Наш земляк Михаил Пиотухович: ни за что оборванная жизнь

здание БГУ в 1921 году История

за что погиб гениальный ученый

В этот день, 23 февраля, 125 лет назад в деревне Алексиничи Сенненского повета Могилевской губернии (сегодня – Сенненский район Витебской области) родился Михаил Николаевич Пиотухович – белорусский литературовед, педагог и критик. Учился будущий исследователь белоруской литературы в Могилевской духовной семинарии, в Нежинском историко-филологическом институте, Петроградском университете. В 20-х годах прошлого века Михаил Пиотухович стал сначала научным сотрудником, затем – действительным членом Инбелкульта, преподавал в БГУ, а с 1926 года работал деканом педагогического факультета этого вуза.

здание инбелкульта
В этом здании в 1922-1925 годах размещался Инбелкульт. Фото charter97.org

Михаил Николаевич специализировался по западно-европейским литературам, в частности увлекался французскими романтиками, особенно поэтом Альфредом де Виньи. На белорусском языке он читал в университете дисциплины «Западноевропейская литература» и «Белорусская литература».

«Живо представляется внешняя обстановка аудиторий в первые годы существования БГУ и, в частности, педагогического факультета, на котором пришлось с самого начала трудиться пишущему эти строки, – писал в 1927 году Михаил Пиотухович. – Бедно и неприютно было в этих аудиториях. Низкие скамьи, на которых прежде сидели ученики подготовительного класса, а  теперь с превеликими усилиями усаживались бородатые и почтенные дядьки-студенты; неопрятные, давно не видевшие ремонта стены, порой слабый свет свечи вместо электричества – в такой нищенской обстановке приходилось начинать работу. Но в груди студенчества и профессуры полыхал бодрый юношеский энтузиазм, верилось, что начинается дело огромной человеческой важности…».

здание БГУ в 1921 году
Здание БГУ в 1921 году – бывшее коммерческое училище. Фото news.21.by

На основе университетского лекционного курса Михаил Пиотухович в 1928 году издал «Нарысы гісторыі беларускае літаратуры. Ч.1 (Агляд літаратурна-ідэалагічных плыняў ХІХ і пачатку ХХ стагоддзя)».

Кроме этого, Михаил Николаевич выступил инициатором создания кабинета белорусского языка и литературы в университете, который открылся в 1922 году.

«Из Государственной библиотеки были отобраны ненужные ей дублетные экземпляры, составившие около ста названий; все книжки поместились на двух небольших полках, и эти полки предствляли собой весь фонд кабинета»,  –  писал литературовед.

Многие тогда, в  том числе и коллеги Михаила Николаевича, скептически относились к такой инициативе. «Вот это кабинет, разом можно забрать весь в портфель», – смеялись скептики. Однако фонд кабинета продолжал пополняться, и к 1930 году в нем уже можно было найти довольно редкие и ценные издания.

Приблизительно в это время, судя по всему, в руки Михаила Пиотуховича попадают тетради Александра Рыпинского, в которых содержался текст поэмы «Тарас на Парнасе» и поэма «Два дьявола». Об этом известному литературоведу и историку Геннадию Киселеву рассказал поэт и прозаик Максим Лужанин.

геннадий Киселев
Геннадий Киселев. Фото tv.sb.by

Мол, один из студентов Михаила Николаевича  –  эмигрант Антон Адамович – в Мюнхенском журнале опубликовал статью о неизвестных ранее списках «Тараса на Парнасе». Антон Адмович в своей публикации делился воспоминаниями о том, что, когда он слушал лекции Михаила Пиотуховича, в конце 20-х годов ХХ века, то профессор на занятих проводил примеры из каких-то «толстых  сшитых томиков на уже пожелтевшей, но прочной бумаге». Однажды, во время перемены Антону Адамовичу удалось эти тетради посмотреть. В одной из них Рыпинским был переписан текст «Тараса на Парнасе», были указаны имя автора и дата написания: «Константин Вереницын, 1856 год». Рядом был написан комментарий Рыпинского о том, что имя автора является псевдонимом. Во второй тетради был переписан текст поэмы «Два дьявола» этого же автора с пометкой «Москва, 7 апреля 1860 года». Видно было, отмечал Антон Адамович, что профессор берег эти тетради и собирался сделать публикацию.

Именно эта информация, кстати, стала толчком для Геннадия Киселева заняться вопросами авторства «Тараса на Парнасе» и биографии выходцы с Витебщины  Константина Вереницина.

памятник Тарасу на Парнасе
Памятник Тарасу на Парнасе в Городке. Фото haradok.info

Попытка найти подлинные списки Александра Рыпинского успехом не увенчались. Когда в начале 1930-х годов над Михаилом Пиотуховичем нависла угроза репрессии, он  вместе с семьей выезжает в город Орджоникидзе (Владикавказ), где работает преподавателем-славистом в Северно-Кавказском и Северно-Асетинском педагогических институтах. В январе 1937 года Михаила Николаевича арестовывают, привозят в Минск и спустя некоторое время расстреливают по  приговору Военной коллегии Верховного суда СССР. В приговоре «популярные» в те годы статьи уголовного кодекса: 68 («шпионаж»), 69 («подрыв государственной промышленности»), 70 («террористические акты против представителей советской власти») и 76 («организация деятельности против советской власти»). Так и Михаилу Пиотуховичу пришлось разделить судьбу белорусской интеллигенции 1920-1930 годов.

Отметим, что 20-е годы имели большое значение для становления белорусской науки, центром которой как раз и стал Институт белорусской культуры. С первых до последних дней своего существования это учреждение было средой культурной жизни белорусов, а его кадры формировали национальное самосознание народа. Но когда начались процессы нивелировки белорусской нации в соответствии со сталинскими догматами, такие ученые, как Михаил Пиотухович, стали небезопасными для режима, а потому и начались массовые репрессии ученых, усилилась регламентация научной жизни.

Что касается тетрадей профессора, то когда именно потерялись списки – во время ареста или во время войны, если он вдруг успел передать тетради в какую-либо библиотеку Минска – неизвестно. Только в 1986 году в архиве в Москве белорусский историк Виталий Скалабан нашел неопубликованную статью Михаила Пиотуховича, посвященную описанию списков Александра Рыпинского и содержащую копию текста поэмы «Два дьявола». Виталий Владимирович опубликовал работу Михаила Пиотуховича «Рукапісы А. Рыпінскага» в 1990 году (первый выпуск сборника «Шляхам гадоў»).

Реабилитирован Михаил Николаевич Пиотухович 27 декабря 1957 года. Его сын, Вадим Михайлович, приезжал в конце 70-х годов в Минск, встречался с Геннадием Киселевым, делился воспоминаниями об отце, с которым расстался в 1937 году в Орджоникидзе. Признался тогда Вадим Михайлович и в том, что ничего из архива отца в семье не сохранилось, нет даже автографа известного литературоведа…

Оцените статью
Витебский Курьер
Добавить комментарий