10 грандиозных успехов Эльдара Рязанова: за что мы его всегда будем любить…

История

В ночь на 30 ноября, на 89-ом году жизни скончался легендарный режиссёр Эльдар Рязанов, наиболее выдающиеся кинематографические триумфы которого мы сегодня вспомним.

Эльдар Рязанов. Источник: http://nn.by/
Эльдар Рязанов. Источник: http://nn.by/

Мы расскажем о тех огромных творческих удачах Эльдара Рязанова, которые сделали его имя любимым и почитаемым поколениями отечественных зрителей. Он был и останется подлинно народным режиссёром, картины которого формировали мировосприятие людей и отражали, как в зеркале, непростые общественные процессы.

1. Уже первый самостоятельный полнометражный фильм «Карнавальная ночь», вышедший на экраны в 1956 году, стал откровением для зрителей, привыкших к воспитанию средствами «важнейшего из искусств» исключительно «чувства долга» и «ответственности». Комедия заявляла право человека на личное счастье, даже если ему противостоят наделённые полномочиями представители советской бюрократии. В дальнейшем режиссёр часто обращается к комедийному жанру, чтобы критиковать недостатки существующего строя и пороки излишне «социальной» системы.

https://youtu.be/p1gL03B1Ou0

2. «Гусарская баллада» (1962 г.) объединила в себе романтизм, историко-патриотическую тематику, музыкальность, комедийность и лиризм. Такой сложнейший кинематографический «микс» был воспринят зрителями с искренним восторгом. Фильм до сих пор является дидактическим примером совершенного сочетания, казалось бы, совсем несочетаемых элементов.

https://youtu.be/bH7AOlGrrjg

3. Картина «Берегись автомобиля» (1966 г.) предъявила советскому кинематографу образ «благородного разбойника». И это был совсем не отвлечённая фигура вроде покрытого седыми легендами Робин Гуда, а узнаваемый современник, «непростой советский человек» Юрий Деточкин. Можно было сделать вывод, что в самом советском обществе кроются весьма серьёзные изъяны. Показательно, что незадолго до этого актёр Иннокентий Смоктуновский, сыгравший главную роль, воплотил также образ Гамлета в одноимённом фильме Григория Козинцева. Впоследствии многие кинокритики сравнивали эти два противоречивых и мятущихся образа великого русского актёра.

4. Совместный советско-итальянский комедийно-приключенческий фильм «Невероятные приключения итальянцев в России» (1973 г.) стал своеобразным «окном в Европу» как для советского зрителя, так и для советских актёров, в нём снимавшихся. Фильм продемонстрировал, что и представители «капиталистического мира», и те, кто находится по эту сторону «железного занавеса», обладают очень схожими психологическими характеристиками и внутренней комплиментарностью. Как отмечала Клаудия Кардинале «русские – очень итальянцы».

5. Культовый трагикомедийный телефильм «Ирония судьбы, или С лёгким паром!», вышедший в свет в 1975 году, говорит о реальности того, что и советские люди не только успешно строят «светлое коммунистическое завтра», но могут жить в очень сложных и запутанных личных отношениях. Эти отношения не поддаются однозначной идеологической оценке, ибо спонтанность потока существования, в котором пребывают главные герои, непременно разрушает любые готовые формулы «правильного» и «неправильного». В фильме проявлена глубокая и непреходящая тоска по подлинным чувствам и настоящей любви.

6. В «Служебном романе», снятом в 1977 году, образ «маленького человека», как и в «Иронии судьбы», воплотил Андрей Мягков. Представителю советского «офисного планктона» удаётся пробудить женственность в твёрдой и неприступной высокопоставленной начальнице. Фильм расставляет по местам подлинный ценностный ряд существования, и главной ценностью становится не карьера, а человечность и, казалось бы, простое, но такое настоящее человеческое счастье.

7. «Гараж» (1979 г.) стал одним из самых безжалостных фильмов Эльдара Рязанова. Жизненный принцип «человек человеку – волк», как оказалось, присущ не только капиталистическому обществу, но и советским людям, когда они оказываются в тисках неудовлетворённых бытовых запросов и всепоглощающего дефицита. Противостояние персонажей фильма принимают трагикомедийные, фантасмогорические, гротескные формы.

8. В 1980 году Эльдар Рязанов возвращается к исторической тематике, сняв телефильм «О бедном гусаре замолвите слово». Критический взгляд на современные в ту пору общественные отношения был завуалирован декорациями давно ушедшей эпохи. Фильм утверждал необходимость и возможность сохранения собственного достоинства в реальности тотального контроля со стороны государства, репрессий и атмосферы всеобщего доносительства.

9. Насколько «Жестокий романс» (1984 г.) полюбился массовому зрителю, а в особенности ловелас Паратов, блестяще сыгранный Никитой Михалковым, настолько он задел чувства многих кинокритиков. Согласно их убеждениям, образ главной героини был подан некритически, и даже идеализированно, а Паратов передан скорее положительным, нежели отрицательным персонажем. И, напротив, «пролетарий духовный» Карандышев (исполненный Андреем Мягковым, разумеется) продемонстрирован со всей безжалостностью. Тем не менее впоследствии выяснилось, что фильм оказался исполнен пророческого предчувствия 90-х годов с их губительной властью денег над людьми.

10. Далее следовало ещё много ярких фильмов Эльдара Рязанова, но последний, который мы отметим, это «Забытая мелодия для флейты», снятый во время перестройки, в 1987 году. Кроме ироничной, и уже совершенно открытой критики бюрократии, в фильме поднимается новая для режиссёра проблематика загробного мира и ответственности «по ту сторону бытия» за свои поступки. С этого фильма начинается новый период творчества режиссёра, в котором проявляется и мистическая тематика, и социальный фатализм, и ощущение хаоса постперестроечной эпохи.

Оцените статью
Витебский Курьер
Добавить комментарий