5 суеверий из Витебской области, связанных с освященной вербой

зачем съедать вербные почки

В этом году 21 апреля православные верующие отмечают Вербное воскресенье. Многие пойдут в этот день с семьями в храмы освящать вербу. Этот старинный обычай пришел к нам из глубины веков.

Мы собрали 5 интересных фактов об освященной вербе и представлениях наших предков, связанных с ней. Помогла в этом книга знаменитого витебского историка и этнографа Николая Никифоровского «Освященные предметы и отношение к ним простонародья Витебской Белоруссии», увидевшая свет в 1903 году.

Вербное воскресенье православные

У православных христиан есть благочестивый обычай хранить освящённые вербы в течение всего года, украшать ими иконы в доме. Фото Светланы Васильевой

1. Поедание вербы

Николай Никифоровский писал:

Местная верба есть прутья ивовых деревьев, преимущественно таких, на которых раньше появляются так называемые «барашки» — желтенькие цветочные почки, с присоединением к прутьям 2-3 веточек можжевельника… Приобретение вербы не затруднительно в любом месте, причем, однако, верба с розоватою кожицею, а можжевельник с ягодами считаются первосортными и по преимуществу желательными. Нет такой вербы и добыть ее невозможно – довольствуются более простою, со светлою кожицею.

В Вербное Воскресенье богомольцы отправлялись в приходские церкви, куда несли освящать вербу не только себе, но и соседям – иногда по целому снопу. Сразу же после освящения нужно было съесть одну из почек растения, либо зерно из можжевеловой ветви. Считалось, что таким образом человек на все лето мог обезопасить себя от грозы.

2. Хлестание вербой

По возвращении домой из церкви человек, принесший освященную вербу, должен был троекратно ударить пучком или прутиком каждого члена семьи, приговаривая при этом:

Верба крест бьет до слез, не я бью – верба бьет, нехай на здоровье живет!

«Виленская верба». Фото i0.wp.com.

Затем уже домочадцы хлестали «вербного вестника». Одинокие люди вынуждены были хлестать себя сами.

Витебские крестьяне в Вербное воскресенье хлестали не только себя и близких, но и соседей, знакомых, случайных людей на улице – это заменяло рукопожатие при встрече. Николай Никифоровский отмечал, что

Вербное приветствие дает сельской молодежи новый лишний раз к желательному сношению друг с другом, прерванному с началом Великого Поста.

Хлестали вербой не только людей, но и домашний скот, пчелиные ульи, вообще любой одушевленный предмет, за исключением кошек и собак. Вербным прутиком хлестали также огород и озимое поле, после чего вербу втыкали в угол поля, где она часто прорастала.

Некоторые люди даже отправлялись с прутом на кладбище и приветствовали хлестанием могилы родственников, не договаривая, правда, второй половины необходимой в этом случае фразы.

Использованный таким образом вербный прутик нельзя было приносить домой. Его следовало оставлять там, где заканчивался обход с хлестанием, непременно втыкая в землю.

3. Сожжение вербы

Оставшаяся верба хранилась в доме целый год, до следующего Вербного воскресенья. На следующий день, в Страстной (Великий) понедельник происходило торжественное сожжение прошлогодней вербы.

вербное

В Витебске уже с субботы можно встретить жителей города, которые продают вербы. Много продавцов у церквей. Фото Светланы Васильевой

Интересно, что в момент сожжение старой вербы категорически запрещалось печь рыбу и готовить щелок для стирки белья. Не дозволялось также кипятить и само белье. Некоторые хозяйки – хранительницы стародавних обычаев – выгребали золу от сожженной в печи вербы и использовали ее в качестве удобрения для рассады.

4. Верба – оберег от грозы

Чтобы защитить дом и хозяйство от попадания молнии, крестьяне на Витебщине при раскатах первого грома съедали по одной вербной почке или откусывали кончик вербного прута.

Также при наступлении грозы или приближении опасной тучи вербный пучок ставился на подоконник или на внешнюю сторону окна кончиком в сторону тучи. Считалось, что этим можно предотвратить возможную опасность.

5. Лекарство из вербы

Если в крестьянской семье кто-нибудь чувствовал недомогание, или заболевало домашнее животное, то следовало сжигать в жаровне прутик вербы вместе с можжевельником, окуривая больного для излечения или снятия порчи. Также окуривалось гнездо курицы-наседки, стельная корова и вообще всякий беременный скот.

Если отварить вербный прутик в воде, то полученный отвар можно было использовать как лекарство от колик, водянки и лихорадки (для внутреннего употребления), а также от ревматизма, опухоли и ушиба (для наружного употребления).

Измельченную в порошок вербу использовали для засыпки ран и язв – как у людей, так и у животных.

В наши дни эти обычаи давно забыты, однако вера в то, что освященная верба охраняет дом от нечистой силы, жива в народе и поныне.

«Воскресенье вербное настало, и светло на сердце сразу стало!»

Вербное воскресенье: что можно, а что нельзя.

РЕКЛАМА


РЕКЛАМА