лекция Татьяны Котович «Красные клинья плакатов: Лисицкий/Малевич»
21 декабря 2018 года в Музее Витебского народного художественного училища на улице Марка Шагала прошла лекция Татьяны Котович «Красные клинья плакатов: Лисицкий/Малевич», посвященная творчеству двух ярчайших представителей советского авангарда, творивших в Витебске в 1920-1923 годах.
Лекция вызвалабольшой интерес у представителей витебской интеллигенции – художников, поэтов, краеведов, музейных работников, собравшихся в морозный зимний вечер в старинном здании бывшего художественного училища.
Встречали присутствующих репродукции работ Марка Шагала «Эскиз праздничного панно» и Лазаря Лисицкого «Клином красным бей белых», для наглядности вывешенные на стене лекционного зала.
Рассказав об истоках творчества художников УНОВИСа, Татьяна Котович особое внимание уделила именно этому «клину», оказавшему существенное влияние на развитие советского агитационного и рекламного плаката, на творчество таких мастеров, как Дмитрий Моор (1883-1946) и Александр Родченко (1891-1956).
Особо подчеркивался крайний динамизм «красного клина» Эль Лисицкого, его брутальность, «Зевсова сила» и сексуальная энергетика, разрушающая устоявшиеся формы мироздания. Теперь уже сложно установить, «вторгается» ли клин в белый круг или, наоборот, «исторгается» из него.
Говоря об общих чертах в творчестве Малевича и Лисицкого, Татьяна Котович особо подчеркивала различия в мировосприятии двух художников-авангардистов – «статику» Малевича и «динамику» Лисицкого. Общим же был поиск таких форм художественного воздействия, которые, минуя разум и критическое осмысление, отпечатывались бы прямо в подсознании. И Утвердители нового искусства нашли эти формы, которые потом сделались основой всего советского агитационного искусства, перейдя оттуда в архитектуру, книжную графику, дизайн.
Конечно же, не обошлось без демонстрации эпизода из художественного фильма Александра Митты «Шагал-Малевич», съемки которого проходили в Витебске.
Кроме того, слушатели познакомились с историей плаката с древнейших времен до начала ХХ века, с творчеством таких мастеров данного жанра, как Владимир Маяковский, Виктор Дени, Михаил Черемных.
Не обошла вниманием Татьяна Котович и «Красную годовщину» – первое в истории Витебска празднование дня Октябрьской революции 7 ноября 1918 года. Как оказалось, именно опыт работы над плакатами, украсившими наш город в те дни, сподвиг впоследствии Марка Шагала на создание непревзойденных фантастических полотен с «парящими» над Витебском образами.
Окончанием лекции стал своеобразный флешмоб – общая фотография присутствующих в восстановленных интерьерах снимка начала 1920-х годов, изображающего учеников Витебского народного художественного училища, а также церемониальное «поклонение» выложенному на полу музея «красному клину», обессмертившему не только имя своего создателя, но и наш родной Витебск.