тонкая грань между мирами, человеческим и животным миром, а также тема связи женщин и поп-культуры
5 марта арт-паб «Торвальд» на ул. Комсомольской, 32 собрал у себя немало творческих молодых людей. Здесь ждали встречи с фотографами в рамках польско-белорусского проекта: Агнешкой Райс (Agnieszka Rayss), Антониной Гугала (Antonina Gugala) и Натальей Микалайчук (Natalia Mikolajczuk).
О проекте Polis (h) PhotoLab, готовящемся принять под свое крыло молодых фотографов-документалистов подробнее можно узнать здесь.
Гостьи из Польши представили посетителям лекции свои оригинальные фотопроекты как известные, так и те, что находятся еще лишь в начальной стадии. Организаторами встречи с витебской стороны выступила творческая команда vitebsk4me.
Для того чтобы аудитория могла беспрепятственно взаимодейстовать с участниками, на протяжении всей лекции ведущий дублировал их рассказ на белорусском языке. Каждый фотопроект вызвал горячий отклик у зрителей, все выступления сопровождались активным обсуждением и множеством вопросов.
Первой представила свои работы Наталья Микалайчук, студентка Института творческой фотографии в Опаве.
Она рассказала о своих давних фотопроектах, тесно связанных с темой природы, и о крупнейшем исследовании, положившим начало ее фотокниге «A Very Big Lake in the Very Far East» («Очень большое озеро очень далеко на востоке»), изданной в 2015 году.
Наталья посвятила несколько фотопроектов теме взаимодействия природы и человека, в том числе случаям, когда их обоюдное влияние настолько огромно, что становится трудно различить границы, где заканчивается естественное и начинается антропогенное. Так появляются объекты, которые пролегают как бы между двумя мирами, при взгляде на которые практически невозможно сказать, создано это природой или человеком.
Отражением такого симбиоза стал ее проект, посвященный Исландии, в ходе которого Наталья занималась поиском пограничных объектов и сюжетов. Одним из первых для нее стал фотопроект «Мечты о саде», реализованный в процессе обучения в институте. Собранный материал рассказывает о стремлении людей к живой природе, горячем желании вырвать у города хотя бы ее небольшую частицу в виде дачных участков и загородных домов. Для того чтобы иллюстрировать эту идею, особенно важно было сделать фотографии в переходный сезон, когда сады и дома уже покинуты своими жителями и находятся в стадии постепенного отхода к периоду покоя.
Главный проект Натальи Микалайчук, послуживший материалом для издания ее фотокниги, посвящен водоему Семеновка Белостоцкого региона, который находится на самом Востоке Польши, почти у границы с Беларусью.
История этого места относится к тем небольшим, но важным трагедиям, которые ежедневно разворачиваются у нас на виду и в то же время всегда остаются незамеченными. Семеновка – водоем, искусственно созданный во времена Советского Союза, появление которого потребовало серьезного вмешательства не только в местную экологию, но и в жизнь людей, которых отселили, чтобы затопить территорию. Фотокнига рассказывает о событиях, произошедших гораздо позже, о последствиях, крупных и почти незаметных, которые прояляются в жизни местности и по сей день.
Похожий по теме и настроению проект представила и вторая фотограф – Антонина Гугала, также обучающаяся в Институте творческой фотографии в Опаве.
Название «6х9» ее фотокниге дал избранный размер кадра. Материалом и отправной точкой для проекта стал родной город Антонины.
Она постаралась взглянуть на него другими глазами: «так, как если бы он был незнакомой планетой».
Этой позволило фотографу сфокусироваться на множестве индустриальных и в тоже время глубоко естественных для местности деталей, неизбежно возникающих на границе, где город смыкается с пригородом. Разобрав город на составляющие, Антонине удалось понять, из чего же он на самом деле состоит. Фотокнига «6х9» была отмечена на конкурсе Фотопубликация 2012 года, а также вошла в финал конкурса UNSEENDummyAwards 2013 в Амстердаме. Также Антонина рассказала и о своем втором проекте, уже 2014 года, получившем название «Царство животных», в котором внимание было направлено на зверей, а именно осознание их человеком, в котором были использованы фотографии из зоопарков.
Антонина Гугала уделила внимание и своей новой работе, посвященной человеческому телу, в особенности теме женского тела, представленной пока что лишь несколькими фотографиями.
Для подготовки к нему она использовала музейные материалы, так как, по ее словам, интересным наблюдением стало то, что «80% представленных картин написаны мужчинами и 80% из них изображают именно женщин».
Последней о своей работе рассказала Агнешка Райс, сооснователь и президент международного коллектива фотографов «SputnikPhotos», участница множества групповых и индивидуальных выставок, в том числе на Биенале искусства в Праге в 2009 году и фестивалей Noorderlicht 2008 и 2009.
Она получила широкую известность не только в Польше, но и в других странах, в том числе в Беларуси он известна как одна из авторов фотопроекта StandBY («За Беларусь»).
Агнешка заметила, что ее всегда интересовали темы женщин и поп-культуры и вдохновляли фоторепортеры таких крупных изданий как «National Geographic». Один из представленных ей крупнейших фотосерий и вышедшая из нее фотокнига заключает в себе обе темы, рассказывает о процессах глобализации, в том числе американизации, и активной экспансии поп-культуры в странах бывшего Советского союза, а нынче – Центральной и Восточной Европы.
В работах Агнешки много внимания уделено женщине: это тема внешности и связанного с ней психологического состояния в проекте «Красивое тело» (конкурсы красоты, соревнования за титул фитнес-леди, участницы профессиональных фотосессий), женственности и активной социальной позиции в проекте «FemenWarriors», посвященному коллективу «Femen», образ женщины в контексте войны в проекте «IReminesceandCryforLife» о женщинах-ветеранах Второй мировой войны.
Агнешка также рассказала о проекте, пока что неизвестном и находящемся в стадии разработки: фотосерии, посвященной катастрофе применения ядерного оружия, революции, произошедшей не только в военной сфере, но и в сознании людей. Большое внимание в нем уделено документальным свидетельствам, материалам и фотографиям с крупнейшего полигона ядерных испытаний в Семипалатинске.
Хочется отметить, что лекции Polis (h) PhotoLab получились не только информативными, но и мотивирующими. Искусство документальной фотографии призвано огласить истории абсолютно разного плана и уровня. Малые и почти незаметные из представленных серий благодаря формату фотопроекта становилоись на одну ступень с имеющими мировой резонанс, заслуживали одинаковое внимание со стороны зрителей. Таким образом, каждый участник встречи, способный не только смотреть и слушать, сколько увидеть и услышать, смог излечь из представленного материала что-то для своего личного творческого опыта.