«Зевсова сила» витебского авангарда. О «красном клине» и не только

лекция Татьяны Котович «Красные клинья плакатов: Лисицкий/Малевич»

21 декабря 2018 года в Музее Витебского народного художественного училища на улице Марка Шагала прошла лекция Татьяны Котович «Красные клинья плакатов: Лисицкий/Малевич», посвященная творчеству двух ярчайших представителей советского авангарда, творивших в Витебске в 1920-1923 годах.

Слушатели лекции Татьяны Котович. 21 декабря 2018 г. Фото: Сергей Мартинович

Лекция вызвалабольшой  интерес у представителей витебской интеллигенции — художников, поэтов, краеведов, музейных работников, собравшихся в морозный зимний вечер в старинном здании бывшего художественного училища.

Встречали присутствующих репродукции работ Марка Шагала «Эскиз праздничного панно» и Лазаря Лисицкого «Клином красным бей белых», для наглядности вывешенные на стене лекционного зала.

Клином красным бей белых! Фото: Сергей Мартинович

Рассказав об истоках творчества художников УНОВИСа, Татьяна Котович особое внимание уделила именно этому «клину», оказавшему существенное влияние на развитие советского агитационного и рекламного плаката, на творчество таких мастеров, как Дмитрий Моор (1883-1946) и Александр Родченко (1891-1956).

Особо подчеркивался крайний динамизм «красного клина» Эль Лисицкого, его брутальность, «Зевсова сила» и сексуальная энергетика, разрушающая устоявшиеся формы мироздания. Теперь уже сложно установить, «вторгается» ли клин в белый круг или, наоборот, «исторгается» из него.

Творчество авангардистов воздействует непосредственно на подсознание. Фото: Сергей Мартинович

Говоря об общих чертах в творчестве Малевича и Лисицкого, Татьяна Котович особо подчеркивала различия в мировосприятии двух художников-авангардистов — «статику» Малевича и «динамику» Лисицкого. Общим же был поиск таких форм художественного воздействия, которые, минуя разум и критическое осмысление, отпечатывались бы прямо в подсознании. И Утвердители нового искусства нашли эти формы, которые потом сделались основой всего советского агитационного искусства, перейдя оттуда в архитектуру, книжную графику, дизайн.

Татьяна Котович рассказывает о советском плакате времен Гражданской войны. Фото: Сергей Мартинович

Конечно же, не обошлось без демонстрации эпизода из художественного фильма Александра Митты «Шагал-Малевич», съемки которого проходили в Витебске.

Кроме того, слушатели познакомились с историей плаката с древнейших времен до начала ХХ века, с творчеством таких мастеров данного жанра, как Владимир Маяковский, Виктор Дени, Михаил Черемных.

Рассказ о «Красной годовщине». Фото: Сергей Мартинович

Не обошла вниманием Татьяна Котович и «Красную годовщину» — первое в истории Витебска празднование дня Октябрьской революции 7 ноября 1918 года. Как оказалось, именно опыт работы над плакатами, украсившими наш город в те дни, сподвиг впоследствии Марка Шагала на создание непревзойденных фантастических полотен с «парящими» над Витебском образами.

Окончанием лекции стал своеобразный флешмоб — общая фотография присутствующих в восстановленных интерьерах снимка начала 1920-х годов, изображающего учеников Витебского народного художественного училища, а также церемониальное «поклонение» выложенному на полу музея «красному клину», обессмертившему не только имя своего создателя, но и наш родной Витебск.

Как Витебск в 1918 году отметил первую годовщину революции. Больше всего споров вызвали развешанные по городу плакаты Шагала

История витебского здания по улице Шагала, 5.

РЕКЛАМА


РЕКЛАМА