешка также рассказала о проекте, пока что неизвестном и находящемся в стадии разработки: фотосерии, посвященной катастрофе применения ядерного оружия, революции, произошедшей не только в военной сфере, но и в сознании людей. Большое внимание в нем уделено документальным свидетельствам, материалам и фотографиям с крупнейшего полигона ядерных испытаний в Семипалатинске.

Фото из новой серии о полигоне для испытаний ядерного оружия. Фото Анастасии Вереск

Фото из новой серии о полигоне для испытаний ядерного оружия. Фото Анастасии Вереск

Хочется отметить, что лекции Polis (h) PhotoLab получились не только информативными, но и мотивирующими. Искусство документальной фотографии призвано огласить истории абсолютно разного плана и уровня. Малые и почти незаметные из представленных серий благодаря формату фотопроекта становилоись на одну ступень с имеющими мировой резонанс, заслуживали одинаковое внимание со стороны зрителей. Таким образом, каждый участник встречи, способный не только смотреть и слушать, сколько увидеть и услышать, смог излечь из представленного материала что-то для своего личного творческого опыта.